Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока для 6 класса «Вода и ее свойства. Твердое состояние»
подготовила
воспитатель
Симакова Татьяна Леонидовна
Чебоксары
март 2013
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Расширить представления детей о воде, ее свойствах.
Дать представление о том, как осуществляется переход воды из жидкого состояния твердое и наоборот.
Познакомить с законом сохранения, показать взаимозависимость количества и качества воды.
Научить моделировать вещество, описывать его через игру « Маленькие человечки». Учить обыгрывать предполагаемые модели.
Уметь находить противоречия и разрешать их в окружающей действительности. Игра « Хорошо — плохо»- Лед.
Расширить знания детей о значении воды в жизни человека.
Развивающие задачи:
Развивать воображение, творческое мышление
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Продолжать работу по сохранению и укреплению психического и физического здоровья.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: хрупкий, твердый, толстый, тонкий, скользкий, прозрачный.
Материал: Лед тонкий (толстый- кусочки), лист бумаги белой, картинки с изображением « Маленьких человечков», банка с водой, маленький гвоздик,
1. Игра « Да-нет»
Воспитатель. Ребята, я загадала объект, отгадайте, что это? Задавайте вопросы.
Дети.- Это предмет неживой (живой) природы?
Воспитатель. Да.
Дети. Он твердого (жидкого) состояния?
Воспитатель. Да.
Дети. Это лед?
Воспитатель. Да.
2. Рассматривание льда тонкого (толстого)
Воспитатель. Какие льдинки?
Дети. Холодные, тонкие, прозрачные, скользкие, гладкие, мокрые, хрупкие, легкие.
3. Сравнение тонкого и толстого льда.
Воспитатель. Почему толстый лед сломать трудно, а тонкий — легко?
Вывод: Чем больше воды, тем толще и крепче льдинка и наоборот.
Воспитатель. Какого цвета льдинка?
Предложить сравнить льдинку с белым листом бумаги.
Воспитатель. Через тонкую льдинку, если посмотреть, можно увидеть предмет?
Дети. Да.
Воспитатель. А через белый лист бумаги?
Дети. Да.
Воспитатель. С чем можно сравнить льдинку, если она прозрачная, хрупкая?
Дети. Со стеклом.
Воспитатель. Можно увидеть предмет за толстым льдом?
Дети. Нет.
Предложить попробовать приложить предмет и рассмотреть его за толстым льдом.
Вывод: Чем толще лед, тем он менее прозрачен.
Напомнить детям о «маленьких человечках», которые живут в веществах.
4. Физкультминутка Игра ТРИЗ « Маленькие человечки»
Воспитатель. Почему лед крепкий?
Дети. Потому что в нем живут человечки твердого вещества, которые крепко держатся за руки.
Предложить детям построить модель твердого вещества.
Дети встают в круг, крепко держась за руки, воспитатель пробует разорвать круг, у него ничего не получается.
Воспитатель. Где еще могут жить человечки твердого вещества?
Дети. Камень, дерево, металл и т.д.
Воспитатель. Но вот стало солнышко пригревать и лед стал таять, человечки уже не держатся за руки, а просто стоят рядом.
Дети строят модель жидкого вещества, стоят рядом в кругу, не держась за руки. Воспитатель легко проходит между детьми.
5. Игра « Что бывает жидким?» Дети перечисляют вещества жидкого состояния( Вода, молоко, сок, суп и т.д.)
6. Опыт « Тонет- не тонет»
У воспитателя кусочки льда и маленький гвоздик, банка с теплой водой.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что станет, если лед бросить в воду. Утонет он или нет?
Проделать опыт. Бросить лед в воду.
Воспитатель. Почему лед не тонет?
Вывод: лед легкий.
Воспитатель бросает маленький гвоздик в воду.
Воспитатель. Почему он утонул, хотя гвоздь очень маленький?
Дети. Гвоздь тяжелый, железный.
Воспитатель. Куда исчез лед?
Дети. Лед растаял, потому что вода теплая, а лед холодный.
Воспитатель. А где же растаявший лед?
Дети. Его нет.
Воспитатель. Из чего состоит лед?
Вывод: Лед состоит из воды.
Воспитатель. А если бы я принесла один кусок льда как стакан, а другой кусок льда как холодильник. Какой кусок растаял бы быстрее?
Дети. Кусок льда со стакан.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что в нем меньше воды, он тоньше.
Вывод: Чем больше льдинка, тем медленнее она тает.
Воспитатель. Мало воды- льдинка тонкая, можно в руке удержать; много воды- тяжелая. В океане встречаются огромные льдины – айсберги, но он все равно не тонут, потому что легче воды.
7. Игра ТРИЗ. «Хорошо-плохо»-Лед
Воспитатель. Лед- это хорошо, потому что…
Дети. Можно кататься на коньках. Можно делать цветные льдинки, играть с ними.
Воспитатель. Лед- это плохо, потому что..
Дети. Он скользкий, можно упасть.
8. Вопросы: — Почему нельзя ходить на речку ранней весной и поздней осенью?
Дети Можно провалиться под лед.
Воспитатель. Как мы узнаем, что лед твердый?
Дети. Лед не ломается; если стукнуть кулаком, то больно руке; если упасть, то можно шишку набить и т.д.
Воспитатель. Чем похожи лед и вода?
Дети. Холодные, прозрачные.
Воспитатель. Чем отличаются вода и лед ?
Дети. Лед может быть только твердым, а вода может быть в жидком, твердом состоянии.
9. Итог занятия
Использованная литература
1.Павленко Л.Ф. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы. Ульяновск, «Учитель»,1993
2. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения по кн. Дж.Родари «Грамматика фантазии» Ростов- на –Дону , «Аспект -ТРИЗ»,1992.