Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4»
Волжского района города Саратова Саратовской области
Интеллектуальная игра по химии
для учащихся 9-11 классов
«Что, где, почему?»
Тема игры: «Химия и жизнь»
подготовила
учитель химии
Ширяева Татьяна Анатольевна
г. Саратов
2011
Химическая игра для учащихся 9 – 11 классов «Что, где, почему?»
Тема игры «Химия и жизнь»
Игра проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой «Что, где, когда?»
Цели игры:
1) Развивать интерес учащихся к химии.
2) Активизировать их познавательную активность, приобщать учащихся к чтению научно-популярной литературы.
3) Использовать навыки логического и абстрактного мышления.
4) Развивать умение обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результаты, включая интуицию.
5) Формировать умения отстаивать свои убеждения, выбирать из массы накопленных знаний главное и существенное, делать нужные выводы.
6) Повышать мотивацию обучения.
Девиз:
«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед»
(Эмиль Золя)
Подготовка к игре
Заранее формируется команда учащихся 9 -11 классов в количестве 6 человек – лучших знатоков химии в школе.
Игра проводится в актовом зале или большом кабинете.
На стене вывешиваются плакаты:
«Что, где, почему?», «Игра по химии», «Тема игры «Химия и жизнь», девиз: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед» (Эмиль Золя)
На сцене – стол для знатоков, разделенный на 14 секторов, секундомер.
Презентация к игре.
Условия игры:
На игровом столе 13 вопросов, 14-й сектор – музыкальная пауза.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Игра продолжается до 7 очков.
На размышление дается 1 минута.
В блиц–туре на обдумывание дается по 20 секунд на каждый вопрос.
Конверт с вопросами выбирается с помощью волчка или, в его отсутствие, учащиеся — игроки называют последовательность чисел (от 1 до 13), обозначающих номера вопросов. В презентации имеется табло, на котором можно выбрать необходимый вопрос.
Болельщики, нарушающие дисциплину или подсказывающие, удаляются из зала.
Вопросы для игры могут придумать сами учащиеся (задание дается за 3-4 недели до игры), и тогда сами учащиеся выступают в роли «телезрителей».
Учащиеся, выигравшие вопрос (зрители или знатоки), получают приз.
План игры:
Вступительное слово ведущего
Условия игры
Представление команды
Раунды (от 7 до 13 в зависимости от того, как складывается игра)
Подведение итогов
Ведущий (учитель химии):
Уважаемые ребята!
Начинаем игру в интеллектуальном казино «Что, где, почему?».
Открываем заседание элитарного клуба знатоков. Игра посвящена царице всех наук – великой волшебнице нашего времени – ХИМИИ!
Тема игры: «Химия и жизнь»
Можно ли превратить горох в шерсть? А из газа получить галоши? Уже никто не удивляется, что даже части человеческого тела (кровеносные сосуды, кости) можно сделать из пластмассы.
Этим чудесам мы обязаны такой науке, как химия!
Демонстрируются химические «чудеса»:
«Дым без огня»
«Огонь без спичек»
«Вулкан»
Представляем главных участников игры. В игре принимает участие команда знатоков, великолепная шестерка, сборная команда учащихся 9 – 11-х классов, лучшие химики города Саратова, района. Приветствуем ребят!
Представляются индивидуально все члены команды. Например, будущий ректор аграрного университета………., будущий академик в области биохимии…………….., будущее светило в области фармакологии………….и т.д.
Итак, начинаем игру. Счет 0 – 0.
I раунд
II раунд
……………………..
Приветствуем команду, показавшую блестящую игру и выигравшую со счетом……………..
Вопросы и ответы для игры
1. Какая связь между клубнями картофеля и автопокрышкой?
Ответ: Из картофеля, содержащего крахмал, получают спирт, а из спирта вырабатывают бутадиен, из которого с помощью реакции полимеризации синтезируют каучук. Из каучука делают автопокрышки.
2. Шел XVII век. Монастырь. Молодому монаху было поручено приготовить красную краску «скарлет». В соответствии с рецептом он взял водный раствор нитрата ртути Hg(NO3)2 и прилил к нему раствор йодида калия KI. Монах увидел, как раствор сначала стал красным, а затем прозрачным и бесцветным. Никакого красного осадка «скарлет» не образовалось. Объяснив происшедшее «дьявольским наваждением», монах бросил работу и стал молиться.
Ответ: Красный осадок йодида ртути (краска «скарлет»), малорастворимый в воде, образуется только при смешивании строго стехиометрических количеств реагентов, отвечающих реакции:
Hg(NO3)2 + 2KI = HgI2↓ + 2KNO3
Вероятно, монах вылил в сосуд с раствором нитрата ртути весь раствор йодида калия, рассчитанный на несколько синтезов. Поэтому образовавшийся вначале осадок йодида ртути HgI2 стал тотчас же взаимодействовать с избытком йодида калия, образуя прозрачный раствор тетрайодомеркурата калия:
HgI2 + 2KI = K2[HgI4]
3. Раствор этого вещества – один из «лучших друзей» новорожденного ребенка. В слабом растворе малыша купают, крепким – моллюски прижигают.
Ответ: Это раствор перманганата калия KMnO4 (марганцовка).
4. «Черный ящик»
Это вещество получают из животных и растительных жиров, нафтеновых кислот, канифоли, таллового масла. Это вещество обладает очень важным свойством для практической жизни человека. Что находится в «черном ящике»?
Ответ: Мыло – натриевые соли высших карбоновых кислот.
5. Так называют и химический элемент, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. Что это?
Ответ: Титан.
6. Блиц
а) Как иначе называют глюкозу?
(Виноградный сахар)
б) Какой газ называется карбоновым драконом?
(Метан)
в) Как называется раствор натурального каучука в бензине?
(Растительный клей)
7. В Зимбабве полагают использовать для этих целей самогон из сахарного тростника, а в некоторых странах – растительное масло. Для чего?
Ответ: Замена бензина.
8. Какие три главных средства химия дала хирургии, благодаря которым современные операции стали безболезненными и вообще возможными?
Ответ: 1) Введение в практику эфирного наркоза, а затем и других наркотических средств.
2) Использование антисептических средств для предупреждения инфекции.
3) Получение новых, не имеющихся в природе, аллопластических материалов – полимеров.
9. Раньше на Руси (когда не было шампуней) голову мыли так: настаивали на золе воду, процеживали и этой водой мыли. Зачем это делали?
Ответ: Щелочь снижает жесткость воды. А зола содержит поташ – карбонат калия, который подвергается гидролизу с образованием щелочной среды.
10. «Черный ящик»
Всем известно, что «царская водка» растворяет почти все металлы, но есть всем известное бытовое покрытие, которое не поддается этому воздействию. Назовите это покрытие.
Ответ: Это – тефлоновое покрытие, сделанное из пластмассы, которая также называется фторопластом. На него не действует даже «царская водка».
11. Какими 3-мя способами можно обеззаразить воду в полевых условиях?
Ответ: 1) Прокипятить
2) Добавить небольшое количество перманганата калия (марганцовки)
3) Обработать активированным углем.
12. В начале XX века из Нью-йоркского порта вышла в открытый океан красавица – яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус яхты был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво: сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок!
Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта быстро пошла ко дну. Почему?
Ответ: Алюминий в контакте с медью является протектором (как более активный металл), и поэтому подвергается коррозии.
13.Эти вещества широко распространены в растительном мире. Обладают сильным физиологическим действием. В больших дозах – яды. В малых дозах применяются как лекарства. Они содержатся в маковых, пасленовых. Обычно входят в состав органических кислот – щавелевой, яблочной, лимонной. Назовите класс этих веществ.
Ответ: Алкалоиды. Например: хинин, морфин, кофеин, атропин и другие.
Список использованной литературы:
-
С.М. Курганский «Внеклассная работа по химии»
-
С.М. Курганский «Интеллектуальные игры по химии»
-
В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова «Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке»