МБОУ ООШ №12 х.К-Кужорский Кошехабльский район
Открытый урок по химии для учащихся 9 класса:
« Амфотерные оксиды и гидроксиды»
Сведения об авторе:
Учитель химии и биологии
Арутюнян А.Ю.
Стаж работы 18 лет
Адрес и телефон образовательной организации:
х.К-Кужорский ул. Ленина 50
тел. 9-17-71
с
Адрес и телефон участника конкурса:
с. Вольное Кошехабльский район ул.Набережная 40
тел. 8-928-246-29-61
2014
Цели урока:
обучающая – сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов.
развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.
воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Оборудование и реактивы: микро-лаборатория, компьютер, презентация урока (Microsoft PowerPoint), проектор, экран, учебник О.С. Габриелян Химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стереотипное,- М.Дрофа 2007.
Методы и методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской, конспектирование в тетради; «химические» игры; тестирование.
Ход урока.
-
Организационный момент
Учитель.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок
Урок сегодня необычный
От всех других весьма отличный…
Гостей мы видим в классе нашем
И наши знания мы им покажем.
А чтобы вы могли сравнить свои знания в начале и в конце урока, предлагаю определить свое место на «скале» (учитель раздает ученикам заранее приготовленные трафареты «скалы»).
Слайд
Тема сегодняшнего урока – «Амфотерные оксиды и гидроксиды»
Но прежде, предлагаю проверить домашнее задание.
-
Проверка домашнего задания
-
Два ученика выходят к доске оформлять письменно домашнее задание (№1стр130, №5 стр130), (№7стр130)
-
Работа с классом
На рабочем столе рекомендую расположить карточки, на которых указаны знаки химических элементов (их учащиеся готовят заранее.) в порядке возрастания атомных масс. Предлагаю вспомнить Периодический закон и структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Вопросы учащимся:
-
формулировка периодического закона, структура периодической системы
-
как называется горизонтальный ряд элементов в периодической системе?
-
перечислить закономерности изменения свойств элементов, проявляемые в пределах периода
-
значение периодического закона
-
учащимся предлагаю выполнить ряд заданий (на экран проектируются слайды): слайд
-
назовите характер гидроксида (кислотный или основный)
-
как из оксида можно получить гидроксид
Учитель. О чем идет речь в этом четверостишье?
-
К оксиду кальция воды прилить –
Вмиг в гидроксид случится превращение
Так мы «пушонку» можем получить
Ведь происходит извести гашение
-
ответ учащихся: речь идет о взаимодействии оксида кальция с водой в результате получается гидроксид кальция
Учитель. О каком процессе говорится в этом четверостишье?
-
Оксид кислотный – углекислый газ –
С водой соединяется охотно,
Хоть воду эту пили мы не раз,
Не думали, что пьем раствор кислотный
-
ответ учащихся: углекислый газ взаимодействует с водой получается угольная кислота
(на доске и в тетрадях записывают соответствующие уравнения реакций)
-
учащимся предлагаю сделать выводы, какие соединения соответствуют металлам, а какие неметаллам?
-
ответ учащихся: неметаллам соответствуют кислотные оксиды и кислоты, а металлам – оснόвные оксиды и основания
-
Изучение новой темы
Учитель. Продолжаем изучать свойства химических соединений. Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Слова оксиды и гидроксиды часто звучали на предыдущих уроках, а вот слово амфотерные слышим не на каждом уроке. Что означает это слово? Любознательным я советовала заглянуть в толковый словарь, найти слова имеющие общий корень со словом амфотерный. Что же вы обнаружили?
-
ответы учащихся сопровождаются показом слайдов.
Слайд
амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, c двумя вертикальными ручками и узким горлом.
Слайд
амфибии – по-русски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.
Слайд
амфитеатр – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов
Амфибрахий – стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными.
Учитель. Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» — (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, другие. Вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Возвращаясь к структуре периодической системе предлагаю учащимся:
-
найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксиды, гидроксиды)
-
как опытным путем доказать какой характер (кислотный или основный) имеет гидроксид
-
воспользоваться индикатором (предполагаемый ответ учащихся)
Учитель. Это подходит только для растворимых гидроксидов
Предлагаю учащимся выполнить практическую работу. Цель работы: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства. Но прежде чем приступать к работе следует вспомнить правила обращения с химическими реактивами. Как следует вести себя в кабинете химии.
-
Ответы учащихся:
* * *
Ты в химкабинет пришел,
Так запомни кроха,
Безопасность – хорошо!
Быть безруким – плохо!
* * *
Реактив без меры льешь –
Плохо это, помни.
Я не жадина, но все ж
Будь поэкономней!
* * *
При работе с кислотой
Не нужна тревога
С осторожностью простой
Избежишь ожога
(при ожоге обработать 2%
раствором соды)
* * *
Едкий натрий щелочной
Разъедает кожу.
При работе с ним
Будь ты осторожней!
(обработать 2% раствором борной кислоты)
* * *
Ты работу завершил
Стол протер рабочий
Руки хорошо помыл
Или так, не очень?
* * *
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.
Попробовать на вкус
Решила кислоту я.
Глядь, языка уж нет во рту,
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет,
Сунула палец в пробирку,
Вместо пальца теперь дырка.
Жизнь свою не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности.
Учитель. Если не соблюдать правила может и такое случится
Слайд
Учащимся раздаются технологические карты которые они заполняют по ходу работы. На экране слайд «Технологическая карта»
Слайд Слайд
Учащиеся работают в парах. (звучит легкая музыка) После окончания работы предлагаю вымыть руки. Прокомментировать результаты. Далее обозрению учащихся предлагается слайд в котором следует вставить пропущенные слова. Это вывод на основании проделанной работы.
-
Релаксация
Прежде чем мы продолжим работу предлагаю вам отдохнуть. Под звуки спокойной музыки примите удобную позу, закройте глаза и подумайте о чем ни будь приятном. Спокойно выполните повороты головы в лево, в право, в перед, назад, повторите движения еще раз. Откройте глаза. А теперь продолжим работать.
-
Обобщение и систематизация
Учитель. Предлагаю учащимся сформулировать определение амфотерных (оксидов) гидроксидов. Привести примеры.
-
ответы учащихся: амфотерные (оксиды) гидроксиды – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства.
-
амфотерные оксиды: Al2O3, ZnO, BeO
-
амфотерные гидроксиды: Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2,
Вещество – универсал:
Щелочь он парализует,
Кислоту нейтрализует,
И в реакции такой
Получаем соль с водой.
Учащиеся разгадывают ребус, где зашифровано название этого явления – амфотерность.
Дополнения учителя: если элемент металл проявляет различные степени окисления (демонстрация слайда)
Слайд
-
Закрепление полученных знаний
Игровая форма
Слайд Слайд
Слайд
Тестирование
Тесты готовятся заранее на каждого ученика. Содержат 3-4 задания. Задания могут быть дифференцированными. Два, три варианта.
Провожу выборочную проверку тестов.
-
Рефлексия.
В ходе работы на уроке вы узнали много нового и многому научились. Предлагаю теперь определить свое местоположение на «скале»
Слайд
Выборочно предлагаю озвучить результаты.
-
Домашнее задание §2 стр.12 упр.1,2 (комментирую)
-
Итоги урока.