Конспект урока по русскому языку для 4-го класса (УМК «Планета Знаний») по теме «Изменение частей речи по числам и родам».
Рочняк Юлия Викторовна,
учитель начальных классов
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска,
учебник «Русский язык», автор Л.Я.Желтовская, 4 класс, часть 2,
электронный учебник.
Цели и задачи урока:
-
Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
-
Установление общих и разных форм частей речи.
-
Обогащение словарного запаса учащихся.
-
Работать над развитием речи учащихся.
Ход урока.
Оргмомент.
Постановка цели урока.
— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.
Основная часть:
-
Узнавание частей речи по вопросу.
-
Как вы думаете, можно ли «узнать» часть речи по внешним признакам?
-
Откройте учебник на с. 99, упр. 241. Прочитайте.
Бармаглот.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
-
Вы поняли, о чём идёт речь в этом стихотворении?
-
А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?
-
Как? Давайте определим?
-
Дома попробуйте «перевести» стихотворение со сказочного языка на русский или составить своё четверостишье, используя такие же части речи.
2. Повторение об изменении частей речи.
— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?
— Все ли изученные части речи изменяются по числам? А по родам?
— Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?
— Какие части речи изменяются по падежам?
— Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым? А к спрягаемым?
— В учебнике и на интерактивной доске в электронном учебнике на с. 12 в упр.17 вы видите три утверждения. Какое из них верное, как вы думаете?
-
По родам изменяются имена существительные. Имена прилагательные и глаголы.
-
По родам изменяются только имена прилагательные.
-
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, а прилагательные, глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
(Правильный ответ под цифрой 3).
3. Словарная работа.
-
Подберите из словарика (с. 134) по 8 слов, относящихся к 3 родам:
1 ряд — м. рода, 2 ряд — ж. Рода, 3 ряд — ср. рода.
-
Продиктуйте друг другу, проверьте правильность записи.
-
Проверка.
-
Работа над текстом предложений, данных в упражнении.
-
Прочитайте предложения из упр. 16. Что в них не так?
(Нужно заменить начальные формы частей речи нужными формами числа и рода).
-
Запишите эти предложения, изменяя окончания частей речи.
-
Проверка.
-
Работа по теме.
-
А сейчас давайте потренируемся в употреблении мягкого знака в именах существительных на конце слов после шипящих (с. 12, упр, 20).
-
Прочитайте предложенные слова и словосочетания и назовите одним словом. Какое правило мы используем, чтобы правильно выполнить запись слов?
(Мягкий знак после шипящих пишется только на конце имён существительных женского рода).
-
с. 14, упр. 26. (Работа с интерактивной доской. Задание — вписать личные местоимения нужного рода, подчеркнуть в них подлежащие. Ответить на вопрос, почему о личных местоимениях 3-го лица принято говорить, что они, как и имена существительные, имеют значение рода?)
-
с.15, упр. 27 — самостоятельно.
(Проверка — один из учеников работает с этим упражнением на интерактивной доске).
-
Психофизпауза.
-
Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.
-
Попробуйте руками показать, какая огромная она была.
-
Подведение итогов урока и домашнее задание.
-
Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?
(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи).
— Дома, на основе обобщённых знаний, выполните упр. 23 на с. 13 учебника.