МБОУ Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1.

Открытый урок по теме «Аммиак»

9 «Б» класс.

Учитель Живоглядова Валентина Михайловна.

08.12.2011г. п. Нижнеангарск. Северобайкальския район. Р. Бурятия.

08.12.2011г.

Цели урока: Повторить тему «Азот», изученную на прошлом уроке. Рассмотреть строение молекулы аммиака. Познакомиться с водородной связью. Получить аммиак (практическая работа №3). Изучить свойства аммиака. Рассмотреть механизм образования донорно – акцепторной связи.

Оборудование: учебник 9 класса, рабочее место ученика, раздаточный материал, фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, NH4Cl, Ca(OH)2, HCl, спиртовка, спички.

План урока.

  1. Орг. часть.

  2. Повторение.

  3. Изучение темы «Аммиак».

  4. Практическая работа №3.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Подведение итогов урока.

2. Повторение.

a). Устно.

  • В каком виде азот встречается в природе?

  • Какова роль азота в природе?

  • Физические свойства азота?

  • Положение азота в периодической системе.

  • Степени окисления азота.

в). Письменно (карточки).

1. Дать оценку реакции по всем изученным нами признакам

2NO + O2 ↔2 NO2 +Q

2. N2→NO→NO2→HNO3

3. Укажите степени окисления азота в соединениях: N2, NO, NO2, HNO3.

3.Тема урока: Аммиак.

Изучение нового материала. (Работа по дополнению и заполнению таблицы, начатой на прошлом уроке).

1.Что мы знаем о веществе « аммиак»?

2.Строение молекулы аммиака NH3. Электронная, структурная формулы.

3.Пространственное строение молекулы.

4. Водородная связь.

5. Физические свойства аммиака. (Продолжение заполнения таблицы)

6. Химические свойства аммиака. (Продолжение заполнения таблицы)

  • Взаимодействие с водой: NH3 + H2O = NH4OH

NH3 + H2O = NH4 + + OH

  • Взаимодействие с кислотами: NH3 + HCl = NH4CL

NH3 + HCl = NH4 + + CL

2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4

Ион аммония — NH4 +

  • Образование донорно – акцепторной связи. Учебник, стр. 49.

  • Горение аммиака. 4 NH3 +3O2 = 2N2 + 6H2O

  • Каталистическое окисление аммиака. 4 NH3 +5O2 = 4NO + 6H2O

Катализатор платина —Pt, родий —Rh.

  • Какова роль катализатора в данном процессе?

7.Получение аммиака.

  • N2 + 3H2 = 2NH3 + Q

  • Соль аммония + гашеная известь или щелочь

  • Разложение соли аммония при нагревании.

Практическая работа №3.

Пояснение учителя.

а. Заполнение бланков. (Работа в паре.)

в. Отвечаем на вопросы и выполняем задания, указанные в бланке.

с. Сдаем учителю на проверку.

Практическая работа №3. «Получение аммиака и опыты с ним».

Оборудование: фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, Ca(OH)2, NH4Cl, HCl, спиртовка, спички.

Цель работы: получить газ аммиак, подтвердить его растворимость в воде, провести эксперимент с полученной аммиачной водой, выполнить задания.

Вариант №3.

1.Пользуясь описанием опыта и инструкцией учителя соберите прибор.

а. Закрепите его в штативе, подготовьте спиртовку.

в. Приготовьте реагирующюю смесь: Ca(OH)2 + NH4Cl, поместите ее в пробирку.

с. Подготовьте прибор к работе.

д. Получите газ аммиак, подтвердите его наличие.

2.Наблюдения:

а. Аммиак ___________________________запах.

в. Аммиак______________________________в воде.

с. В результате реакции образовался (Напишите молекулярное уравнение)

Ca(OH)2 + NH4Cl = __________________________________________________________________

3. Подтвердите получение аммиака.___________________________________________________

4. Проведите реакцию взаимодействия: NH4OH + HCl =___________________________________

5.? Можно ли собрать аммиак методом вытеснения воды? (ДА, НЕТ) Подчеркнуть.

Практическая работа №3. «Получение аммиака и опыты с ним».

Оборудование: фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, Ca(OH)2, NH4Cl, HCl, спиртовка, спички.

Цель работы: получить газ аммиак, подтвердить его растворимость в воде, провести эксперимент с полученной аммиачной водой, выполнить задания.

Вариант №2.

1.Пользуясь описанием опыта и инструкцией учителя соберите прибор.

а. Закрепите его в штативе, подготовьте спиртовку.

в. Приготовьте реагирующюю смесь: Ca(OH)2 + NH4Cl, поместите ее в пробирку.

с. Подготовьте прибор к работе.

д. Получите газ аммиак, подтвердите его наличие.

2.Наблюдения:

а. Аммиак ___________________________запах.

в. Аммиак______________________________в воде.

с. В результате реакции образовался (Напишите молекулярное уравнение)________________________________________________________________________

д. Напишите уравнение реакции в электронном виде.______________________________________________________________________________

3. Подтвердите получение аммиака.___________________________________________________

4. Проведите реакцию взаимодействия: NH4OH + HCl =___________________________________

5.? Можно ли собрать аммиак методом вытеснения воды? Поясните. _____________________

Практическая работа №3. «Получение аммиака и опыты с ним».

Оборудование: фарфоровая ступка, пестик, пробирки, стакан с водой, газоотводная трубка, фенолфталеин, индикаторная бумага, Ca(OH)2, NH4Cl, HCl, спиртовка, спички.

Цель работы: получить газ аммиак, подтвердить его растворимость в воде, провести эксперимент с полученной аммиачной водой, выполнить задания.

Вариант №1.

1.Пользуясь описанием опыта и инструкцией учителя соберите прибор.

а. Закрепите его в штативе, подготовьте спиртовку.

в. Приготовьте реагирующюю смесь: Ca(OH)2 + NH4Cl, поместите ее в пробирку.

с. Подготовьте прибор к работе.

д. Получите газ аммиак, подтвердите его наличие.

2.Наблюдения:

а. Аммиак ___________________________запах.

в. Аммиак______________________________в воде.

с. В результате реакции образовался (Напишите молекулярное уравнение)___________________________________________________________________________

д. Напишите уравнение реакции в электронном виде.________________________________________________________________________________

е. Укажите типы химической связи в молекулах:

NH4OH_______________________________________________________________________________

NH4Cl________________________________________________________________________________

3. Подтвердите получение аммиака.______________________________________________________

4. Проведите реакцию взаимодействия: NH4OH + HCl =_____________________________________,

поясните тип проведенной реакции______________________________________________________

5.? Можно ли собрать аммиак методом вытеснения воздуха, если пробирка расположена дном вниз? ДА. НЕТ. (Подчеркнуть)

8, 9. Демонстрация электронной презентации по азоту и аммиаку. Проверка лабораторной работы.

10.Отвечаем на вопросы — 3 варианта.

Вопросы для повторения.

3 вариант.

2 вариант.

1 вариант

1.В 3-х колбах содержатся газы: азот, кислород и аммиак. Можно ли их распознать при помощи воды?

2.К физическим свойствам аммиака относятся:

  1. Наличие запаха.

  2. Растворимость в воде.

  3. Наличие ковалентных связей.

  4. Отсутствие цвета.

3.Азот входит в состав белков. Каким образом его усваивает живой организм?

  1. Вдыхает.

  2. Потребляет нашатырный спирт.

  3. Получает с пищей.

  4. Содержит клубеньковые бактерии.

1.Почему при собирании аммиака методом вытеснения воздуха пробирку держат вверх дном?

2.Степень окисления азота в молекуле аммиака равна:

  1. +3.

  2. -1.

  3. -3.

  4. +5.

3.Число электронов у азота:

  1. 5.

  2. 7.

  3. 3.

  4. 8.

1.В весенний период необходимо внести в почву известь и сульфат аммония. Можно ли их вносить в почву совместно?

2.Сумма коэффициентов в уравнении получения аммиака равна:

  1. 8.

  2. 5.

  3. 9.

  4. 3.

3.Донорно – акцепторная связь в ионе аммония образуется за счет:

  1. Ковалентной свази.

  2. Неподеленной пары электронов.

  3. В присутствии катализатора.

  4. Свободной пары электронов у атома азота.

11. Проверяем свои ответы.

3 вариант.

2 вариант.

1 вариант

1.В 3-х колбах содержатся газы: азот, кислород и аммиак. Можно ли их распознать при помощи воды?

(Да, аммиак растворим в воде)

2.К физическим свойствам аммиака относятся:

a.Наличие запаха.

b.Растворимость в воде.

c.Наличие ковалентных связей.

d.Отсутствие цвета.

3.Азот входит в состав белков. Каким образом его усваивает живой организм?

a.Вдыхает.

b.Потребляет нашатырный спирт.

c.Получает с пищей.

d.Содержит клубеньковые бактерии.

1.Почему при собирании аммиака методом вытеснения воздуха пробирку держат вверх дном?

(Он легче воздуха)

2.Степень окисления азота в молекуле аммиака равна:

a. +3.

b. -1.

c. -3.

d. +5.

3.Число электронов у азота:

a.5.

b.7.

c.3.

d.8.

1.В весенний период необходимо внести в почву известь и сульфат аммония. Можно ли их вносить в почву совместно? (NO).

2.Сумма коэффициентов в уравнении получения аммиака равна:

a.8.

b.5.

c.9.

d.3.

3.Донорно – акцепторная связь в ионе аммония образуется за счет:

a. Ковалентной свази.

b. Неподеленной пары электронов.

c. В присутствии катализатора.

d. Свободной пара электронов у атома азота.

12. Что нового изучили на уроке?

13. Подведение итогов урока.

14. Домашнее задание:§ 17.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here