Конспект урока- семинара

по химии по теме

«Дисперсные системы. Способы и

методы разделения дисперсных

систем».

Выполнила:

Иванова О.И.,

учитель химии и биологии

МОУ лицея№6

Ворошиловского района

г. Волгоград-2013

Семинарское занятие по теме: «Дисперсные системы. Способы и методы разделения дисперсных систем».

Цель: -совершенствование практических умений и навыков по обращению с химическим оборудованием;

-систематизация знаний о дисперсных системах, о способах и методах разделения смесей веществ и выявление практического применения данного рода знаний в повседневной жизни;

-способствовать формированию навыков самообразования и умения работать в коллективе.

Задачи:

1)учащиеся должны знать:

-способы разделения смесей (перегонка, центрифугирование, дистилляция, отстаивание),

— дисперсную фазу и дисперсную среду некоторых дисперсных систем;

2)уметь:

-решать расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»,

-обращаться химическим оборудованием,

-находить и выявлять нужную информацию в различных информационных источниках.

Оборудование (на демонстрационном столе в отдельных лотках находятся либо отдельные части приборов, либо собранные приборы – зависит от уровня подготовленности учащихся): делительная воронка, химическая воронка, фильтр, предметное стекло (огнеупорное), стеклянная палочка, спиртовка, пробирки, магнит, лабораторные штативы (большой и малый),

смесь песка и поваренной соли, смесь подсолнечного масла и воды, смесь порошка железа и серы, учебник (Габриэлян О.С. Химия. 11класс , базовый уровень, Рудзитис Г.Е. Химия.8класс М., Просвещение, 1991; Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы М., «Новая волна»)

Формирование универсальных учебных действий на этапах урока-семинара.

I. Вводная часть: мотивация и целеполагание.

Личностные УУД: развитие мотивационной сферы.

Регулятивные УУД: развитие навыков целеполагании.

II. Самостоятельная работа в группах.

Личностные УУД: формирование системы ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности деятельности.

Регулятивные УУД: формирование личностных качеств: ответственности, самостоятельности, умения адекватно ставить цели.

Познавательные УУД: формирование методов познания «От теории к практике , от практики к теории».

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Это второй урок по данной теме. Учащимся заранее сообщаются вопросы практической и теоретической части семинара, подобные расчетные задачи и даются критерии оценки каждого задания. Особое внимание обращается на задания практической части. Назначаются консультации. Состав группы определяется либо учителем, либо самими учащимся; в группах желательно распределить обязанности сразу, может понадобиться помощь учителя. Для получения дополнительных баллов в группе предлагается ввести «должность эксперта», который совместно с учителем давал бы оценку ответам, задавал дополнительные вопросы, исправлял недочеты и ошибки в ответах представителей других групп. Дополнительные баллы можно заработать, составив презентацию по одной из тем:

1.Коллоидные системы.

2.Дисперсные системы в явлениях природы.

3.Тонкодисперсные системы. И т.д.

Задания к занятию.

  1. Практическая часть. Вопрос: отчего зависит выбор способа разделения смесей? Найдите характеристику основных способов разделения смесей (перегонка, центрифугирование, дистилляция, отстаивание). Найдите способ:

1.разделить смесь песка и поваренной соли.

2.разделить смесь подсолнечного масла и воды.

3. разделить смесь порошка железа и серы.

4.получить дистиллированную воду.

Критерии оценки.

-Правильно указано и собрано оборудование;

-правильно указана последовательность действий;

-соблюдается техника безопасности при работе;

-правильно обоснован выбор способов разделения смесей (исходя из свойств компонентов смеси);

-чистота рабочего места. Итого 5 баллов.

Дополнительный вопрос. Что такое хроматография? Где применяется? (2балла)

II. Теоретические вопросы.

1.Какие методы разделения смесей применяются при очистке воды на наших очистных сооружениях ? Какие методы очистки воды вы еще знаете? Сравните разные методы, дайте им свою оценку.

2.Что такое нефть? Какие принципы лежат в основе переработки нефти и разделении ее на фракции? Основные продукты переработки нефти. Современные проблемы использования нефти. Экологический аспект проблемы.

3.Что представляют собой с точки зрения знаний о дисперсных системах предложенные вам вещества? Укажите дисперсную среду и дисперсную фазу: — (а)молоко, тушь для ресниц, туалетная вода, конфеты «Птичье молоко»

— (б)гранит, губная помада, эмульсия, сухожилие

— (в)пористый шоколад, пена, кровь, крема.

4.Приведите примеры дисперсных систем, которые окружают нас в повседневной жизни. Укажите дисперсную среду и дисперсную фазу.

5.Какие методы разделения смесей используются в молочной промышленности? Для чего этот метод применяется в медицине?

Критерии оценки. В зависимости от полноты и правильности, ответ оценивается 1,2 или 3 баллами.

Задачи.

1.Для консервирования нужно 200г 6%-ного раствора уксусной кислоты. В магазине продается 70%-ный раствор, объемом 200мл и плотностью 1,07 г/мл (эссенция). Сколько граммов эссенции нужно взять для консервации?

2.Какая масса соли вводится в организм человека при вливании 500г физиологического раствора (0,9% раствор хлорида натрия)?

3. Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80г 5% раствора соли? (1,2,3-треировочные)

4. В 150г воды растворили 50г фосфорной кислоты. Какова массовая доля кислоты в полученном растворе?

5. Сколько граммов йода и спирта нужно взять для приготовления 30г 5%-го раствора йодной настойки?

6. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75г и пробой 585 .

7. В 180г 15%-го раствора гидроксида натрия растворили 20г щелочи. Рассчитайте массовую долю щелочи в полученном растворе.

8. Слили два раствора серной кислоты: 240г 30%-го и 180г 5%-го. Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.

9. Из 250г 20%-го раствора хлорида калия выпарили 100г воды. Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.

Ход урока.

  1. Вводная часть: мотивация и целеполагание (2мин.).-Сегодня у нас семинар по теме: «Дисперсные системы. Способы и методы разделения дисперсных систем». мы начнем наш урок не совсем обычным способом.

Сценка: девушка собирается на прогулку: красит ресницы, укладывает волосы с помощью мы начнем наш урок не совсем обычным сп лака, выпивает стакан молока.

-Как связано то, что вы увидели с темой семинара? (Все, что использовала девушка, относится к дисперсным системам).

II. Распределение заданий практической части, теоретической части и расчетных задач (вытягивается билет с номерами заданий).

Ш. Самостоятельная работа в группах (15 мин.)

IV Презентация результатов работы (18 мин.). От каждой группы выступают по 3 человека, задачи либо выносятся на доску (более сложные задачи), либо предъявляются записи в тетрадях.

V Оценочно-рефлексивный блок. -Давайте проанализируем вашу работу в группах. Старший ученик оценивает работу каждого члена в группе и предоставляет устный или письменный отчет (зависит от времени до конца урока).
-Все ли планируемые результаты обучения нами достигнуты?

-Согласны ли вы со своей оценкой за участие в работе группы?

-Что было для вас сегодня открытием?

-Что может пригодится в повседневной жизни?

-Спасибо за результативную работу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here