МКОУ «Буткинская общеобразовательная школа»

Учитель химии: Шарова Л. С.

Железо. Свойства железа и области применения. (9 класс)

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:

Ознакомиться с историей открытия железа и биологической ролью железа и его соединений.

Рассмотреть строение и свойства железа на основе положения элемента в периодической системе

Д. И. Менделеева, физические и химические свойства железа.

  1. Развивающие:

Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, анализировать, объяснять ход эксперимента, формировать навыки работы с химическим оборудованием, реактивами и составления уравнений химических реакций;

  1. Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации учения.

Формирование умения работать в паре, желание помогать друг другу, учиться работать собранно,

внимательно, индивидуально и в парах, используя коммуникативные навыки.

Учиться самоконтролю, взаимоконтролю, самооценке.

Основные этапы урока

Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

Постановка цели урока.

Изучение нового материала: (работа в группах)

Закрепление изученного материала

Итог урока. Оценка и учет знаний

Объяснение домашнего задания

Итоги урока. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя.

Наш урок мне хочется начать с вопроса к вам, ребята. Как вы думаете, в какую эпоху мы с вами живем? Как называется наша эра?

А может закончившийся, незадолго до нашей эры железный век, продолжается и сегодня? Если следовать традиции и судить об эпохе по металлу, из которого изготовлены орудия труда: каменные – каменный век, бронзовые – бронзовый век, то нельзя не согласиться с тем, что мы, по-прежнему живем в железном веке. Железо и сегодня является главным материалом современного общества.

О железе сложены легенды. Пословицы и поговорки.

Вот почему темой нашего урока является железо и его свойства. Запишите тему урока: «Железо и его свойства»

Посмотрите на вопросительные слова, записанные на доске: что? почему? где? какие? для чего?

Составьте, пожалуйста, вопросы к теме урока, используя данные вопросительные слова.

Обращает внимание учащихся на план урока:

1.Значение железа в жизни человека.

2. Распространенность железа в природе.

3. Характеристика железа по положению в

периодической системе (строение атома)

4.Физические и химические свойства

железа.

Класс делится на группы.

Задание первой группе:

Дать характеристику железа по положению в ПСХЭ.
— Место элемента в ПСХЭ.
— Относительна атомная масса железа.

-Состав ядра атома, распределение

электронов по уровням.

-Возможные степени окисления.

— Оксиды и гидроксиды .

Задание второй группе:

Указать основные природные соединения железа в природе. (Название и формулы)

Рассчитать какое соединение гематит или магнетит богаче железом?

Задание третьей группе:

Дать характеристику физических свойств железа по плану:

— агрегатное состояние

-цвет

-металлический блеск

-ковкость и пластичность

-температура плавления

-магнитные свойства

Химические свойства железа.

Определите место железа в электрохимическом ряду напряжений, сделайте вывод об его активности.

Какими химическими свойствами будет обладать железо?

С какими простыми и сложными веществами будет взаимодействовать?

1.Горение железа в кислороде.

Видеофрагмент.

(http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm)

2. Взаимодействие хлора с железом Видеофрагмент.

(

0 +2 1 Fe — 2е Fe окисление восстановитель + 0 1 2Н +2е Н2 восстановление окислитель

0 +1 +2 0 Fe + 2H = Fe + H 2 0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 0 Fe + H 2 SO 4 ( разб.) = FeSO 4 + Н2

0 +2 1 Fe — 2е Fe окисление восстановитель + 0 1 2Н +2е Н2 восстановление окислитель

0 +1 +2 0 Fe + 2H = Fe + H 2

0 +2 -1 0 +2 -1 Fe + CuCl 2 = Cu +FeCl 2 . 0 +2 1 Fe — 2е Fe окисление восстановитель 2+ 0 1 Cu +2е Cu восстановление окислитель

0 +2 +2 0 Fe + Cu = Fe + Cu

3Fe + 4Н2О Fe3O4 + 4Н2.

Вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами, выступая в роли восстановителя.

Варианты ответов: I – 2,4,5,8

Варианты ответов: II – 1,2,5,6,

Выполняют тест. Озвучивают результаты

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, оценивают свою работу на уроке

Приложение №1

Железо не только самый главный металл окружающей нас природы – оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно найти во всей таблице Д. И. Менделеева другой элемент, который был бы так тесно связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества. Древний минералог древнего Рима Плиний Старший писал:

« Железные рудокопи доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезываем мы землю, сажаем кустарники, обрабатываем плодовитые сады и, обрезывая дикие лозы с виноградом, понуждаем их каждый год юнеть. Сим орудием выстраиваем домы, разбиваем камни и употребляем железо на все подобные надобности. Но тем же самым железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но и мещем окрыленное вдаль, то из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперенных стрел. Это самое порочнейшее, по мнению моему, ухищрение ума человеческого. Ибо, чтобы смерть скорее постигла человека, соделали её крылатою и железу придали перья. Того ради, да будет вина приписана человеку, а не природе.»

Приложение №2

Железо играет большую роль в жизни растений и животных. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от него, в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. Основная роль железа в живом организме заключается в выполнении важнейшего жизненного процесса – дыхания.

Гемоглобин в организме человека — главное, но не единственное соединение, в состав которого входит железо.

Оно содержится в мышечном белке – миоглобине и во многих ферментах. Около 1% железа постоянно циркулирует в плазме .

Главное депо железа – печень, здесь может быть запасено до 1 г железа. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма – кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.

В растительном мире роль железа не менее важна. Железо необходимо для образования хлорофилла, который обуславливает усвоение растениями углекислого газа при помощи энергии солнечного света. Хотя железо не входит в состав хлорофилла, но без него пигмент не образуется. Недостаток железа, вызывает железное голодание растений и болезнь хлороз. Хлороз или бледная немочь – заболевание свойственно и человеку при недостатке железа. Признаки болезни: плохой цвет лица, быстрая утомляемость, головные боли и постоянно плохое настроение. Чтобы избежать этого, нужно употреблять такие продукты как: печень, яичный желток, картофель, яблоки, сливы, дыни, цветную капусту.

Дух железа. (Вьетнамская легенда)

«Жил в старину один крестьянин, такой бедный, что в хозяйстве у него не было ни кусочка железа. Валить лес и обрабатывать землю ему приходилось каменными и деревянными орудиями. С утра до ночи трудился он в поте лица, но так и не мог выбиться из нищеты. И был этот крестьянин до того грязен и оборван, что девушки при встрече с ним отворачивались, дети поспешно убегали, а старые люди горестно прикрывали лицо руками и плакали.

И бедняге приходилось страдать в одиночестве. Даже звери и птицы избегали его. Лес, когда он приходил в него, становился пустынным, ручей переставал журчать и безмолвно струил свои воды.

Однажды крестьянин увидел чудесный сон. Ему приснилось, будто на землю спустился дух и сказал ему:

— Завтра мимо тебя поедут три всадника и будут просить о ночлеге. Смотри, не отказывай им!

И вправду, на другой день крестьянин увидел, что мимо его хижины едет человек верхом на лошади. Всадник был одет во все белое, и лошадь под ним была тоже белая. От неё вело холодом.

— Есть ли у тебя место переночевать? – крикнул всадник. – Приготовь-ка живее!

— В моем жалком шалаше не найдется для вас достаточного ночлега, — ответил растерявшийся крестьянин.- Прошу вас, господин, поискать его в другом месте.

Чуть позже он увидел всадника в ослепительно желтом наряде верхом на желтой лошади. По небу за ним ползли грозовые тучи, а когда лошадь с седоком приблизилась, с гор налетел порыв холодного ветра. Крестьянин испугался и отказал путнику в ночлеге.

Вечером, незадолго до восхода луны, он увидел третьего всадника, одетого во все черное, некрасивого и коренастого. Под ним была большая сильная лошадь вороной масти.

Когда всадник приблизился, небо на горизонте осветилось, прохладный ветерок принес запах горных лесов, птицы на крыше дома дружно защебетали, а ручеек сильнее зажурчал на камнях, словно желая сказать: «Оставь его ночевать, оставь его ночевать!»

И сам крестьянин не почувствовал на этот раз никакого страха. Но странное дело: наутро незнакомец исчез, а на том месте, где он спал, остался большой черный кусок железа.

Тут крестьянин понял, что первые два всадника были духами серебра и золота. Его охватило сожаление, но птицы над ним хором защебетали:

-Не жалей, не жалей!

А звери из лесу закричали:

— Железу нет цены, железу нет цены!

Крестьянин сделал из доставшегося ему куска железа плуг и лопату, и принялся пахать поле.

Вскоре на участке у крестьянина показались всходы, а затем в чашке его появился белоснежный рис.

С тех пор как железный плуг облегчил труд крестьянина, жить ему стало легче, и он не ходил больше грязным и оборванным. Теперь девушки, проходя мимо, заглядывались на него, дети льнули к нему, старики при встрече с ним радовались.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here