МКОУ «Буткинская общеобразовательная школа»
Учитель химии: Шарова Л. С.
Железо. Свойства железа и области применения. (9 класс)
Цели и задачи урока:
-
Обучающие:
Ознакомиться с историей открытия железа и биологической ролью железа и его соединений.
Рассмотреть строение и свойства железа на основе положения элемента в периодической системе
Д. И. Менделеева, физические и химические свойства железа.
-
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, анализировать, объяснять ход эксперимента, формировать навыки работы с химическим оборудованием, реактивами и составления уравнений химических реакций;
-
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации учения.
Формирование умения работать в паре, желание помогать друг другу, учиться работать собранно,
внимательно, индивидуально и в парах, используя коммуникативные навыки.
Учиться самоконтролю, взаимоконтролю, самооценке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Вступительное слово учителя.
Наш урок мне хочется начать с вопроса к вам, ребята. Как вы думаете, в какую эпоху мы с вами живем? Как называется наша эра? А может закончившийся, незадолго до нашей эры железный век, продолжается и сегодня? Если следовать традиции и судить об эпохе по металлу, из которого изготовлены орудия труда: каменные – каменный век, бронзовые – бронзовый век, то нельзя не согласиться с тем, что мы, по-прежнему живем в железном веке. Железо и сегодня является главным материалом современного общества.
О железе сложены легенды. Пословицы и поговорки.
Вот почему темой нашего урока является железо и его свойства. Запишите тему урока: «Железо и его свойства»
Посмотрите на вопросительные слова, записанные на доске: что? почему? где? какие? для чего? Составьте, пожалуйста, вопросы к теме урока, используя данные вопросительные слова.
Обращает внимание учащихся на план урока: 1.Значение железа в жизни человека. 2. Распространенность железа в природе. 3. Характеристика железа по положению в периодической системе (строение атома) 4.Физические и химические свойства железа.
Класс делится на группы.
Задание первой группе:
Дать характеристику железа по положению в ПСХЭ. -Состав ядра атома, распределение электронов по уровням. -Возможные степени окисления. — Оксиды и гидроксиды .
Задание второй группе:
Указать основные природные соединения железа в природе. (Название и формулы) Рассчитать какое соединение гематит или магнетит богаче железом?
Задание третьей группе:
Дать характеристику физических свойств железа по плану: — агрегатное состояние -цвет -металлический блеск -ковкость и пластичность -температура плавления -магнитные свойства
Химические свойства железа. Определите место железа в электрохимическом ряду напряжений, сделайте вывод об его активности. Какими химическими свойствами будет обладать железо? С какими простыми и сложными веществами будет взаимодействовать?
1.Горение железа в кислороде. Видеофрагмент. (http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm)
2. Взаимодействие хлора с железом Видеофрагмент. ( 0 +2 1 Fe — 2е Fe окисление восстановитель + 0 1 2Н +2е Н2 восстановление окислитель 0 +1 +2 0 Fe + 2H = Fe + H 2 0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 0 Fe + H 2 SO 4 ( разб.) = FeSO 4 + Н2 0 +2 1 Fe — 2е Fe окисление восстановитель + 0 1 2Н +2е Н2 восстановление окислитель 0 +1 +2 0 Fe + 2H = Fe + H 2 0 +2 -1 0 +2 -1 Fe + CuCl 2 = Cu +FeCl 2 . 0 +2 1 Fe — 2е Fe окисление восстановитель 2+ 0 1 Cu +2е Cu восстановление окислитель 0 +2 +2 0 Fe + Cu = Fe + Cu 3Fe + 4Н2О Fe3O4 + 4Н2. Вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами, выступая в роли восстановителя. Варианты ответов: I – 2,4,5,8 Варианты ответов: II – 1,2,5,6, Выполняют тест. Озвучивают результаты Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, оценивают свою работу на уроке |
Приложение №1
Железо не только самый главный металл окружающей нас природы – оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно найти во всей таблице Д. И. Менделеева другой элемент, который был бы так тесно связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества. Древний минералог древнего Рима Плиний Старший писал:
« Железные рудокопи доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезываем мы землю, сажаем кустарники, обрабатываем плодовитые сады и, обрезывая дикие лозы с виноградом, понуждаем их каждый год юнеть. Сим орудием выстраиваем домы, разбиваем камни и употребляем железо на все подобные надобности. Но тем же самым железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но и мещем окрыленное вдаль, то из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперенных стрел. Это самое порочнейшее, по мнению моему, ухищрение ума человеческого. Ибо, чтобы смерть скорее постигла человека, соделали её крылатою и железу придали перья. Того ради, да будет вина приписана человеку, а не природе.»
Приложение №2
Железо играет большую роль в жизни растений и животных. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от него, в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. Основная роль железа в живом организме заключается в выполнении важнейшего жизненного процесса – дыхания.
Гемоглобин в организме человека — главное, но не единственное соединение, в состав которого входит железо.
Оно содержится в мышечном белке – миоглобине и во многих ферментах. Около 1% железа постоянно циркулирует в плазме .
Главное депо железа – печень, здесь может быть запасено до 1 г железа. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма – кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.
В растительном мире роль железа не менее важна. Железо необходимо для образования хлорофилла, который обуславливает усвоение растениями углекислого газа при помощи энергии солнечного света. Хотя железо не входит в состав хлорофилла, но без него пигмент не образуется. Недостаток железа, вызывает железное голодание растений и болезнь хлороз. Хлороз или бледная немочь – заболевание свойственно и человеку при недостатке железа. Признаки болезни: плохой цвет лица, быстрая утомляемость, головные боли и постоянно плохое настроение. Чтобы избежать этого, нужно употреблять такие продукты как: печень, яичный желток, картофель, яблоки, сливы, дыни, цветную капусту.
Дух железа. (Вьетнамская легенда)
«Жил в старину один крестьянин, такой бедный, что в хозяйстве у него не было ни кусочка железа. Валить лес и обрабатывать землю ему приходилось каменными и деревянными орудиями. С утра до ночи трудился он в поте лица, но так и не мог выбиться из нищеты. И был этот крестьянин до того грязен и оборван, что девушки при встрече с ним отворачивались, дети поспешно убегали, а старые люди горестно прикрывали лицо руками и плакали.
И бедняге приходилось страдать в одиночестве. Даже звери и птицы избегали его. Лес, когда он приходил в него, становился пустынным, ручей переставал журчать и безмолвно струил свои воды.
Однажды крестьянин увидел чудесный сон. Ему приснилось, будто на землю спустился дух и сказал ему:
— Завтра мимо тебя поедут три всадника и будут просить о ночлеге. Смотри, не отказывай им!
И вправду, на другой день крестьянин увидел, что мимо его хижины едет человек верхом на лошади. Всадник был одет во все белое, и лошадь под ним была тоже белая. От неё вело холодом.
— Есть ли у тебя место переночевать? – крикнул всадник. – Приготовь-ка живее!
— В моем жалком шалаше не найдется для вас достаточного ночлега, — ответил растерявшийся крестьянин.- Прошу вас, господин, поискать его в другом месте.
Чуть позже он увидел всадника в ослепительно желтом наряде верхом на желтой лошади. По небу за ним ползли грозовые тучи, а когда лошадь с седоком приблизилась, с гор налетел порыв холодного ветра. Крестьянин испугался и отказал путнику в ночлеге.
Вечером, незадолго до восхода луны, он увидел третьего всадника, одетого во все черное, некрасивого и коренастого. Под ним была большая сильная лошадь вороной масти.
Когда всадник приблизился, небо на горизонте осветилось, прохладный ветерок принес запах горных лесов, птицы на крыше дома дружно защебетали, а ручеек сильнее зажурчал на камнях, словно желая сказать: «Оставь его ночевать, оставь его ночевать!»
И сам крестьянин не почувствовал на этот раз никакого страха. Но странное дело: наутро незнакомец исчез, а на том месте, где он спал, остался большой черный кусок железа.
Тут крестьянин понял, что первые два всадника были духами серебра и золота. Его охватило сожаление, но птицы над ним хором защебетали:
-Не жалей, не жалей!
А звери из лесу закричали:
— Железу нет цены, железу нет цены!
Крестьянин сделал из доставшегося ему куска железа плуг и лопату, и принялся пахать поле.
Вскоре на участке у крестьянина показались всходы, а затем в чашке его появился белоснежный рис.
С тех пор как железный плуг облегчил труд крестьянина, жить ему стало легче, и он не ходил больше грязным и оборванным. Теперь девушки, проходя мимо, заглядывались на него, дети льнули к нему, старики при встрече с ним радовались.