Муниципальное образование
«Ленский район»
Конспект урока для 9 класса
«Основы химического анализа»
Автор-составитель:
учитель химии
ПищиковаТ.Н.
Урдомской МСОШ
п.Урдома Ленского района
Архангельской области
Урдома
2011
Пояснительная записка
Программа «Основы химического анализа» тесно связана с курсом неорганической химии. Она расширяет и углубляет его и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического использования химии.
До изучения аналитической химии учащиеся должны овладеть знаниями по теории ионизации веществ в водных растворах, получить представления о скоростях химических реакции и химическом равновесии, окислительно-восстановительных реакциях и т.д., приобрести практические навыки и умения в обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и материалами при выполнении типовых химических операций и т.д. Поэтому программа рассчитана, главным образом на учащихся 9 классов.
Содержание курса открывает большие возможности для самостоятельной работы учащихся, доступность методики позволяет проводить его во многих школах.
Курс включает элементы содержания, с которыми учащимся придется наиболее часто встречаться при изучении других дисциплин и при дальнейшей самостоятельной работе.
Цели и задачи элективных занятий по химии – углубление знаний учащихся, развитие у них интереса к предмету, осуществление ориентации на химические специальности.
Основной формой деятельности является химический эксперимент с разбором теоретического материала.
Программа курса «Основы химического анализа» составлена с использованием пособия «Аналитическая химия: Учеб. для сред, спец. учеб, заведений» авторов Пискаревой С.К., Барашкова К.М., Ольшанова К.М.
Для более успешной реализации поставленных целей занятия необходимо проводить в течение полугодия (1 час в неделю).
Содержание курса (17 часов)
Введение (3 часа)
Техника лабораторных работ. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.
Понятие об аналитической химии. Аналитические реакции. Методы химического анализа.
Качественный анализ (12 часов)
Аналитическая классификация катионов и анионов. Катионы I и V групп по кислотно-щелочной классификации; их частные реакции.
Анионы I и III аналитических групп; частные реакции.
Анализ вещества неизвестного состава.
Заключение (2ч)
Итоговая конференция учащихся.
Учебно-тематический план
Тема и содержание занятий | Кол-во часов | Предлагаемая форма занятия | |
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории | 1 | лекция с элементами беседы |
2. | Техника лабораторных работ | 1 | лабораторная работа |
3. | Аналитическая химия как наука | 1 | лекция |
4. | Аналитическая классификация катионов и анионов | 1 | лекция |
5. | Катионы первой и второй аналитических групп | 1 | лекция |
6. | Анализ катионов первой и второй аналитических групп | 1 | лабораторная работа |
7. | Катионы третьей аналитической группы | 1 | лекция |
8. | Анализ катионов третьей аналитической группы | 1 | лабораторная работа |
9. | Катионы четвертой и пятой аналитических групп | 1 | лекция |
10. | Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп | 1 | лабораторная работа |
11. | Анионы первой аналитической группы | 1 | лекция |
12. | Анализ анионов первой аналитической группы | 1 | лабораторная работа |
13. | Анионы второй и третьей аналитических групп | 1 | лекция |
14. | Анализ анионов второй и третьей аналитических групп | 1 | лабораторная работа |
15. | Анализ вещества неизвестного состава | 1 | лабораторная работа |
16. | Химия в нашей жизни | 1 | конференция |
17. | Химия в нашей жизни | 1 | конференция |
Предлагаемые пути реализации курса
ТЕМА 1. Введение.
ЦЕЛИ: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; формирование понятий об аналитической химии, аналитических реакциях, методах химического анализа.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
учителя | Ученика | ||
1. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории | Излагает материал по теме урока | Делают записи правил техники безопасности |
2. | Техника лабораторных работ | Знакомит учащихся с основными приемами работы с лабораторным оборудованием и веществами | Выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием |
3. | Аналитическая химия | Излагает материал по теме урока | Делают записи основных понятий темы |
ТЕМА 2. Качественный анализ.
ЦЕЛИ: формирование понятий об аналитических группах катионов и анионов; знакомство с классификацией катионов I – V групп и анионов I – III групп, их частными реакциями; формирование практических умений при проведении качественных реакций и анализа состава индивидуального вещества.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
учителя | Ученика | ||
1. | Классификация катионов и анионов | Излагает материал по теме урока | Делают записи об основных группах катионов и анионов |
2. | Катионы первой и второй аналитических групп | Излагает материал о качественных реакциях катионов I II групп | Делают записи качественных реакций |
3. | Анализ катионов первой и второй аналитических групп | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
4. | Катионы третьей аналитической группы | Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы | Делают записи качественных реакций |
5. | Анализ катионов третьей аналитической группы | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
6. | Катионы четвертой и пятой аналитических групп | Излагает материал о качественных реакциях катионов IV и V групп | Делают записи качественных реакций |
7. | Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
8. | Анионы первой аналитической группы | Излагает материал о качественных реакциях анионов I групп | Делают записи качественных реакций |
9. | Анализ анионов первой аналитической группы | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
10. | Анионы второй и третьей аналитических групп | Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы | Делают записи качественных реакций |
11. | Анализ анионов второй и третьей аналитических групп | Контроль над выполнением лабораторной работы | Проводят качественные реакции, записывают уравнения |
12. | Анализ вещества неизвестного состава | Обозначает цель работы, формулирует задание | Проводят анализ вещества, содержащего изученные катионы и анионы |
ТЕМА 3. Заключение
ЦЕЛИ: подведение итогов работы по курсу «Основы химического анализа»; развитие познавательного интереса к химии на основе изучения роли микроэлементов в жизнедеятельности человека и животных, их значения в корневом питании и жизнедеятельности растений, роли катионов в биохимических и агробиологических процессах.
Элементы содержания курса | Деятельность | ||
учителя | Ученика | ||
1,2 | Химия и жизнь | Вступительное слово, сообщение плана конференции
Заключительное слово | Выступают с докладами |
Литература для учителя
1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1977.
2. Бабич Л.В. и др. Практикум по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1991.
3. Логинов Н.Я., Воскресенская А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. – М.: Просвещение, 1979.
4. Пискарева С.К. и др. Аналитическая химия: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений. – М.: Высш. Шк., 1994.
5. Шретер В. И др. Химия: Справ. изд. – М.: Химия, 1989.
Литература для учащихся
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
2. Еремина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс – М.: Дрофа, 1996.
3. Кабанов Ф.И. Микроэлементы и растения. – М.: Просвещение, 1977.
4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высш. Шк., 1991.