Автор: Теплов Сергей Евгеньевич

Место работы: МБОУ ООШ №30, г. Сургут

Должность: учитель физики

7 класс.

Тема урока: «Строение вещества»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историческими этапами развития представлений о сложности строения вещества.

2. Объяснить строение вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки.

3. Продемонстрировать опыты, доказывающие, что между молекулами есть пустоты.

4. Дать понятие молекулы вещества.

Оборудование для демонстрации: ноутбук, проектор, слайды с изображениями молекул.

Оборудование и материалы для опытов: 50 см3 воды, 50 см3 спирта, измерительный цилиндр, 100 см3 гороха, 100 см3 пшена, мерный стакан, 3 одинаковые сосуда, гуашь, вода.

Ход урока.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Костюмированное выступление.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы совершим с вами увлекательное путешествие в мир мельчайших частичек, из которых состоят все физические тела. Узнаем, кто из ученых помог разгадать тайну строения тел, и опытным путем убедимся в этом сами.

Впервые, гипотеза о существовании мельчайших частиц была высказана в V в. до н. э. древнегреческим ученым Левкиппом, а подробно эту теорию разработал его ученик Демокрит. Итак, дадим слово ему и его последователям.

(Учащимся заранее дается литература для подготовки выступления на 3 – 4 минуты. Также ученик должен приготовить костюм, который будет соответствовать той эпохе, из которой его персонаж.)

Демокрит.

1 Учащийся: Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении – сладкое, в мнении – горькое, в действительности же существуют только частицы и пустота. Я полагаю, что все ощущаемые качества возникают из соединения частиц, существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни черного, ни желтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Частички суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются каким – нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят все сложные тела и наши тела, их состояния и ощущения.

Тит Лукреций Кар.

2 Учащийся:

На морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;

Видеть, однако, нельзя как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

Мечутся в зад и вперед в лучистом сиянии света;

Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,

В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,

Или сходясь, или врозь беспрерывно опять разлетаясь.

Ломоносов М.В.

3 Учащийся: В горячих телах большей частью на вид не заметно какого – либо движения, таковое все – таки очень часто обнаруживается по производимым действиям. Так, железо, нагретое почти до накаливания, кажется на глаз находящимся в покое; однако одни тела, придвинутые к нему, оно плавит, другие – превращает в пар; т.е. приводя частицы их в движение, оно тем самым показывает, что в нем имеется движение какой – то материи. Ведь нельзя отрицать существование движения там, где его не видно. В теплых телах вследствие малости частиц движущейся материи движение ускользает от взора, угол зрения так остр, что нельзя видеть ни самих частиц, расположенных под этим углом, ни их движения.

3. Экспериментальное обоснование.

Учитель: В научную теорию идея о строении вещества превратилась только в XVIII веке и получила дальнейшее развитие в XIX веке. Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.

Рассмотрим некоторые опыты, которые подтверждают представления о строении вещества.

Опыт 1.

Смешивается 50 см3 воды и 50 см3 спирта в измерительном цилиндре. Учащиеся могут предположить, что объем смеси будет равным 100 см3, но на самом деле её объем составит Конспект урока для 7 класса на тему «Строение вещества» 96см3. Наиболее наглядную картину о строении вещества продемонстрирует следующий опыт.

Опыт 2.

В мерном стакане смешивается 100 см3 гороха и 100 см3 пшена, и снова, объем смеси будет меньше 200 см3.

Учитель: так если предположить, что горошины – это модели частичек спирта, а пшено – модели частичек воды, то что мы наблюдаем в процессе смешивания веществ?

Учащиеся: Из – за особенной формы между частицами имеются пустоты, которые и заполняются в процессе смешивания веществ, из – за этого мы получаем меньший объем смеси.

Учитель: Проведет ещё один опыт, который доказывает, что даже небольшие тела состоят из огромного числа частиц.

Опыт 3.

В сосуде с водой растворяем маленькую крупинку гуаши. Через некоторое время вода в нем станет синей. Отливаем немного окрашенной воды в другой сосуд и доливаем в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго сосуда отливаем раствор уже в третий сосуд и доливаем его вновь чистой водой. В этом сосуде вода будет окрашена еще слабее, чем во втором.

Учитель: Ребята, сделайте предположение: почему вода и в третьем сосуде была окрашена?

Учащиеся: Поскольку в воде растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть её попала в третий сосуд, то можно предположить, что крупинка состояла из большого числа мельчайших частиц.

Учитель: Итак, теперь можно сделать вывод о том, что все вещества состоят из огромного числа отдельных частиц. Эти частицы были названы молекулами ( в переводе с латинского «маленькая масса»).

Учащиеся записывают в тетрадях определение молекулы: Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

Учитель: Попытаемся представить себе, каковы размеры молекул. Если бы можно было уложить в один ряд вплотную друг к другу 10000000 молекул воды, то получилась бы ниточка длиной всего 2мм. В 1 см3 воздуха находится около 27.1018 молекул. Из – за очень малых размеров молекулы невидимы невооруженным глазом или в обычные микроскопы. Но при помощи электронных микроскопов можно получить изображения различных молекул. ( Учитель производит демонстрацию слайдов с изображениями молекул).

Конспект урока для 7 класса на тему «Строение вещества»Конспект урока для 7 класса на тему «Строение вещества»

Конспект урока для 7 класса на тему «Строение вещества»Конспект урока для 7 класса на тему «Строение вещества»

4. Решение задач.

Учитель: А теперь на основе полученной информации давайте разберем 2 задачи.

Задача 1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. при большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно объяснить?

Учащиеся: из – за наличия пустот между молекулами вещества, из которого сделан цилиндр, молекулы масла «выскальзывают» на внешние стенки этого цилиндра.

Учитель: Задача 2. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?

Учащиеся: Объем газа будем больше суммы объемов его молекул, т.к. ещё необходимо учесть величину промежутков между молекулами.

5. Итог урока.

Учитель: А теперь, давайте подведем итог нашего урока. Что мы узнали сегодня?

Учащиеся:

1. Все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул.

2. Между молекулами есть промежутки.

3. Молекулы имеют очень маленькие размеры.

4. Молекулы можно увидеть только с помощью электронных микроскопов.

6. Постановка домашнего задания.

§ 7,8.

Лабораторная работа №2, стр.160.

Список литературы:

1. История физики и развитие представлений о мире: учеб. пособие / О.Ф. Кабардин. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 318 с.: ил.

2. Кабардин О.Ф. Физика: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 367 с.: ил.

3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. Для 7 – 8 кл. общеобразоват. учреждений. – 8 – е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 191 с.: ил.

4. Перышкин А.В. Физика 7кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. –

7 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192с.: ил.

5. Физика на каждом шагу / Я.И. Перельман. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 250 с.: ил.

Изображения взяты с сайтов:

  1. Молекула воды: http://www.coral-club34.ru/вода-и-ее-значение/физико-химические-свойства-воды.html

  2. Молекула метана: http://censor.net.ua/ru/forum/view/584632

  3. Молекула азота: http://www.cs.mcgill.ca/~rwest/wikispeedia/wpcd/wp/n/Nitrogen.htm

  4. Молекула углекислого газа: http://wmda.mobi/ru/Е290

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here