Фалинская Наталья Васильевна
Учитель высшей категории химии и биологии
Кушокинксая СОШ Бухаржырауского района Карагандинской области
8 класс
Тема урока — лекции: Окислительно — восстановительные реакции
Цель: 1) Дать учащимся понятие об окислении и восстановлении: рассмотреть
сущность окислительно — восстановительных реакций, их взаимосвязь: 2) сформировать представление о сущности химических реакций, найти взаимосвязь между структурой вещества и его свойствами: 3) обобщить строение веществ и их свойства, выработать умение по составлению простых уравнений методом электронного баланса, привести в систему накопленные знания о типах химических реакций.
Оборудование: модели различных типов хим.связи и кристал.решеток, таблица, отражающая зависимость св-в веществ от типа кристаллической решетки.
Ход урока:
-
Организационный момент. Проверить наличие принадлежностей. Конспект лежит на каждой парте, отложить в сторону. В тетрадях записывают тему» Окислительно -восстановительные реакции».
-
Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических уравнений.
Задание 1. Подумайте и ответьте, к какому типу реакций относятся данные опыты, которые демонстрирует учитель:
A)Fe + CuCL2 ——
Б) СаСОз + НСl ——
В) Си +02 —-Г) NaOH + HC1 — Д)Си(ОН)2……
Задание 2. Рассмотрите данные уравнения реакций с точки зрения изменения степени окисления элементов (Делаем вывод о том, что собой представляют окислительно -восстановительные реакции).
2 Формирование понятия «окисление». Процесс отдачи электронов — окисление
Na°-e——Na+ S°-4e——S+4
Mg°-2e——Mg+2 P°—5e— —P+5
3. Формирование понятия «восстановление». Процесс принятия электронов —
восстановление.
С1° + е — — С1 N0 + Зе» —N‘3 0°+ 2е— — О»2
4. Взаимосвязь процессов окисления и восстановления.
В природе все процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без окисления нет восстановления и без восстановления не может быть окисления:
Zn° + Н+Сl— — Zn+2C1—2 —+ Н2°
Проставляем степени окисления элементов до и после реакции, выписываем те
элементы. Которые изменили степень окисления:
1. Zn° — 2е— ~Zn+2 окисление
восстановитель
2 Н+ + е» — Н° восстановление
Окислитель
На основании закона сохранения массы веществ и следствия из него вытекающего, число принятых электронов равно числу отданных. Запомните! Дополнительные множители — это коэффициенты в уравнении химической реакции. 5. Объяснение повторяю еще раз.
3. Самостоятельная работа класса по конспекту (10 мин.)
Конспект.
1. Запомните! Процесс окисления — отдача электронов, а частица, отдающая электрон —
восстановитель (окисляется)
Mg° — 2е— —Mg+2 окисление
К0 –е— — К+ окисление
2. Процесс восстановления — принятие электронов, а частица, принимающая электрон —
окислитель (восстанавливается).
О0 + 2е—— -О2-2
С°+4е— —С-4сстановление
Окислитель
3.Окислительно- восстановительные реакции (уравнения) составляются методом электронного баланса. Запомните порядок!
-
Запишите схему реакции: СиО + Н2—Си + Н2О
-
Проставьте степени окисления элементов до и после реакции (Си+2, О-2 Н°2 Си0 ,Н+2 O-2
-
Подчеркните в уравнении элементы, изменяющие свою степень окисления.
4) Составьте отдельно схему процесса окисления — восстановления:
1 Си+2 + 2е—— Си0 восстановление
ок-ль
Н20 – е—2— 2Н+ окисление
восст-ль
5) Найдите общее кратное для принятых и отданных электронов .(2)
Запомните! Дополнительные множители — это коэффициенты в уравнении реакции.
4. Самостоятельное составление уравнения реакции, руководствуясь конспектом:
Mg + N2 —Mg3N2
5. Задание на дом: п. 46, конспект.
Используемая литература
1 Химия 8 класс, Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г, изд Просвещение 1989 г
2. Окислительно – восстановительные реакции. Хомченко Г.П, Севастьянова К.И изд Просвещение 1985 г
3. Поверочные работы по неорганической химии. Гаврусейко Н.П, изд Посвещение 1990 г