Муниципальное образование

«Ленский район»

Конспект урока для 9 класса

«Основы химического анализа»

Автор-составитель:

учитель химии

ПищиковаТ.Н.

Урдомской МСОШ

п.Урдома Ленского района

Архангельской области

Урдома

2011

Пояснительная записка

Программа «Основы химического анализа» тесно связана с курсом неорганической химии. Она расширяет и углубляет его и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического использования химии.

До изучения аналитической химии учащиеся должны овладеть знаниями по теории ионизации веществ в водных растворах, получить представления о скоростях химических реакции и химическом равновесии, окислительно-восстановительных реакциях и т.д., приобрести практические навыки и умения в обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и материалами при выполнении типовых химических операций и т.д. Поэтому программа рассчитана, главным образом на учащихся 9 классов.

Содержание курса открывает большие возможности для самостоятельной работы учащихся, доступность методики позволяет проводить его во многих школах.

Курс включает элементы содержания, с которыми учащимся придется наиболее часто встречаться при изучении других дисциплин и при дальнейшей самостоятельной работе.

Цели и задачи элективных занятий по химии – углубление знаний учащихся, развитие у них интереса к предмету, осуществление ориентации на химические специальности.

Основной формой деятельности является химический эксперимент с разбором теоретического материала.

Программа курса «Основы химического анализа» составлена с использованием пособия «Аналитическая химия: Учеб. для сред, спец. учеб, заведений» авторов Пискаревой С.К., Барашкова К.М., Ольшанова К.М.

Для более успешной реализации поставленных целей занятия необходимо проводить в течение полугодия (1 час в неделю).

Содержание курса (17 часов)

Введение (3 часа)

Техника лабораторных работ. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.

Понятие об аналитической химии. Аналитические реакции. Методы химического анализа.

Качественный анализ (12 часов)

Аналитическая классификация катионов и анионов. Катионы I и V групп по кислотно-щелочной классификации; их частные реакции.

Анионы I и III аналитических групп; частные реакции.

Анализ вещества неизвестного состава.

Заключение (2ч)

Итоговая конференция учащихся.

Учебно-тематический план

п./п.

Тема и содержание занятий

Кол-во часов

Предлагаемая форма занятия

1.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории

1

лекция с элементами беседы

2.

Техника лабораторных работ

1

лабораторная работа

3.

Аналитическая химия как наука

1

лекция

4.

Аналитическая классификация катионов и анионов

1

лекция

5.

Катионы первой и второй аналитических групп

1

лекция

6.

Анализ катионов первой и второй аналитических групп

1

лабораторная работа

7.

Катионы третьей аналитической группы

1

лекция

8.

Анализ катионов третьей аналитической группы

1

лабораторная работа

9.

Катионы четвертой и пятой аналитических групп

1

лекция

10.

Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп

1

лабораторная работа

11.

Анионы первой аналитической группы

1

лекция

12.

Анализ анионов первой аналитической группы

1

лабораторная работа

13.

Анионы второй и третьей аналитических групп

1

лекция

14.

Анализ анионов второй и третьей аналитических групп

1

лабораторная работа

15.

Анализ вещества неизвестного состава

1

лабораторная работа

16.

Химия в нашей жизни

1

конференция

17.

Химия в нашей жизни

1

конференция

Предлагаемые пути реализации курса

ТЕМА 1. Введение.

ЦЕЛИ: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; формирование понятий об аналитической химии, аналитических реакциях, методах химического анализа.

п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

Ученика

1.

Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории

Излагает материал по теме урока

Делают записи правил техники безопасности

2.

Техника лабораторных работ

Знакомит учащихся с основными приемами работы с лабораторным оборудованием и веществами

Выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием

3.

Аналитическая химия

Излагает материал по теме урока

Делают записи основных понятий темы

ТЕМА 2. Качественный анализ.

ЦЕЛИ: формирование понятий об аналитических группах катионов и анионов; знакомство с классификацией катионов IV групп и анионов IIII групп, их частными реакциями; формирование практических умений при проведении качественных реакций и анализа состава индивидуального вещества.

п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

Ученика

1.

Классификация катионов и анионов

Излагает материал по теме урока

Делают записи об основных группах катионов и анионов

2.

Катионы первой и второй аналитических групп

Излагает материал о качественных реакциях катионов I II групп

Делают записи качественных реакций

3.

Анализ катионов первой и второй аналитических групп

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

4.

Катионы третьей аналитической группы

Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы

Делают записи качественных реакций

5.

Анализ катионов третьей аналитической группы

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

6.

Катионы четвертой и пятой аналитических групп

Излагает материал о качественных реакциях катионов IV и V групп

Делают записи качественных реакций

7.

Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

8.

Анионы первой аналитической группы

Излагает материал о качественных реакциях анионов I групп

Делают записи качественных реакций

9.

Анализ анионов первой аналитической группы

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

10.

Анионы второй и третьей аналитических групп

Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы

Делают записи качественных реакций

11.

Анализ анионов второй и третьей аналитических групп

Контроль над выполнением лабораторной работы

Проводят качественные реакции, записывают уравнения

12.

Анализ вещества неизвестного состава

Обозначает цель работы, формулирует задание

Проводят анализ вещества, содержащего изученные катионы и анионы

ТЕМА 3. Заключение

ЦЕЛИ: подведение итогов работы по курсу «Основы химического анализа»; развитие познавательного интереса к химии на основе изучения роли микроэлементов в жизнедеятельности человека и животных, их значения в корневом питании и жизнедеятельности растений, роли катионов в биохимических и агробиологических процессах.

п./п.

Элементы содержания курса

Деятельность

учителя

Ученика

1,2

Химия и жизнь

Вступительное слово, сообщение плана конференции

Заключительное слово

Выступают с докладами

Литература для учителя

1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1977.

2. Бабич Л.В. и др. Практикум по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1991.

3. Логинов Н.Я., Воскресенская А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. – М.: Просвещение, 1979.

4. Пискарева С.К. и др. Аналитическая химия: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений. – М.: Высш. Шк., 1994.

5. Шретер В. И др. Химия: Справ. изд. – М.: Химия, 1989.

Литература для учащихся

1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

2. Еремина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс – М.: Дрофа, 1996.

3. Кабанов Ф.И. Микроэлементы и растения. – М.: Просвещение, 1977.

4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высш. Шк., 1991.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here