Конспект урока
Краснова Оксана Владимировна
Предмет Химия Класс 9
Тема урока «Подгруппа кислорода»
Цель: Дать общую характеристику подгруппы кислорода. Охарактеризовать элементы VI группы на основе положения в периодической системе элементов, рассмотреть и сформировать знания о строении атомов, свойствах подгруппы кислорода — халькогенах.
Задачи:
Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о халькогенах , их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам шестой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете.
Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.
Деятельность | Результат взаимодействия | ||
учителя | ученика | ||
1. Организационный Задачи урока Подготовить учащихся к уроку Методы: Словесный. | Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание. | Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку. | Полная готовность класса к уроку, организация внимания. |
2. Постановка цели и задач Задачи урока Организовать и направить познавательную деятельность, сформулировать за дачи урока Методы: Эвристическая беседа
| Наводит на значимость новых знаний в жизненно-познавательном опыте, объясняет микроцели урока. Сообщает тему, цели , задачи Тема: Подгруппа кислорода. Цель: Дать общую характеристику подгруппы кислорода (халькагенов). Охарактеризовать элементы VI группы на основе положения в периодической системе элементов, рассмотреть и сформировать знания о строении атомов, свойствах халькогенов.
— дайте известные нам общие названия подгрупп химических элементов:
— общее название элементов главной подгруппы VI группы – «халькогены» в переводе с греческого обозначает «рождающие руды» -Какие элементы образуют эту подгруппу?
| Слушают, записывают тему урока, в тетрадь, вспоминают алгоритм работы по характеристике групп, формулируют задачи.
Записывают элементы | Сформулированы учебные задачи. |
3. Актуализация знаний. Задачи урока Активизировать познавательную деятельность. Методы: Словесно-наглядный. | 1.Общее строение атома, сходство – различие. 2.Простые вещества, которые образуют халькогены (Строение, физические свойства) 3.Названия веществ ( найти в учебнике § 21. стр 129 и стр.133 §22 ) -названия же элементов получили: Телур — Селен- Полоний – в честь 4.Демонстрирует пирит, серу и порошок серы. 5. Что общего в строении данных элементов, почему они находятся в VI группе. К доске вызываются учащиеся записывают элементы: О +8 )) НеМе свойства ослабевают S +16 ))) Радиус атома увеличивается Sе + 34 )))) + 2е Эл2- Те +52 ))))) Ро +84 ))))))
| Проявляют интерес, анализируют вопросы, понимают значимость приобретаемых знаний. | Активизация познавательной деятельности обучающихся. |
4. Изучение новых знаний. Задачи урока а).Дать характеристику халькогенов как химических элементов по составу. Строению, свойствам Методы: Словесный: беседа б). Дать характеристику халькогеов и их соединений по составу, строеию, свойствам, действию на организм. Методы: Словесно-наглядно-практический. в). Повторить понятие «флотация». Методы: Объяснительно-иллюстративный | Организует деятельность, контролирует, корректирует. — вспомним виды химической связи — у халькогенов вид связи ( ковалентная) — рассчитаем молекулярный вес простых веществ серы и кислорода и сравним с массой воздуха Мвозд. = 29 г/моль М ( О2) = 32 г/ моль по физ.свойствам это газ М ( S8 ) = 256 г/моль по физ.свойствам это тв. вещество. — растворим ли кислород в воде? — какая кристаллическая решетка у халькогенов А что такое сера ? заслушаем сообщения учащихся.
| Работают по алгоритму, делают краткие записи в тетради, отвечают на вопросы. Называют виды химической связи Определяют вес веществ. Зачитывают сообщение Решетка молекулярная. | Составлена характеристика халькогенов как химических элементов по составу, строению и свойствам. |
Организует деятельность по работе у доски рассмотрим химические свойства: 1. С металлами: Nа + S Cu + О2 Fе + S AI + О2 ( не забудьте уравнять реакции) 2. С неметаллами : Н2 + О2 Н2 + S — ребята, в результате взаимодействия серы с водородом получает сероводород сильно ядовитый газ
| Делается работа у доски Работают с учебником., анализируют запись и делают вывод. | Составлена характеристика халькогенов и их соединений по строению, составу, действию ан организм. | |
Организует работу по учебнику для понятия «демеркуризация » и для чего она нужна? | Работают с учебником, отвечают на вопросы,. | Нашли понятие «демеркуризация», установили применение данного явления на практике. | |
5. Этап проверки понимания. Задачи урока Установить уровень осмысления учащимися нового материала, устранить пробелы в понимании Методы: Словесно-наглядно-практический. | — рассмотрим получение халькогенов. — как получают кислород? -где, больше всего кислорода? — где применяется кислород, а где применяется сера? — заслушаем сообщение о применении кислорода. Выполним в рабочей тетради на печатной основе стр.124 зад. 1 «Применение кислорода» и стр. 129 зад.1 «Применение серы»
| Отвечают на вопросы. Сообщение учащихся о применении кислорода.
Выполняют задание в рабочей тетради на печатной основе. | Выявлен уровень осознанного понимания материала, умение воспроизводить основные идеи нового материала. |
6. Закрепление знаний Задачи урока Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Методы: Словесные | Устраняет ошибки, консультирует. Задает вопросы уточняющего характера, устраняет пробелы в понимании
— в чем отличие VI группы от VII группы ? — может ли кислород иметь запах? — с чем реагирует кислород? — в каком виде находится сера в природе ?
| Отвечают на вопросы.
(халькогены слабее галогенов) кислорол –газ без цвета и запаха, пахнет Озоном | Закреплены знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. |
7. Итог урока Подвести итог урока, оценить деятельность учащихся. Методы: Словесный: беседа, рассказ. | Спрашивает у учащихся, что нового они узнали, чему научились. Выставляет отметки. | Отвечают на вопросы учителя. | Умение воспроизводить основные идеи урока. |
8. Домашнее задание. Разъяснить методику выполнения домашней работы. Методы: Словесный: рассказ | Объясняет, какую работу необходимо выполнить дома Найти модификации серы, названия и физические свойства. | Записывают домашнее задание в дневник | Правильное выполнение работы большинством учащихся. |