Ермолаева Светлана Николаевна
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»
Преподаватель математики
Учебная программа по предмету «Геометрия» 8 класс, 2012 – 2013 учебный год
Геометрия, 8 класс
13 – 14 лет
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. учебным отделом ФГКОУ
«Ставропольское президентское
кадетского училища»
____________Е. В. Черкасова
«_____»__________2012г.
Учебная программа
по предмету «Геометрия»
8 класс
на 2012 – 2013учебный год
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
| |
На заседании ПМЦ «Математика, информатика и ИКТ» Протокол № 1 от «___» _____ 2012 г.
| Ермолаева С.Н. |
Ставрополь, 2012
Оглавление.
-
Пояснительная записка.
II. Цели и задачи изучения дисциплины.
III. Содержание тем учебного курса.
IV. Календарно-тематический план.
V. Требования к уровню подготовки воспитанников.
VI. Перечень используемой литературы .
-
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса геометрии для 8 класса ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике (базовый уровень) и авторской программы курса геометрии для учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (составитель Т.А. Бурмистрова, 2009 г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе ФГКОУ СПКУ. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. На изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 68 часа в год, в том числе на контрольные работы 6 часов. На итоговое повторение в 8 классе по геометрии в конце года 2 часа, остальные часы распределены по всем темам.
Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта общего образования,
2. примерной программы по математике основного общего образования,
3. федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-13 учебный год,
4. с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
-
Цели и задачи изучения дисциплины.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
-
Содержание тем учебного курса.
-
Повторение курса геометрии 7 класса. (3 часа)
-
Четырехугольники (19 часов)
Определение четырехугольника. Параллелограмм, его признаки и свойства. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки
Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
Доказательства большинства теорем данного раздела проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.
В теоретической части раздела рассматриваются в основном свойства изучаемых четырехугольников, необходимые для дальнейшего построения теории. Однако для решения задач можно использовать и факты, вынесенные в задачи.
Основное внимание при изучении темы следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.
Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется при изучении следующей темы – в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.
-
Теорема Пифагора (17 часов)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Расстояние между двумя точками на координатной плоскости. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значение тригонометрических функций для углов 300, 450, 600.
Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками, давая им в руки вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.
В ходе решения задач учащиеся усваивают основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений учатся находить с помощью таблиц или калькуляторов значения синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач использовать значения синуса, косинуса и тангенса углов в 300, 450, 600.
Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательств ряда теорем в курсе планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используются и в курсе физики.
В конце темы учащиеся знакомятся с теоремой о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Следует заметить, что наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т.е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно в обязательном порядке от учащихся не требовать.
-
Декартовы координаты на плоскости (11 часов)
Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности и прямой. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Синус, косинус и тангенс углов от 0 до 180 градусов.
Основная цель — ввести в арсенал знаний учащихся сведения о координатах,
необходимые для применения координатного метода исследования геометрических объектов.
Метод координат позволяет многие геометрические задачи перевести на язык алгебраических формул и уравнений.
Важным этапом применения этого метода является выбор осей координат. В каждом конкретном случае оси координат целесообразно распологать относительно рассматриваемых фигур так, чтобы соответствующие уравнения были как можно более простыми.
-
Движение (7 часов)
Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель – познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т.е. не требовать от учащихся воспроизведения доказательств. Однако основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.
-
Векторы (9 часов)
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. (Коллинеарные векторы). Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. (Проекция вектора на ось. Разложение вектора по координатным осям).
Основная цель – познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами.
Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Причем наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами используются при изучении курса физики. Знания о векторных величинах и опыт учащихся, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.
-
Повторение. Решение задач (2 часа)
IV. Календарно-тематический план.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИИ В 8А, Б, В КЛАССАХ
Система уроков | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Дата | Домашнее задание | |||
Компетенции | |||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 -2 | Повторение курса геометрии 7 класса. Цель: систематизировать знания и умения учащихся по темам «Свойства простейших геометрических фигур», «Треугольники», «Параллельные прямые», «Геометрические построения».
| Повторительно-обобщающий урок | Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку. Работа с дидактическим материалом. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают на чертежах, формулируют определения треугольника. Изображают прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольники. Определяют высоту, медиану, биссектрису, среднюю линию треугольника. | Решают задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводят дополнительные построения. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 4, 6.09 | § 1 – 5 – повторить; Индивидуальные карточки по темам «Треугольник», «Параллельные прямые», «Геометрические построения» |
3 | Стартовый контроль. Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по материалу геометрии 7 класса. | Контрольный урок | Ноутбуки, электронные тесты. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 11.09 | § 1 – 5 – повторить. |
§ 6 Четырехугольники (19 часов) | |||||||||
4. | Определение четырехугольника. Цель: ввести понятия четырехугольника и его элементов; научить изображать четырехугольник и называть элементы четырехугольника, использовать определение четырехугольника при решении задач.
| Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД (Эвристическая беседа, решение задач) | УМК «Геометрия – 8», РТ (рабочая тетрадь), мультимедийное оборудование. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Уметь распознавать на чертежах, рисунках четырехугольник; определять по линейным размерам линейные размеры самой фигуры и наоборот.
| Уметь решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
| Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 13.09 | § 6 вопросы 1 — 5, задача №3. РТ № 11, 14. |
5. | Параллелограмм. Цель: ввести определение, понятие о признаках параллелограмма; научить доказывать соответствующие теоремы и применять их при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД . | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», РТ. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб. | Формулируют и доказывают теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 18.09 | § 6 вопросы 6. 7, задача № 6. РТ № 22. |
6. | Свойство диагоналей параллелограмма. Цель: научить доказывать соответствующую теорему и применять ее при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД . | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», таблица «Параллелограмм и его свойства». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб. | Формулируют и доказывают теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 20.09 | § 6 вопросы 1 – 8, задачи № 7 РТ № 27; 28. |
7 — 8 | Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма. Цель: научить доказывать соответствующую теорему и применять ее при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», таблица «Параллелограмм и его свойства», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб. | Формулируют и доказывают теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. | Исследуют свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ. | 25, 27.09 | 7) § 6 вопросы 1 — 9 задачи № 12, 19. 8) § 6 вопросы 1 – 9 задачи № 15 (3), 16 (3), 22 (1).
|
9. | Параллелограмм, свойства параллелограмма. Цель: закрепить знание определения, признаков и свойств параллелограмма; закрепить умение доказывать соответствующие теоремы и применять их при решении задач; содействовать рациональной организации труда учащихся. | Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД (практикум по решению задач) | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», таблица «Параллелограмм и его свойства», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают параллелограмм, прямоугольник | Формулируют и доказывают теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. | Исследуют свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ | 2.10 | § 6 вопросы 1 – 9. Дидактический материал: С – 1, С – 5 (№1). РТ № 35, 36,42 (По группам)
|
10-11 | Прямоугольник. Цель: ввести определение прямоугольника и сведения о его свойствах; научить доказывать соответствующие теоремы и применять их при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8»,. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб. | Формулируют и доказывают теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 4, 9.10 | 10) § 6 вопросы 10 – 11, задачи № 28, 31. 11) § 6 вопросы 1 – 11. РТ № 51, 52, 54. |
12. | Ромб. Цель: ввести определение ромба, научить строить ромб; научить решать задачи с использованием свойств ромба. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 11.10 | § 6 вопросы 12, 13; задачи № 34, 37.
|
13. | Квадрат. Цель: закрепить определения ромба, квадрата, прямоугольника и их свойства; научить доказывать соответствующие теоремы и применять их при решении задач; содействовать рациональной организации труда учащихся. | Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 16.10 | § 6 вопросы 1 — 14, задачи № 24, 41, 21, 29. (По группам) |
14. | Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его свойства». Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Параллелограмм и его свойства» | Письменная контрольная работа | Дидактические материалы. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 18.10 | § 6 вопросы 1 – 14 – повторить. Индивидуальное задание: дидактический материал С – 1(№2), С – 2. |
15. | Теорема Фалеса. Цель: сформулировать и доказать теорему Фалеса; научить применять эту теорему при решении задач, развивать логическое мышление. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8»,. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Уметь сформулировать теорему Фалеса и применять ее при решении задач. | Формулируют и доказывают теорему Фалеса; применяют ее при решении задач. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 23.10 | § 6 вопрос 15, задача № 46, 49(3).
|
16. | Средняя линия треугольника. Цель: ввести и закрепить определение и свойство средней линии треугольника; учить распознавать ее и применять ее свойство в решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8»,. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают среднюю линию треугольника; умеют вычислить длину средней линии треугольника. | Формулируют и доказывают теоремы о свойстве средней линии треугольника. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 25.10 | § 6 вопрос 16. Задача № 50, 55 РТ № 85. |
17. | Решение задач. Цель: закрепить способы решения задач с использованием теоремы Фалеса, средней линии треугольника. | Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают среднюю линию треугольника; умеют вычислить длину средней линии треугольника. | Формулируют и доказывают теоремы о свойстве средней линии треугольника. | Уметь ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
| 30.10 | § 6 вопросы 15 – 16 повторить, задачи № 51, 54, 57. |
18-20 | Трапеция. Цель: дать определения трапеции и равнобокой трапеции; рассказать о свойствах равнобокой трапеции; развивать умения и навыки нахождения средней линии трапеции; определение и построение отрезка, четвертого пропорционального трем отрезкам.
| Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают трапецию, равнобедренную и прямоугольную трапеции, среднюю линию трапеции. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Уметь ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
| 1, 6, 8.11 | 18) § 6, пункт 59, вопросы 17, 18. Задача № 62. РТ № 94. 19) § 6, пункты 59, 60, вопросы 17- 19. задачи № 63, 69. РТ № 99. 20) § 6, пункты 59-61, вопросы 1 – 20, Задачи № 68, 72. РТ № 106. |
21. | Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция». Цель: научить решать задачи с использованием теоремы Фалеса, средней линии трапеции. | Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и изображают трапецию, равнобедренную и прямоугольную трапеции, среднюю линию трапеции. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 13.11 | § 6 вопросы 1 – 20, задачи № 45, 66. |
22. | Контрольная работа №2 по теме «Четырехугольники». Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Четырехугольники». | Письменная контрольная работа | Дидактические материалы. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 15.11 | § 6, пункты 50 – 61 повторить, вопросы 1 – 20. |
§ 7. Теорема Пифагора (17 часов) | |||||||||
23. | Косинус угла. Цель: дать определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника, формулировку и доказательство теоремы; научить вычислять косинус угла при решении конкретных задач, строить угол по его косинусу. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8»,. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и вычисляют косинуса угла прямоугольного треугольника. | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 20.11 | § 7 вопросы 1 — 2; задача № 1 (2; 3), РТ № 114. |
24-25 | Теорема Пифагора. Цель: дать формулировку теоремы Пифагора и следствий из нее; научить доказывать теорему Пифагора, применять ее при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Уметь формулировать теорему Пифагора и применять ее при решении задач. Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка | Формулируют и доказывают теорему Пифагора; применяют ее при решении задач. Решают задачи на вычисления. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 22.11 27.11 | 24) § 7, пункт 63. вопросы 3 – 5; Задачи № 2 (1), 3 (1), 6 (1). 25) §7, пункт 63, вопросы 3 – 5, задачи № 7, 12. РТ № 120. |
26. | Египетский треугольник. Цель: закрепить знание формулировки и следствий теоремы Пифагора; научить решать задачи по данной теме; дать понятие египетского треугольника. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Уметь формулировать теорему Пифагора и применять ее при решении задач. Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка | Формулируют и доказывают теорему Пифагора; применяют ее при решении задач. Решают задачи на вычисления. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 29.11 | §7, пункт 63, 64, вопросы 3 – 5, Задачи № 10, 16. РТ № 122, 124. (По группам) |
27. | Перпендикуляр и наклонная. Цель: дать определения перпендикуляра, проекции, наклонной; научить решать задачи по данным определениям. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение перпендикуляра и наклонной, вычисляют их длину при решении задач. | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. | Уметь ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
| 4.12 | §7, пункт 65, вопросы 1 — 6; задача № 16, 60. РТ № 130. |
28. | Неравенство треугольника. Цель: дать определение расстояния между произвольными точками плоскости, неравенства треугольника; научить доказывать теорему в ходе изучения текущего материала, применять неравенство треугольника при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют неравенство треугольника. | Решают задачи на доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 6.12 | §7, пункт 66, вопросы 7, 8; задача № 2, 24 (1), 33.
|
29. | Решение задач. Цель: систематизировать и обобщить знания по теме «Теорема Пифагора» при решении задач. | Урок закрепления и совершенствования ЗУН, СУД (Практикум). | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», карточки для индивидуальной работы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Решают задачи на вычисления. Выделяют в условии задачи условие и заключение. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. | Решают задачи на доказательство и вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводят дополнительные построения в ходе решения. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи
| Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 11.12 | §7, пункты 62 – 66, вопросы 1 — 8; задача № 6 (3), 11. РТ № 125, 132. |
30. | Контрольная работа № 3 по теме «Теорема Пифагора». Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Теорема Пифагора». | Письменная контрольная работа | Дидактические материалы. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | 13.12 | §7, пункты 62 – 66 повторить. Индивидуальное задание: дидактический материал К – 3, вариант 3. |
31. | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Цель: дать определения синуса и тангенса острого угла, формулу ; научить решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют определение и вычисляют синус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §7, пункт 67, вопросы 9, 10; задача № 46, 47, 49. |
32. | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Цель: научить выражать одну величину через другую; научить применять при решении задач теорему Пифагора; содействовать рациональной организации труда учащихся. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §7, пункт 67, вопросы 9, 10 повторить; задача № 61 (3а, 4б).
|
33-34 | Основные тригонометрические тождества. Цель: рассмотреть основные тригонометрические тождества, учить использовать их в несложных вычислениях; научить применять при решении задач тригонометрические тождества. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Распознают, формулируют основные тригонометрические тождества. | Выводят формулы, выражающие основные тригонометрические тождества. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| 33) §7, пункт 68, вопрос 11; задачи № 54, 62 (1, 3, 7). 34) §7, пункт 68, вопрос 11; задачи № 56, 63 (1), 64 (1), 65 (1). |
35-36 | Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. Цель: дать значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°; 45°; 60°; научить доказывать теорему о соотношении синуса и косинуса острого угла, решать задачи на вычисление с использованием полученных знаний. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Формулируют определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса углов 30°; 45°; 60°.
| Выводят формулы, выражающие функции углов 30°; 45°; 60°.через функции острых углов. Вычисляют значение функции угла по одной из его заданных функций. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| 35) §7, пункт 69, вопросы 12, 13; задачи № 66, 68. 36) §7, пункт 69, вопросы 12, 13; задачи № 69, 70. |
37. | Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла. Решение задач. Цель: научить применять знания о значениях синуса, косинуса и тангенса некоторых углов при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Уметь применять знания о значениях синуса, косинуса и тангенса некоторых углов при решении задач. | Уметь применять знания о значениях синуса, косинуса и тангенса некоторых углов при решении задач. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §7, пункты 67 — 70, вопрос 1 — 14; задачи № 71, 57. |
38. | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». Цель: систематизировать и обобщить знания по теме «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике» при решении задач. | Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §7, пункты 62 — 70, вопрос 1 — 14; Индивидуальное задание: дидактический материал К – 4, вариант 1.
|
39. | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике». Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике». | Письменная контрольная работа | Дидактические материалы. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §7, пункты 62 – 70 повторить. Индивидуальные комплексные задания.
|
§ 8. Декартовы координаты на плоскости (11 часов) | |||||||||
40. | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка. Цель: научить строить точки по координатам, определять знаки координат точек, в зависимости в какой четверти они лежат, научить применять формулы координат середины отрезка при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют понятие декартовой системы координат. Умеют строить точки по их координатам и определять координаты по положению точки. | Выводят и используют формулы координат середины отрезка при решении задач. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 71, 72, вопросы 1 — 4; задачи № 1, 6, 12 (2, 3). |
41-42 | Расстояние между точками. Цель: ввести формулу расстояния между двумя точками координатной плоскости; научить выводить ее и вычислять расстояния между точками с заданными координатами. Закрепить умение решать задачи на нахождение расстояния между точками; закрепить умение находить координаты середины отрезка. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют формулы координат середины отрезка, расстояния между двумя точками плоскости. Умеют применять при решении задач. | Выводят и используют формулы координат середины отрезка, расстояния между двумя точками плоскости при решении задач. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| 41) §8, пункт 73, вопросы 1 — 5; Задачи № 16 (найти и длины медиан). 42) §8, пункт 72, 73, вопросы 4 — 5; задачи № 19, 22. РТ № 176, 177. |
43. | Уравнение окружности. Цель: ввести уравнение окружности; научить выводить его и применять при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют формулу уравнения окружности. Умеют написать уравнение окружности по координатам ее центра. | Выводят и используют формулу уравнения окружности при решении задач. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 74, вопрос 7; задачи № 24 (1), 25. |
44. | Уравнение прямой. Цель: дать общее уравнение прямой; научить выводить уравнение прямой в ходе изучения текущего материала и использовать его при решении задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Объясняют и иллюстрируют формулу уравнения прямой. Умеют написать уравнение прямой по координатам ее точек. | Выводят и используют формулу уравнения прямой при решении задач. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 75, вопросы 7, 8; задачи № 36 (2), 37, 39(2). |
45. | Уравнение окружности. Уравнение прямой. Цель: закрепить умения и навыки решения задач на уравнение окружности и уравнение прямой. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Умеют написать уравнение окружности по координатам ее центра. Умеют написать уравнение прямой по координатам ее точек. | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи
| Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 74, 75, вопросы 7, 8; задачи № 29, 32, 38. |
46. | Координаты точки пересечения прямых. Расположение прямой относительно системы координат. Цель: закрепить умения и навыки решения уравнения прямой; научить находить точки пересечения прямых. Рассмотреть частные случаи расположения прямой
относительно осей координат. | Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Изображают, распознают и описывают взаимное расположение прямых на плоскости. | Изображают, распознают и описывают взаимное расположение прямых на плоскости. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 76, 77, вопросы 9, 10, задачи № 40 (3), 36 (3 и расстояние АВ), 45. |
47. | Угловой коэффициент в уравнении прямой. График линейной функции. Цель: рассмотреть геометрический смысл коэффициента k в уравнении вида y=kx+q; научить приводить уравнения вида ax+by+c=0 к уравнениям вида y=kx+q . | Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8».
| Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Изображают, распознают и описывают взаимное расположение прямых на плоскости. | Изображают, распознают и описывают взаимное расположение прямых на плоскости. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 78, 79, вопросы 11 — 12; задачи № 48, 49 (3). |
48. | Пересечение прямой с окружностью. Цель: рассмотреть, при каких условиях (связывающих числа R и d) прямая пересекает окружность в двух точках; касается окружности; не пересекается с окружностью; научить применять эти знания при решении задач. | Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Изображают, распознают взаимное расположение прямой и окружности.
| Изображают, распознают и описывают взаимное расположение прямой и окружности.
| Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 71 — 80, вопросы 1 — 13; дидактический материал К – 5, вариант 4. |
49. | Контрольная работа №5 по теме «Декартовы координаты на плоскости». Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Декартовы координаты на плоскости». | Письменная контрольная работа | Дидактические материалы. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Опираясь на данные условия задачи, находят возможности применения необходимых формул, преобразовывают формулы. Используют формулы для обоснования доказательства. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §7, 8, пункт 71 — 80, Вопросы 1 – 13 повторить. Индивидуальные комплексные задания. |
50. | Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 00 до 1800. Цель: дать формулы определения синуса, косинуса, тангенса любого угла от 0° до 180°; научить доказывать теорему, применять доказанные в теореме формулы для решения задач. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Формулируют определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса от 0 до 180 градусов. | Выводят формулы, выражающие функции углов от 0 до 180 градусов через функции острых углов. Вычисляют значение функции угла по одной из его заданных функций. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| §8, пункт 81, вопрос 14; задачи 56 (3, 4). Выучить таблицу значений синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. |
§ 9. Движение (7 часов) | |||||||||
51. | Преобразование фигур. Свойства движения. Цель: познакомить учащихся с понятием преобразования фигур на плоскости, ввести определение движения и доказать его свойства. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют понятия преобразования фигур на плоскости, определяют движение. | Объясняют понятия преобразования фигур на плоскости, определяют движение и доказывают его свойства. | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункты 82, 83 вопросы 1 — 4; РТ № 218, 213 (1). |
52. | Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой. Цель: дать определение фигур, симметричных относительно центра и оси симметрии; научить строить точки и простейшие фигуры, симметричные данным относительно прямой и относительно точки. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, доказывают равенство фигур. | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункты 84, 85 вопросы 5 — 14; задачи № 8, 16. |
53. | Поворот. Цель: повторить определение движения, дать формулировки теорем о повороте, строить образы простейших фигур при повороте. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. Доказывают равенство фигур. | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункты 86, вопрос 15; задачи № 19, 20. |
54. | Параллельный перенос и его свойства. Цель: ввести формулы, задающие параллельный перенос; доказать, что параллельный перенос есть движение; научить выполнять упражнения, строить фигуры, в которые переходят, соответственно, данная точка, прямая и т. д. при параллельном переносе. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. Доказывают равенство фигур. | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункт 87, вопросы 16, 17; задачи № 27, 28. |
55. | Существование и единственность параллельного переноса. Сонаправленность полупрямых. Цель: научить выявлять сонаправленные и противоположно направленные лучи в указанных конфигурациях. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункты 88, 89, вопрос 18 — 21; задачи № 29 (1), 30 (2), 31 (2). |
56. | Равенство фигур. Цель: доказать равносильность двух определений равенства треугольников. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. | Объясняют и иллюстрируют понятия равенства фигур. Строят равные и симметричные фигуры, выполняют параллельный перенос и поворот. Доказывают равенство фигур. | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункт 90, вопрос 22; задачи № 35 (2), 38. |
57. | Практическая работа по теме «Движение». Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по теме «Движение». | Урок комплексного применения ЗУН, СУД. (Практикум). | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Умеют выполнять проекты по темам геометрических преобразований на плоскости | Умеют выполнять проекты по темам геометрических преобразований на плоскости | Исследуют свойства движений с помощью компьютерных программ |
| §9, пункт 82 — 90, вопросы 1 — 22. Индивидуальное задание: дидактический материал К – 6, в – 1. |
§ 10. Векторы (9 часов) | |||||||||
58. | Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Цель: ввести определения по теме, научить применять определение равных векторов и его следствия, откладывать от заданной точки, вектор, равный данному. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Формулируют определения и иллюстрируют понятия вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных векторов, равных векторов | Формулируют определения и иллюстрируют понятия вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных векторов, равных векторов | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| § 10, пункты 91, 92, вопросы 1 – 7, задачи № 1 – 3. РТ № 270, 271. |
59. | Координаты вектора. Цель: научить вычислять координаты вектора, откладывать вектор с заданными координатами от любой точки координатной плоскости, вычислять длину вектора, использовать при решении задач условие равенства векторов. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Уметь определять координаты вектора через координаты его концов, вычислять по формуле длину вектора. | Использовать при решении задач формулы для нахождения длины вектора и его координат. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| § 10, пункт 93, вопросы 8, 9, задачи № 6, 7. РТ № 276. |
60-61 | Сложение векторов. Сложение сил. Цель: научить строить вектор, равный сумме или разности векторов; отработать умение находить координаты суммы и разности векторов. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически. Находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов. | Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически. Находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| 60) § 10, пункт 94, вопросы 10 — 15, задачи № 8 (2), 9 (3, 4). РТ № 282, 286. 61) § 10, пункты 94, 95, вопросы 10 — 16, задачи № 10 (2), 13 (2). РТ № 289. |
62. | Умножение вектора на число. Цель: дать определение произведения вектора на число; доказать свойства умножения вектора на число; научить строить вектор, равный произведению числа и данного вектора. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Оперировать с векторами: находить вектор, равный произведению заданного вектора на число. Находить для векторов, заданных координатами: координаты вектора, равному произведению заданного вектора на число. | Оперировать с векторами: находить вектор, равный произведению заданного вектора на число. Находить для векторов, заданных координатами: координаты вектора, равному произведению заданного вектора на число. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| § 10, пункт 96, вопросы 17 — 18, задачи № 19, 20 (2). РТ № 289. |
63. | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Цель: ввести понятие коллинеарных векторов, учить распознавать коллинеарные векторы, заданные в геометрической и координатной форме. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Оперировать с векторами: представлять вектор в виде разложения по двум неколлинеарным векторам.
| Оперировать с векторами: представлять вектор в виде разложения по двум неколлинеарным векторам. Применять при решении задач. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| § 10, пункт 97, вопросы 19 — 20, задачи № 22, 23.
|
64. | Скалярное произведение векторов. Разложение вектора по координатным осям. Цель: ввести определение скалярного произведения двух векторов, определение скалярного квадрата вектора; научить находить для векторов, заданных координатами, их скалярное произведение; угол между ними. | Урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами.
| Вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
| Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| § 10, пункт 98, вопросы 21 — 26, задачи № 29, 32.
|
65. | Решение задач по теме «Векторы». Цель: закрепить умение складывать и вычитать векторы; находить скалярное произведение векторов и применять умения при решении задач. | Урок комплексного применения ЗУН, СУД. | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8». Таблицы по планиметрии, дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) | Выполняют операции над векторами. | Выполняют операции над векторами. |
|
| § 10, пункт 98, вопросы 21 — 26, Дид. материалы: КП – 6 (Ершова)
|
66. | Контрольная работа № 6 по теме «Векторы». Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Векторы». | Письменная контрольная работа | Дидактические материалы. | Личностные, метапредметные регулятивные (составлять план решения проблемы). | Выполняют операции над векторами. | Опираясь на данные условия задачи, находят возможности применения необходимых формул, преобразовывают формулы. Используют формулы для обоснования доказательства. |
|
| § 10, пункт 91 — 98, вопросы 1 — 20, РТ № 303, 305, 308. |
67-68. | Повторение. Решение задач. Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по курсу геометрии 8 класса. | Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД | Интерактивная доска, мультимедийное оборудование. УМК «Геометрия – 8», дидактические материалы. | Личностные, метапредметные познавательные (совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.) Метапредметные коммуникативные. | Решают задачи на вычисления. Моделируют условие задачи с помощью чертежа или рисунка. Выделяют на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. | Обобщают, систематизируют и классифицируют изученный материал. Решают задачи на построение, доказательство. Интерпретируют полученный результат и сопоставляют его с условием задачи. | Анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. |
| § 6 – 10 повторить, дидактические материалы: К – 8, варианты 1, 2, 3. Индивидуальные комплексные задания. |
-
Требования к уровню подготовки воспитанников.
В результате изучения геометрии ученик должен
уметь
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180
-
определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Планируемые виды деятельности учащихся
Л (личностные),
П (метапредметные познавательные),
К (метапредметные коммуникативные);
Р (метапредметные регулятивные)
Л (личностные):
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Р (метапредметные регулятивные):
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами также и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
П (метапредметные познавательные):
– совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.
– совокупность умений по использованию доказательной математической речи.
– совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.
– умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
К (метапредметные коммуникативные):
– совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
VI. Перечень используемой литературы .
-
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
-
Тематическое приложение к вестнику образования №4 2005 г.
-
Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., Д.: Дрофа, 2002г.
-
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, — М.: Просвещение, 2011
-
«Математика», № 13, 2009г. Газета, Приложение к газете «Первое сентября»». Тематическое планирование и контрольные работы по геометрии.
-
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010.
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, — М.: Илекса, 2008.
-
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 7 класс. – М.: Генжер
-
Н.Б.Мельникова. Поурочное планирование по геометрии в 8 классе. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.