Урок по теме: 10 класс

«Получение и применение

предельных одноатомных спиртов»

Хабибярова А.А., учитель химии

Цель урока: познакомить со способами получения и применения спиртов.

Задачи:

1. Обучающие:

— изучить способы получения спиртов и области их применения;

— углубить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

2. Развивающие:

— развитие умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке,

— навык взаимного сотрудничества при работе в паре;

— навык рефлексии;

— логико-смыслового мышления.

3. Воспитательные:

— расширить кругозор учащихся,

— содействовать формированию научного мировоззрения,

— интереса к химии

— формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению.

Способы работы: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа.

Методы используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), контроля (устный опрос).

Средства обучения: химическое оборудование, учебник, презентация, проектор, компьютеры.

Оборудование на столах учащихся: водный раствор яичного белка, азотная кислота, этанол, вода, пробирки, штатив для пробирок.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок – исследование.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос (по цепочке).

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал.

— какие соединения называют кислородосодержащими?

— перечислить кислородосодержащие группы (-ОН гидроксильная, -СООН карбоксильная, -С=О карбонильная).

— по числу гидроксильных групп на какие группы делятся спирты? (одноатомные, многоатомные).

— по характеру углеводородного радикала? (предельные, непредельные, ароматические)

— по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). Четвертичных не бывает, так как атом углерода связан с 4мя другими атомами углерода, поэтому на связь с – ОН нет больше валентности.

  1. Мотивация.

Учитель: что вы знаете о спиртах? Какими способами получают, и где применяют спирты?

Из материала сегодняшнего урока вы найдете ответы на эти вопросы.

Знать:

— способы получения,

— области применения,

— вредное воздействие этанола на организм человека.

Уметь:

— составлять уравнения химических реакций,

— опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,

— делать выводы.

И так, запишите число и тему нашего урока. Сейчас вместе с вами сформулируем цель урока: познакомиться со способами получения и применения спиртов.

  1. Изучение нового материала

3.1. Учитель: В природе спирты в чистом виде встречаются очень редко, в основном в виде производных – сложные эфиры.

Хотя спирты можно рассматривать как производные углеводородов, получить их непосредственным окислением алканов очень трудно.

Поэтому вначале из предельного углеводорода получают

галогенопроизводное, затем гидролизом получают спирт.

Рассмотрим схему превращений: СnH2n+2 —- СnH2n+1 Hal —- СnH2n+1 OH.

Эта схема указывает на генетическую связь между углеводородами и спиртами.

А сейчас рассмотрим на примере уравнений реакций:

C2H6 + Cl2 = C2H5Cl + HCl

C2H5Cl + NaOHHO C2H5OH + NaCl + Н2О

Однако на практике этот способ не применяется.

Учитель: А сейчас рассмотрим основные способы получения спиртов.

Цель: познакомиться с этими способами получения.

1. Гидратация алкенов – присоединение воды по пи-связи молекулы алкена.

СН2 = СН2 + Н2О —— C2H5OH , такой спирт называется синтетическим.

  1. Метанол – древесный спирт – указывает на способ его получения – сухая перегонка древесины.

  2. В промышленности получают при взаимодействии водорода с угарным газом при повышенной температуре, давлении и в присутствии катализатора.

СО + 2Н2 ——— СН3 –ОН

  1. Брожение пищевого сырья (зерновых культур, картофеля, ягод, отходов сахарного производства).

C6H12О6 ——— 2 C2H5OH + 2 СО2

Спирт, полученный таким способом, называют пищевым или винным.

3.2. Применение спиртов.

Учитель: переходим к сфере применения спиртов.

Цель: выявить области применения спиртов на примере этанола.

Вам предстоит самостоятельно выявить области применения спиртов на примере этанола. Выпишите, пожалуйста, в тетради области применения этанола используя схему №7 на стр.153 учебника.

Учитель: Применение этанола обширно. Он используется в производстве:

( учащиеся перечисляют):

— синтетического каучука,

— лекарственных препаратов,

— как растворитель,

— лаки, краски, парфюмерные средства,

— в медицине – как дезинфицирующее средство ( так как убивает все микробы),

— для приготовления алкогольных напитков.

Остановимся на последнем пункте.

Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, и немало случаев их использования. Все они отличаются по силе и воздействию на организм человека. Но среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный яд, который человек употребляет в ущерб своему здоровью – это этиловый спирт.

Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями.

Статистика:

Учитель: А сейчас, ребята, у вас есть возможность почувствовать себя в роли исследователя, и на практике узнать о процессах разрушения белков в организме под влиянием этанола.

    1. Практическая работа:«Влияние этанола на молекулы белков».

Учитель: Проведем небольшое исследование. Вы должны проверить опытным путем влияние этанола на молекулы белков.

Работа будет проходить в парах. Перед тем, как приступить к эксперименту, необходимо повторить Правила техники безопасности при проведении практических работ.

Инструктивная карта № 1.

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания.

Клеточные катализаторы называют ферментами. Каталитическая активность ферментов исключительно велика. Они ускоряют реакции в десятки, сотни миллионов раз. По химической структуре ферменты – белки.

Почти каждая химическая реакция в клетке катализируется особым ферментом.

Цель эксперимента:

Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке.

Ход эксперимента:

Добавьте в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Инструктивная карта № 2.

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания.

В состав эритроцитов входит белковое вещество гемоглобин, которое определяет красный цвет крови. Поэтому эритроциты называют красными кровяными клетками. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма.

Цель эксперимента:

Выявить причину разрушения молекулами спирта красных кровяных клеток и последствия этого процесса.

Ход эксперимента:

Добавьте по отдельности в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Инструктивная карта № 3.

Влияние этанола на молекулы белков.

Опорные знания.

Бактерии имею очень малые размеры и различную форму. Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. Плазматическая мембрана состоит из липидов и белков.

Бактериальная клетка содержит богатый набор ферментов и биологически активных веществ.

Цель эксперимента:

Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами ( вызывает гибель бактериальных клеток)

Ход эксперимента:

Добавьте по отдельности в три пробирки с яичным белком: 1 пробирка -5 мл воды, 2 пробирка –этиловый спирт, 3 пробирка –азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием спирта и кислоты? Как называется этот процесс?

Учитель: Ребята, давайте подведем итог по практической частью нашего урока:

как влияет этанол на ферменты клетки?

что происходит с эритроцитами под влиянием этанола?

как влияет этанол на живые клетки?

Вывод: этиловый спирт вызывает гибель белковых молекул. Опасен для живого организма.

    1. Сведения из области медицины.

Цель: расширить кругозор учащихся по данной теме.

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, молекулы спирта поступают в желудочно –кишечный тракт. В отличие от других многих веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая клеточные мембраны, через час достигает максимальной концентрации в крови. Быстро всосавшись в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма.

Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 грамм пива погибает около 3000 клеток головного мозга, 100 грамм вина -5000 клеток, 100 грамм водки -7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

В одной бутылке пива содержится 100 грамм водки.

Учитель: а теперь, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и слайды презентации о вредном воздействии этилового спирта на организм человека.

Вывод:

— этанол незаменим в медицине, т.к. обладает множеством полезных свойств.

— частое потребление этанола может вызвать алкогольную зависимость.

— при злоупотреблении человек может нанести непоправимый вред своему организму, т.к. этанол оказывает негативное влияние на все системы органов.

Знать:

— способы получения,

— области применения,

— вредное воздействие этанола на организм человека.

Уметь:

— составлять уравнения химических реакций,

— опытным путём определять негативное воздействие этанола на организм человека,

— делать выводы.

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель: а теперь, для закрепления изученного материала, выполним следующее задание.

Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору).

* — задание на «3».

Закончите уравнение реакции.

СН2 = СН2 + Н2О = — первый вариант

СО + 2Н2 = — второй вариант

** -задание на «4»

Закончите следующие уравнения реакций:

C2H6 + Cl2 =

C2H5Cl + NaOH —HO

*** — задание на «5»

Осуществите следующее превращение для соединения с тремя атомами углерода.

СnH2n+2 —- СnH2n+1 Hal —- СnH2n+1 OH.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинение – рассуждение «Спирт: друг или враг?»

Ребята, дайте оценку своей деятельности на уроке.

  1. Рефлексия

  • Усвоил(а) ли ты материал урока?

  • Что этому способствовало?

  • Было ли тебе интересно?

  • Сумел(а) ли ты получить новые знания?

  • Ты сумел(а) показать свои знания?

Спасибо за урок !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here