Конспект урока- семинара
по химии по теме
«Дисперсные системы. Способы и
методы разделения дисперсных
систем».
Выполнила:
Иванова О.И.,
учитель химии и биологии
МОУ лицея№6
Ворошиловского района
г. Волгоград-2013
Семинарское занятие по теме: «Дисперсные системы. Способы и методы разделения дисперсных систем».
Цель: -совершенствование практических умений и навыков по обращению с химическим оборудованием;
-систематизация знаний о дисперсных системах, о способах и методах разделения смесей веществ и выявление практического применения данного рода знаний в повседневной жизни;
-способствовать формированию навыков самообразования и умения работать в коллективе.
Задачи:
1)учащиеся должны знать:
-способы разделения смесей (перегонка, центрифугирование, дистилляция, отстаивание),
— дисперсную фазу и дисперсную среду некоторых дисперсных систем;
2)уметь:
-решать расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»,
-обращаться химическим оборудованием,
-находить и выявлять нужную информацию в различных информационных источниках.
Оборудование (на демонстрационном столе в отдельных лотках находятся либо отдельные части приборов, либо собранные приборы – зависит от уровня подготовленности учащихся): делительная воронка, химическая воронка, фильтр, предметное стекло (огнеупорное), стеклянная палочка, спиртовка, пробирки, магнит, лабораторные штативы (большой и малый),
смесь песка и поваренной соли, смесь подсолнечного масла и воды, смесь порошка железа и серы, учебник (Габриэлян О.С. Химия. 11класс , базовый уровень, Рудзитис Г.Е. Химия.8класс М., Просвещение, 1991; Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы М., «Новая волна»)
Формирование универсальных учебных действий на этапах урока-семинара.
I. Вводная часть: мотивация и целеполагание.
Личностные УУД: развитие мотивационной сферы.
Регулятивные УУД: развитие навыков целеполагании.
II. Самостоятельная работа в группах.
Личностные УУД: формирование системы ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности деятельности.
Регулятивные УУД: формирование личностных качеств: ответственности, самостоятельности, умения адекватно ставить цели.
Познавательные УУД: формирование методов познания «От теории к практике , от практики к теории».
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Это второй урок по данной теме. Учащимся заранее сообщаются вопросы практической и теоретической части семинара, подобные расчетные задачи и даются критерии оценки каждого задания. Особое внимание обращается на задания практической части. Назначаются консультации. Состав группы определяется либо учителем, либо самими учащимся; в группах желательно распределить обязанности сразу, может понадобиться помощь учителя. Для получения дополнительных баллов в группе предлагается ввести «должность эксперта», который совместно с учителем давал бы оценку ответам, задавал дополнительные вопросы, исправлял недочеты и ошибки в ответах представителей других групп. Дополнительные баллы можно заработать, составив презентацию по одной из тем:
1.Коллоидные системы.
2.Дисперсные системы в явлениях природы.
3.Тонкодисперсные системы. И т.д.
Задания к занятию.
-
Практическая часть. Вопрос: отчего зависит выбор способа разделения смесей? Найдите характеристику основных способов разделения смесей (перегонка, центрифугирование, дистилляция, отстаивание). Найдите способ:
1.разделить смесь песка и поваренной соли.
2.разделить смесь подсолнечного масла и воды.
3. разделить смесь порошка железа и серы.
4.получить дистиллированную воду.
Критерии оценки.
-Правильно указано и собрано оборудование;
-правильно указана последовательность действий;
-соблюдается техника безопасности при работе;
-правильно обоснован выбор способов разделения смесей (исходя из свойств компонентов смеси);
-чистота рабочего места. Итого 5 баллов.
Дополнительный вопрос. Что такое хроматография? Где применяется? (2балла)
II. Теоретические вопросы.
1.Какие методы разделения смесей применяются при очистке воды на наших очистных сооружениях ? Какие методы очистки воды вы еще знаете? Сравните разные методы, дайте им свою оценку.
2.Что такое нефть? Какие принципы лежат в основе переработки нефти и разделении ее на фракции? Основные продукты переработки нефти. Современные проблемы использования нефти. Экологический аспект проблемы.
3.Что представляют собой с точки зрения знаний о дисперсных системах предложенные вам вещества? Укажите дисперсную среду и дисперсную фазу: — (а)молоко, тушь для ресниц, туалетная вода, конфеты «Птичье молоко»
— (б)гранит, губная помада, эмульсия, сухожилие
— (в)пористый шоколад, пена, кровь, крема.
4.Приведите примеры дисперсных систем, которые окружают нас в повседневной жизни. Укажите дисперсную среду и дисперсную фазу.
5.Какие методы разделения смесей используются в молочной промышленности? Для чего этот метод применяется в медицине?
Критерии оценки. В зависимости от полноты и правильности, ответ оценивается 1,2 или 3 баллами.
Задачи.
№1.Для консервирования нужно 200г 6%-ного раствора уксусной кислоты. В магазине продается 70%-ный раствор, объемом 200мл и плотностью 1,07 г/мл (эссенция). Сколько граммов эссенции нужно взять для консервации?
№2.Какая масса соли вводится в организм человека при вливании 500г физиологического раствора (0,9% раствор хлорида натрия)?
№3. Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80г 5% раствора соли? (1,2,3-треировочные)
№4. В 150г воды растворили 50г фосфорной кислоты. Какова массовая доля кислоты в полученном растворе?
№5. Сколько граммов йода и спирта нужно взять для приготовления 30г 5%-го раствора йодной настойки?
№6. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75г и пробой 585 .
№7. В 180г 15%-го раствора гидроксида натрия растворили 20г щелочи. Рассчитайте массовую долю щелочи в полученном растворе.
№8. Слили два раствора серной кислоты: 240г 30%-го и 180г 5%-го. Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.
№9. Из 250г 20%-го раствора хлорида калия выпарили 100г воды. Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.
Ход урока.
-
Вводная часть: мотивация и целеполагание (2мин.).-Сегодня у нас семинар по теме: «Дисперсные системы. Способы и методы разделения дисперсных систем». мы начнем наш урок не совсем обычным способом.
Сценка: девушка собирается на прогулку: красит ресницы, укладывает волосы с помощью мы начнем наш урок не совсем обычным сп лака, выпивает стакан молока.
-Как связано то, что вы увидели с темой семинара? (Все, что использовала девушка, относится к дисперсным системам).
II. Распределение заданий практической части, теоретической части и расчетных задач (вытягивается билет с номерами заданий).
Ш. Самостоятельная работа в группах (15 мин.)
IV Презентация результатов работы (18 мин.). От каждой группы выступают по 3 человека, задачи либо выносятся на доску (более сложные задачи), либо предъявляются записи в тетрадях.
V Оценочно-рефлексивный блок. -Давайте проанализируем вашу работу в группах. Старший ученик оценивает работу каждого члена в группе и предоставляет устный или письменный отчет (зависит от времени до конца урока).
-Все ли планируемые результаты обучения нами достигнуты?
-Согласны ли вы со своей оценкой за участие в работе группы?
-Что было для вас сегодня открытием?
-Что может пригодится в повседневной жизни?
-Спасибо за результативную работу.