Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Тальменского района Алтайского края
Конспект урока по химии в 8 классе
«Составление химических формул по валентности»
Подготовил учитель химии:
Зарубин Евгений Павлович
Тальменка
2013
Образовательные результаты:
Личностные:
— формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;
— формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;
— освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную и групповую работу.
Метапредметные:
— формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;
— формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;
— формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;
— способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;
— формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умений аргументировать и отстаивать своё мнение;
— формирование умений вести диалог.
Предметные:
— формирование умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками.
Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, организация самостоятельной работы школьников в малой группе, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Средства обучения: ведение проблемного диалога, взаимооценивание письменных ответов, раздаточный материал, учебник, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.
Схема урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые учебные действия | ||
предметные | универсальные | |||
1. Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
| Личностные: — самоорганизация; Коммуникативные: — умение слушать; |
2. Целеполагание и мотивация | 1. Учитель зачитывает классу три загадки (с доски или со слайда) и просит отгадать, что это: Чего в гору не выкатить, В решете не унести, В руках не удержать?
Очень добродушная, Мягкая послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу.
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
2. Далее учитель предлагает учащимся индивидуально в своих тетрадях записать дату и возможную химическую формулу воды, зная, что она состоит из атомов Н и О.
3. Просит ребят записать получившиеся формулы на доске, при этом одинаковые не повторять.
4. Постановка проблемы. Обнаруживаются разные примеры записи формулы воды (верный и неверные) — Ребята, задание было одно? — А какие получились результаты? — Как вы думаете почему?
— Ребята, у всех вас дома есть поваренная соль, она состоит из атомов Na и Cl. Вы сможете верно записать химическую формулу этого вещества?
5. Постановка цели. — Предположите в группах, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Учитель выслушивает мнение каждой группы. Уточняет, что учиться будем составлять формулы бинарных веществ и фиксирует после согласования с классом цель на доске в знаковой форме: Ax By 6. Определение темы урока. — Ребята, исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?
Учитель уточняет, что формулы будем составлять по валентности, записывает тему на доске.
7. Мотивация. — Молодцы, ребята! Перед изучением данной темы я хочу рассказать вам притчу Сократа «О путниках с камнями». Три путника несут тяжёлые камни в город, обливаясь потом. У всех троих спросили, зачем они это делают. Первый ответил: — Меня заставили тащить эти проклятые камни в город. Второй сказал с улыбкой: — А я несу эти камни в город, чтобы продать и прокормить свою семью. Третий с радостью ответил: — Я несу эти камни для строительства величайшего храма, который будет радовать людей не одно столетие!
-Ребята, каждый для себя сделайте вывод, в роли какого путника вы хотели бы оказаться. Точно также и с химическими знаниями, если их заставлять учить, то они окажутся непосильной ношей.
| Отгадывают загадки, говорят, что это вода.
Записывают в тетрадях возможную химическую формулу воды.
Записывают разные варианты получившихся формул на доске.
Отвечают, что одно. — Разные. — Знаем, что вода состоит из атомов Н и О, но не знаем в каком соотношении.
— Наверняка нет.
Обсуждают в группах, спикер высказывает мнение группы, что должны научиться составлять химические формулы веществ.
Предполагают, что тема урока «Составление химических формул».
Записывают в тетрадь тему урока «Составление химических формул по валентности».
Слушают притчу и определяют, в роли какого путника они хотели бы оказаться, переносят ассоциацию на химические знания. | Умение записывать знаки химических элементов, составлять из них химическую формулу вещества. | Личностные: — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; — саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий.
Познавательные: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — доказательство своей точки зрения; — осознанное построение речевого высказывания в устной форме; — умение сформулировать проблему; — развитие знаково-символических действий на этапе фиксирования цели урока в знаковой форме;
Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог; — участие в коллективном обсуждении проблем; — умение сотрудничать в группе со сверстниками; — умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности; — умение договариваться и приходить к общему мнению; — умение точно выражать свои мысли.
|
3. Планирование деятельности | — Как мы будем достигать поставленной цели? Учитель изображает на доске треугольник, поделённый горизонтальными линиями и, выслушивая предложения учащихся, фиксирует план действия снизу вверх. Треугольник снизу вверх заполнен следующими фразами: — вспомнить знаки элементов; — повторить валентность; — узнать правила составления формул; — выполнить упражнения. На вершине данного треугольника закрепляет рисунок мудрой совы
и желает всем ребятам достичь этой высоты. | Предлагают свои варианты достижения цели: вспомнить знаки химических элементов и значение валентности; узнать правила, как составлять химические формулы; закрепить полученные знания, выполняя упражнения. |
| Личностные: — умение задаться вопросом: какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?
Регулятивные: — умение составлять план и последовательности действий.
Познавательные: — осознанное построение речевого высказывания в устной форме; — умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели; — умение строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение слушать и вступать в диалог; — умение точно выражать свои мысли.
|
4. Реализация намеченного | 1. Актуализация знаний. Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение «Установи соответствие», раздав листы с заданием на парты (или с доски, или со слайда): Вариант I. 1. H а). магний 2. Na б). алюминий 3. Al в). водород 4. S г). сера 5. C д). хлор 6. Mg е). углерод 7. Cl ж). натрий
Вариант II. 1. O а). цинк 2. K б). калий 3. Fe в). фосфор 4. P г). фтор 5. N д). кислород 6. Zn е). азот 7. F ж). железо
Далее учитель просит учащихся в парах обменяться своими работами, проверить упражнение по ключу ответов и поставить друг другу оценки.
На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания.
Вариант I. 1в, 2ж, 3б, 4г, 5е, 6а, 7д Вариант II. 1д, 2б, 3ж, 4в, 5е, 6а, 7г.
Критерии оценивания: нет ошибок – оценка «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»; более 4 ошибок – «2».
После этого учитель просит ребят проговорить друг другу в парах, что такое валентность, как записать значение валентности, для каких элементов она постоянная, как определить значение валентности по ПС, понятие высшей низшей валентности. На доске оставляет опорные фразы: валентность, как записать, постоянная, определяю по ПС, высшая, низшая.
Затем учитель организует краткое обсуждение данных вопросов.
2. Правила составления химических формул. Учитель фиксирует алгоритм составления формулы на доске: а). запишите символы химических элементов РО б). обозначьте валентность каждого элемента: V II Р О в). найдите наименьшее общее кратное (НОК): V II Р О [10] г). разделите НОК на валентность каждого элемента: [Р] 10: V = 2 [О] 10: II = 5 д). расставьте индексы справа внизу (индекс «1» не пишут): Р2О5
Учитель предлагает ребятам на доске индивидуально составить формулы веществ, состоящих из элементов SO и NaO.
Далее учитель записывает на доске формулу РН3 , зная, что валентность водорода равна одному, просит учащихся определить валентность фосфора.
— В первом примере Р2О5 валентность фосфора была равна пяти, а в этом примере – трём. Как же узнать в каком случае, какую валентность нужно указать? После этого учитель организует работу в группах, для этого: комплектует группы по месту учащихся, напоминает правила групповой работы. Раздаёт листы со следующей информацией:
а). у неметалла с кислородом валентность высшая: V II Р2 О5 б). у неметалла с водородом валентность низшая: III I Р Н3 в). у неметалла с металлом валентность низшая: II I Ca Cl2 г). у металлов первых трёх групп валентность часто совпадает с номером группы (исключение Cu и Hg они проявляют и I, и II валентность): I I II II III II KCl ZnO Al2O3 д). при совпадении валентности формула не изменяется: II II MgO В названии веществ, образованных элементами с переменной валентностью, пишут в скобках цифру, показывающую валентность данного элемента в этом соединении. Например, II CuO — оксид меди (II) I CuO — оксид меди (I). После этой информации для каждой группы на этом же листе предложено своё задание по составлению формул веществ, состоящих из элементов: 1 группа: ClO, NH, MgF. 2 группа: NO, HS, AlCl. 3 группа: CO, HF, ZnCl. 4 группа: HCl, ZnO, NaS. 5 группа : CaO MgCl HSe
Затем учитель предлагает от каждой группы представить результат выполненного задания на доске. При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся.
— Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились.
Обращаясь к плану нашей работы, нам осталось лишь выполнить упражнение. Если вы выполните его верно, у вас есть шанс получить хорошую оценку.
| Выполняют упражнение индивидуально.
Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценки друг другу в тетради.
Работая в парах, вспоминают понятие валентности, как её изображают и определяют по ПС, называют элементы с постоянной валентностью. Рассказывают, как определить высшую и низшую валентность элемента. После работы в парах фронтально проговаривают ключевые моменты.
Записывают алгоритм составления формулы в тетрадь.
Два ученика записывают на доске формулы веществ: SO3, Na2O и объясняют, как они их составили, остальные переносят эту запись в тетрадь.
Используя информацию прошлого урока, определяют, что валентность фосфора равна трём.
Отвечают, что нужно знать ещё дополнительные правила.
Знакомятся с информацией, работая в группах. Узнают, в каком случае элемент проявляет высшую или низшую валентность.
Составляют химические формулы веществ, организуют обсуждение в группе по правильности написания формулы. Представляют свои результаты на доске. Записывают в тетрадь формулы веществ, предложенные в заданиях других групп.
Осознают, что остался последний пункт из намеченного в начале урока плана. | Умение соотнести знак химического элемента с его названием. Актуализировать знания о валентности химических элементов. Умения составлять формулы бинарных химических веществ. | Личностные: — адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — умение освоить содержание;
Регулятивные: — умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью; — умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.
Познавательные: — выделение необходимой информации; — умение осознанно построить речевое высказывание; — умение извлечь из предложенного материала важной и второстепенной информации; — самостоятельное использование правил для составления химических формул веществ;
Коммуникативные: — умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра; — умение слушать и вступать в диалог; — умение сотрудничать в группе со сверстниками; — умение договариваться и приходить к общему мнению; — умение точно выражать свои мысли.
|
5. Контроль и оценка | Учитель предлагает по вариантам задание по составлению химических формул веществ, состоящих из элементов: Вариант I. III KS, NaCl, ZnO, LiO, FeCl
Вариант II. II KO, NaH, KBr, LiS, FeCl (Задание указано на доске или на слайде) Далее учитель организует в парах взаимопроверку работ по ключу ответов. На доску выводится ключ ответов и критерии оценивания: Вариант I. K2S, NaCl, ZnO, Li2O, FeCl3
Вариант II. K2O, NaH, KBr, Li2S, FeCl2 Критерии оценивания: нет ошибок –«5»; 1 ошибка – «4»; 2-3 ошибки – «3»; 4-5 ошибок – «2».
— Ребята, а сейчас возьмите свои тетради, посмотрите на свой результат. У кого из вас пятёрки и четвёрки похлопайте в ладоши. — Я рад за вас и тоже вам аплодирую! — Не забудьте перед уходом сдать тетради и по итогам двух работ (в начале урока и сейчас) вы получите оценку в журнал.
| Индивидуально выполняют предложенное задание.
Обмениваются в парах тетрадями и производят взаимопроверку работ пор ключу ответов.
В классе раздаются аплодисменты.
| Умение составлять формулы химических веществ. | Личностные: — адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности. — умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась;
Регулятивные: — умение увидеть ошибку и исправить её самостоятельно или с помощью; — умение сосредоточиться на выполнении задания.
Познавательные: — умение самостоятельно и осознанно выполнить задание;
Коммуникативные: — умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания; — умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнёра. |
6. Рефлексия | Учитель обращает внимание ребят на знаковую фору записи цели урока Ax By и организует рефлексию:
— Достигнута ли цель урока? — А сейчас запишите формулу вещества, состоящего из атомов Н и О. Объясните, почему формула записывается Н2О. — Прочитайте хором состав вещества — Запишите и объясните формулу поваренной соли NaCl. — Мы осуществили все этапы намеченного плана работы?
— Ребята, мы начинали наш урок с загадок о воде, и закончить его предлагаю тоже с водой.
Учитель приглашает ребят к своему столу, на котором стоит чаша с водой (можно кристаллизатор) и два подноса: один с маленькими бумажными корабликами, другой с камешками – галькой. — Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях,
то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду гальку. (Кораблик символизирует моё понимание темы, и я могу плыть дальше, а камешек – я не понял, ушёл на дно, мне нужна помощь).
— Ребята, мне повезло наблюдать сейчас на водной глади такое количество корабликов. Но, чтобы к следующей нашей встрече они не сбились с пути, я предлагаю вам дома выполнить упражнение. | Учащиеся говорят о том, что они достигли цель урока, правильно записывают в тетрадь Н2О, произносят вслух «Аш два о». Видят со схемы на доске, что план действий осуществлён.
Подходят к столу учителя и «голосуют» с помощью корабликов и камешек.
| Умение составлять формулы химических веществ. | Личностные: — умение самому себе задать вопрос: «А зачем мне было нужно заниматься этим на уроке?»
Регулятивные: — умение сравнить результат своих пошаговых действий с заданным эталоном-образцом; — умение осознать учеником, как хорошо он научился составлять химические формулы, или чем ещё предстоит овладеть, чтобы научиться их составлять.
Познавательные: — умение провести рефлексию деятельности на уроке.
Коммуникативные: — умение участвовать в коллективном обсуждении и вступать в диалог. |
7. Домашнее задание | — Запишите домашнее задание в дневник §12, с.34-35, упр. 5 с. 37. Кроме этого учитель предлагает выполнить следующее задание по желанию: — Найдите в дополнительной литературе (или иных источниках) формулы веществ, имеющих название: углекислый газ, глинозём, кварц, негашёная известь, цинковая обманка и докажите, опираясь на полученные знания, что их формулы записаны верно. — Я был рад встрече с вами, спасибо. Урок завершён.
| Записывают параграф и упражнение в дневник, определяют для себя объём задания. |
| Личностные: — умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.
Познавательные: — умение осуществить необходимый поиск информации.
Коммуникативные: — умение слушать и задать вопросы. |
Используемая литература
-
Гара Н.Н. Программы образовательных учреждений. Химия 8-11 классы. — М.: Просвещение, 2008.
-
Князева М.В. Химия. 8 класс поурочные планы по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – Волгоград: Учитель, 2011.
-
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.