Каменская Л.А.,
учитель МОУ Колычёвская специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья, Коломенского района
Московской области
Чёрные металлы. Чугун.
Цели:
-
познакомить учащихся с чёрными металлами;
-
рассказать о получении чугуна и его использовании;
-
определить некоторые свойства чугуна в процессе практической работы;
-
развивать речь учащихся, логическое мышление, умение сделать вывод;
-
развивать память, познавательные интересы, умение слушать.
Оборудование: образцы чёрных металлов (каждому), магниты; съёмные таблицы «Свойства чугуна» и «Полезные ископаемые — это …»; иллюстративный материал – «Сталевар», «Доменная печь», «Коломенский завод тяжёлого машиностроения», «Музей-усадьба «Архангельское», «Железная дорога», «Хлебоуборочная техника», «Добыча песка», «Добыча каменного угля», «Добыча нефти»; коллекция – антрацит, торф, нефть, гранит, песок, глина, боксит, медный колчедан (каждому); алюминиевая кастрюля, пластилин, медная проволока, пластмассовое ведро, стекло, велосипедная камера, чугунная сковорода, мел, бутылки из-под бензина, керосина.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Повторение изученного материала.
1. Что изучаем?
2. Назовите полезные ископаемые, из которых получают металлы.
3. Какие железные руды встречаются в природе? Найдите их в коллекции.
4. Как называется главная алюминиевая руда? Найдите её в коллекции.
5. Назовите медную руду, представленную в вашей коллекции.
6. Что было задано на дом? (тема «Что мы узнали о пол. ископаемых»)
7. Работа учащихся у доски.
Первое задание: снять таблички, «по ошибке» попавшие на классную
доску (полезные ископаемые – это: кирпич, картофель, уголь, трубы,
глина, природный газ, нефть).
Второе задание: закончить схемы «Группы полезных ископаемых»
(горючие полезные ископаемые – …., торф, …., ….; полезные
ископаемые, применяемые в строительстве – гранит, …., …., …. ;
полезные ископаемые, из которых получают металлы — …., …., …..
8. Мы знаем, что полезные ископаемые залегают в пластах земли на разной глубине. От глубины залегания зависят способы их добычи. Расскажите об этом.
Дополнительные вопросы: 1). Какая таблица поможет рассказать о
добыче природного газа? 2). О чём загадка? Чудо-поезд: сам лежит,
пассажирка-нефть бежит. (нефтепровод) 3). А как называется
другой чудо-поезд, в котором единственный пассажир – природный
газ?
9. Проверка знаний учеников, работавших у доски.
Дополнительные вопросы первому ученику:
1).Почему – ископаемые? 2). Почему – полезные? 3).Почему сняты
«кирпич», «картофель», «трубы»? 4).Назовите состояние полезных
ископаемых в природе, названия которых остались на доске.
Дополнительные вопросы и задания второму ученику и всему классу: 1). Найдите в коллекции уголь, торф, нефть, гранит, песок, глина, известняк. 2). Посмотрите на эти предметы (кастрюля, ведро, пластилин и пр.) и скажите, из чего они сделаны (чугунную сковороду показать последней).
-
Введение в тему урока.
— Чугун относится к чёрным металлам. К этой же группе металлов относятся сталь и железо. Мы знаем, что железо в чистом виде в природе не встречается. Его получают из железной руды. Чугуна в природе тоже нет, но и чугунной руды не существует. Откуда же он берётся, спросите вы. Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Изучение нового материала.
-
Рассказ учителя о получении чугуна и его использовании.
-
Определение свойств чугуна с элементами беседы и экспериментальной работы.
1). Плавкий. При нагревании чугун из твёрдого тела превращается в жидкое. Чугун плавится при температуре +2000 градусов.
2). Попробуйте разломить чугун руками. Получается? Какое свойство обнаружили? Чугун твёрдый.
3). Это – треснувший от сильных ударов корпус тисков, изготовленных из чугуна. О каком свойстве чугуна говорят эти трещины? Он хрупкий.
4). Вы видели где-нибудь чугунную проволоку? Конечно, нет. Ковать нельзя, в проволоку не вытягивается… О каком свойстве чугуна это говорит? Не гибкий.
5). Почему ручка сковороды нагревается так, что голыми руками за неё не возьмёшься, хотя огонь её даже не касается? Назовите свойство чугуна. Проводит тепло.
6). Запомните, чугун проводит электрический ток.
7). Поднесите магнит к образцу чугуна. Что наблюдаете? Какое свойство обнаружили? Притягивается магнитом.
8). Чугун в воде покрывается бурым (рыжим) налётом, разъедающим металл, ржавчиной. О каком свойстве чугуна идёт речь? Он ржавеет.
Поэтому чугунные батареи, например, красят масляными красками.
— Среди названных свойств чугуна есть важнейшее свойство. Подумайте, какое? Можете назвать? Плавкость, т.е. превращение твёрдого тела в жидкое в результате нагревания.
— Оно важно потому, что для выплавки чугуна или стали используют металлолом: лопнувшие трубы, дырявые кастрюли, изношенные детали машин, сломанных станков и пр. В местной газете «Ять», например, печатали такие вот объявления: «Закупаем стальной лом по цене (такой-то) за 1тонну, чугун по цене (такой-то) за 1тонну. Обращаться на Песковский комбинат».
-
Закрепление полученных знаний.
-
О чём узнали на уроке?
-
Почему из чугуна не делают болтов, заклёпок, ножовочных полотен?
-
Почему из чугуна не делают проволоку?
-
По какой причине батареи в классе покрасили масляной краской?
-
Попробуем рассказать сказку о чугуне от имени Чугунной Сковороды по следующему плану: 1). Первое имя.
2). Знакомство с людьми.
3). В доменной печи.
4). Превращение.
5). Второе имя.
6). В магазин!
7). Встреча с хозяйкой.
— Я начинаю сказку… Меня зовут Чугунная Сковорода и я живу на кухне у своей хозяйки. Но не всегда меня так звали. Раньше меня называли …
… Железной Рудой и жила я под землёй долго-долго.
— Потом пришли геологи и узнали обо мне. Пришли горные рабочие и стали копать землю, взрывать, грузить меня на машины и поезда.
— Долго везли и привезли на большой завод, загрузили в доменную печь, засыпали коксом. Чтобы кокс лучше горел, вдували горячий воздух.
— Было так жарко, что я начала плавиться, стала совсем жидкой.
— Из печи я вышла с другим именем – Чугун. Меня отвезли в цех, где делают кастрюли, чугунки, сковородки. Вот и я стала Чугунной Сковородой.
— Все говорили, что я красивая, хозяйственная и должна приносить пользу людям. И отправили в магазин.
— Однажды в магазин пришла моя хозяйка, узнала меня и взяла домой. Она хвалит меня, когда помогаю ей печь блины и жарить картошку.
-
Итоги урока.
-
Задание на дом.