Урок 38 / 8 « Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Массовая доля вещества в смеси»
( 8 класс – базовый уровень)
Учитель: Дронова Ольга Викторовна
Дата проведения: 18.02.2012 г.
Цели образования:
— сформировать представление о чистом веществе и смеси веществ, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека;
— выявить особенности физических свойств чистых веществ и в составе смеси;
— ознакомить со способами разделения смесей на основании физических свойств входящих в их состав компонентов;
— сформировать понятие о массовой доле вещества в смеси, формировать умение рассчитывать массовую долю вещества в растворе и сплаве.
Цели развития:
— развивать умение приводить примеры однородных и неоднородных смесей, предлагать способы разделения смесей на основании физических свойств входящих в них компонентов.
Цели воспитания:
— формировать умение грамотно оформлять тетради;
— формировать умение содержать в чистоте рабочее место;
— формировать умение соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием и реактивами.
Оборудование:
делительная воронка, спиртовка (1 шт.), химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, держатель, фарфоровая чашка, предметное стекло, коллекция минералов, проектор.
Реактивы:
вода, песок, железная стружка, растительное масло, опилки, соль (сахар).
Методы:
использую в сочетании словесно — наглядные методы (беседа, объяснение).
Тип урока:
изучение нового, единичный, отработка дидактических умений, традиционный урок.
Действия ученика | |||||
1 этап. Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхаем воздух.
Что представляет собой воздух?
Какие газы входят в состав воздуха? (слайд).
Умываемся водой — это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко — смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный — лактоза. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек — его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей.
Каково происхождение азота, кислорода, сахара, витаминов?
Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов — мрамор (слайд). Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор — материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна — это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка.
А теперь давайте подумаем, почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор?
Стекло, резина, сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина — искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.
Вот и получается, что чистых веществ в природе, в технике, в быту очень немного. Гораздо чаще встречаются смеси — сочетание двух или более веществ. Воздух — это смесь различных газов; нефть — природная смесь органических веществ (углеводородов); любые минералы, горные породы — это тоже твердые смеси различных веществ. Приведите собственные примеры смесей из жизни?
Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?
Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами).
Какими свойствами обладает дистиллированная вода?
Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему?
Определение понятия «смесь» было дано в XVII в.
Пример решения задачи: Решение:
Д/з. §24, задача: Вычислите массовую долю растворённого вещества, если в 88г воды растворили 12г соли. |