МБОУ ООШ №12 х.К-Кужорский Кошехабльский район

Открытый урок по химии для учащихся 9 класса:

« Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Сведения об авторе:

Учитель химии и биологии

Арутюнян А.Ю.

Стаж работы 18 лет

Адрес и телефон образовательной организации:

х.К-Кужорский ул. Ленина 50

тел. 9-17-71

с

Адрес и телефон участника конкурса:

с. Вольное Кошехабльский район ул.Набережная 40

тел. 8-928-246-29-61

2014

Цели урока:

обучающая – сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов.

развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоения правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.

воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оборудование и реактивы: микро-лаборатория, компьютер, презентация урока (Microsoft PowerPoint), проектор, экран, учебник О.С. Габриелян Химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стереотипное,- М.Дрофа 2007.

Методы и методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской, конспектирование в тетради; «химические» игры; тестирование.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок

Урок сегодня необычный

От всех других весьма отличный…

Гостей мы видим в классе нашем

И наши знания мы им покажем.

А чтобы вы могли сравнить свои знания в начале и в конце урока, предлагаю определить свое место на «скале» (учитель раздает ученикам заранее приготовленные трафареты «скалы»).

Слайд

Тема сегодняшнего урока – «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Но прежде, предлагаю проверить домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания

  • Два ученика выходят к доске оформлять письменно домашнее задание (№1стр130, №5 стр130), (№7стр130)

  • Работа с классом

На рабочем столе рекомендую расположить карточки, на которых указаны знаки химических элементов (их учащиеся готовят заранее.) в порядке возрастания атомных масс. Предлагаю вспомнить Периодический закон и структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Вопросы учащимся:

    • формулировка периодического закона, структура периодической системы

    • как называется горизонтальный ряд элементов в периодической системе?

    • перечислить закономерности изменения свойств элементов, проявляемые в пределах периода

    • значение периодического закона

    • учащимся предлагаю выполнить ряд заданий (на экран проектируются слайды): слайд

  • назовите характер гидроксида (кислотный или основный)

  • как из оксида можно получить гидроксид

Учитель. О чем идет речь в этом четверостишье?

  • К оксиду кальция воды прилить –

Вмиг в гидроксид случится превращение

Так мы «пушонку» можем получить

Ведь происходит извести гашение

      • ответ учащихся: речь идет о взаимодействии оксида кальция с водой в результате получается гидроксид кальция

Учитель. О каком процессе говорится в этом четверостишье?

  • Оксид кислотный – углекислый газ –

С водой соединяется охотно,

Хоть воду эту пили мы не раз,

Не думали, что пьем раствор кислотный

      • ответ учащихся: углекислый газ взаимодействует с водой получается угольная кислота

(на доске и в тетрадях записывают соответствующие уравнения реакций)

  • учащимся предлагаю сделать выводы, какие соединения соответствуют металлам, а какие неметаллам?

      • ответ учащихся: неметаллам соответствуют кислотные оксиды и кислоты, а металлам – оснόвные оксиды и основания

  1. Изучение новой темы

Учитель. Продолжаем изучать свойства химических соединений. Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Слова оксиды и гидроксиды часто звучали на предыдущих уроках, а вот слово амфотерные слышим не на каждом уроке. Что означает это слово? Любознательным я советовала заглянуть в толковый словарь, найти слова имеющие общий корень со словом амфотерный. Что же вы обнаружили?

      • ответы учащихся сопровождаются показом слайдов.

Слайд

амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, c двумя вертикальными ручками и узким горлом.

Слайд

амфибии – по-русски земноводные, живущие двоякой жизнью: и на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.

Слайд

амфитеатр – места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов

Амфибрахий – стихотворный размер, при котором ударный слог расположен между двумя неударными.

Учитель. Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» — (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те, другие. Вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Возвращаясь к структуре периодической системе предлагаю учащимся:

  • найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксиды, гидроксиды)

  • как опытным путем доказать какой характер (кислотный или основный) имеет гидроксид

      • воспользоваться индикатором (предполагаемый ответ учащихся)

Учитель. Это подходит только для растворимых гидроксидов

Предлагаю учащимся выполнить практическую работу. Цель работы: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства. Но прежде чем приступать к работе следует вспомнить правила обращения с химическими реактивами. Как следует вести себя в кабинете химии.

      • Ответы учащихся:

* * *

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо!

* * *

Реактив без меры льешь –

Плохо это, помни.

Я не жадина, но все ж

Будь поэкономней!

* * *

При работе с кислотой

Не нужна тревога

С осторожностью простой

Избежишь ожога

(при ожоге обработать 2%

раствором соды)

* * *

Едкий натрий щелочной

Разъедает кожу.

При работе с ним

Будь ты осторожней!

(обработать 2% раствором борной кислоты)

* * *

Ты работу завершил

Стол протер рабочий

Руки хорошо помыл

Или так, не очень?

* * *

Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.
Попробовать на вкус
Решила кислоту я.
Глядь, языка уж нет во рту,
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет,
Сунула палец в пробирку,
Вместо пальца теперь дырка.

Жизнь свою не подвергать опасности,
Ты свято соблюдай все правила безопасности.

Учитель. Если не соблюдать правила может и такое случится

Слайд

Учащимся раздаются технологические карты которые они заполняют по ходу работы. На экране слайд «Технологическая карта»

Слайд Слайд

Учащиеся работают в парах. (звучит легкая музыка) После окончания работы предлагаю вымыть руки. Прокомментировать результаты. Далее обозрению учащихся предлагается слайд в котором следует вставить пропущенные слова. Это вывод на основании проделанной работы.

  1. Релаксация

Прежде чем мы продолжим работу предлагаю вам отдохнуть. Под звуки спокойной музыки примите удобную позу, закройте глаза и подумайте о чем ни будь приятном. Спокойно выполните повороты головы в лево, в право, в перед, назад, повторите движения еще раз. Откройте глаза. А теперь продолжим работать.

  1. Обобщение и систематизация

Учитель. Предлагаю учащимся сформулировать определение амфотерных (оксидов) гидроксидов. Привести примеры.

      • ответы учащихся: амфотерные (оксиды) гидроксиды – вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные или основные свойства.

      • амфотерные оксиды: Al2O3, ZnO, BeO

      • амфотерные гидроксиды: Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2,

Вещество – универсал:
Щелочь он парализует,
Кислоту нейтрализует,
И в реакции такой
Получаем соль с водой.

Учащиеся разгадывают ребус, где зашифровано название этого явления – амфотерность.

Дополнения учителя: если элемент металл проявляет различные степени окисления (демонстрация слайда)

Слайд

  1. Закрепление полученных знаний

Игровая форма

Слайд Слайд

Слайд

Тестирование

Тесты готовятся заранее на каждого ученика. Содержат 3-4 задания. Задания могут быть дифференцированными. Два, три варианта.

Провожу выборочную проверку тестов.

  1. Рефлексия.

В ходе работы на уроке вы узнали много нового и многому научились. Предлагаю теперь определить свое местоположение на «скале»

Слайд

Выборочно предлагаю озвучить результаты.

  1. Домашнее задание §2 стр.12 упр.1,2 (комментирую)

  2. Итоги урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here