Конспект урока по русскому языку для 4-го класса (УМК «Планета Знаний») по теме «Изменение частей речи по числам и родам».

Рочняк Юлия Викторовна,

учитель начальных классов

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска,

учебник «Русский язык», автор Л.Я.Желтовская, 4 класс, часть 2,

электронный учебник.

Цели и задачи урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.

  2. Установление общих и разных форм частей речи.

  3. Обогащение словарного запаса учащихся.

  4. Работать над развитием речи учащихся.

Ход урока.

Оргмомент.

Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.

Основная часть:

    1. Узнавание частей речи по вопросу.

  • Как вы думаете, можно ли «узнать» часть речи по внешним признакам?

  • Откройте учебник на с. 99, упр. 241. Прочитайте.

Бармаглот.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

    • Вы поняли, о чём идёт речь в этом стихотворении?

    • А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?

    • Как? Давайте определим?

    • Дома попробуйте «перевести» стихотворение со сказочного языка на русский или составить своё четверостишье, используя такие же части речи.

2. Повторение об изменении частей речи.

— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?

— Все ли изученные части речи изменяются по числам? А по родам?

— Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?

— Какие части речи изменяются по падежам?

— Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым? А к спрягаемым?

— В учебнике и на интерактивной доске в электронном учебнике на с. 12 в упр.17 вы видите три утверждения. Какое из них верное, как вы думаете?

  1. По родам изменяются имена существительные. Имена прилагательные и глаголы.

  2. По родам изменяются только имена прилагательные.

  3. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода, а прилагательные, глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

(Правильный ответ под цифрой 3).

3. Словарная работа.

    • Подберите из словарика (с. 134) по 8 слов, относящихся к 3 родам:

1 ряд — м. рода, 2 ряд — ж. Рода, 3 ряд — ср. рода.

    • Продиктуйте друг другу, проверьте правильность записи.

    • Проверка.

    1. Работа над текстом предложений, данных в упражнении.

      • Прочитайте предложения из упр. 16. Что в них не так?

(Нужно заменить начальные формы частей речи нужными формами числа и рода).

      • Запишите эти предложения, изменяя окончания частей речи.

      • Проверка.

    1. Работа по теме.

      • А сейчас давайте потренируемся в употреблении мягкого знака в именах существительных на конце слов после шипящих (с. 12, упр, 20).

      • Прочитайте предложенные слова и словосочетания и назовите одним словом. Какое правило мы используем, чтобы правильно выполнить запись слов?

(Мягкий знак после шипящих пишется только на конце имён существительных женского рода).

          • с. 14, упр. 26. (Работа с интерактивной доской. Задание — вписать личные местоимения нужного рода, подчеркнуть в них подлежащие. Ответить на вопрос, почему о личных местоимениях 3-го лица принято говорить, что они, как и имена существительные, имеют значение рода?)

          • с.15, упр. 27 — самостоятельно.

(Проверка — один из учеников работает с этим упражнением на интерактивной доске).

      1. Психофизпауза.

      • Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.

      • Попробуйте руками показать, какая огромная она была.

        1. Подведение итогов урока и домашнее задание.

        • Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?

(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи).

— Дома, на основе обобщённых знаний, выполните упр. 23 на с. 13 учебника.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here