ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.
ЦЕЛЬ: Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.
ЗАДАЧИ:
1.Закрепить знания учащихся о гомогенных и гетерогенных
реакциях, о скорости химической реакции.
2. Экспериментально изучить влияние некоторых факторов на
скорость химической реакции.
3. Дать понятие о катализаторах и ингибиторах.
4. Продолжить формирование умений учащихся наблюдать,
анализировать, сравнивать, обобщать, работать с лабораторным
оборудованием.
5. Работать над накоплением словаря по теме.
6. Контролировать правильность произношения.
7. Развивать слуховое восприятие у слабослышащих учеников.
8. Развивать у школьников логическое мышление, творчество и
интерес к предмету.
СЛОВАРЬ: степень окисления, скорость химической реакции, концентрация
веществ, интенсивнее, поверхность соприкосновения веществ.
ОБОРУДОВАНИЕ: Периодическая система химических элементов, опорные таблицы, колбы, пробирки, штатив, спиртовка, растворы серной, соляной и уксусной кислот, цинк, сера, оксид меди (II), кусочки мрамора, мела, 5% раствор пероксида водорода, оксид марганца(IV), лучинка.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Проверка слуховых аппаратов.
2.Речевая работа.
Контроль звуков Ц-С.
а) Прочитать и произнести правильно:
— степень окисления,
— скорость химической реакции,
— концентрация веществ,
— интенсивнее,
— поверхность соприкосновения веществ.
б) Назвать химические элементы, в названии которых есть звуки Ц, С.
Кальций, сера, свинец, стронций, кислород, осмий и т.д.
3.Закрепление раннее изученного материала. Фронтальный опрос.
Вступительное слово учителя. Мы продолжаем изучать основные закономерности протекания химических реакций. Настало время поговорить о продолжительности химической реакции, т.е. о протекании химического процесса во времени, за которое он происходит. И задачами сегодняшнего урока является выявление факторов, которые влияют на скорость химической реакции.
Запишите тему, число.
-
Известно, что одни химические реакции протекают за малые доли секунды, другие же за минуты, часы, дни.
Скажите, а вы встречались в своей жизни с реакциями идущими очень быстро?
а) горение; б) сода + уксус;
Эти реакции высокой скорости.
-
А какие реакции идут медленно?
а) ржавление железа; б) скисание молока.
Для полного гниения брошенной в лесу газеты нужен 1 год.
Ржавление консервной банки происходит в течение 10 лет.
Стекло практически не разрушается в течение столетий.
Эти реакции низкой скорости.
Чтобы характеризовать быстроту химической реакции, пользуются понятием скорость химической реакции.
-
Что такое скорость химической реакции?
Скорость химической реакции – это изменение концентрации вступившего в реакцию или образовавшегося вещества в единицу времени.
-
По какой формуле находят скорость химической реакции?
V = C2 – C1 / t2 – t1 = ΔC/Δt
-
Какие бывают химические реакции?
Реакции бывают гомогенные и гетерогенные.
-
Что такое гомогенные реакции?
Гомогенные реакции – это реакции, в которых вещества образуют однородную систему. К этим реакциям относятся реакции между газами, между жидкими веществами.
-
Что такое гетерогенные реакции?
Гетерогенные реакции – это реакции, в которых реагенты находятся в разных фазах. Они протекают между твердыми веществами и газами, твердыми веществами и жидкостями.
4. Работа над темой урока.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
а) ПРИРОДА РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.
Демонстрация взаимодействия цинка с соляной и уксусной кислотами.
— Какая реакция идет быстрее? (Реакция с соляной кислотой.)
— Какой газ выделяется в пробирке 1?( Выделяется водород.)
— Напишите уравнение реакции.
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2↑
— Вывод: скорость реакции зависит от природы реагирующих
веществ.
б) КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ.
— Рассмотрим горение серы на воздухе и в кислороде.
Учитель демонстрирует опыт горения серы на воздухе и в колбе с кислородом.
— Где реакция идет интенсивнее? ( Интенсивнее сера горит в кислороде.)
— Напишите уравнение реакции горения серы.
S + O2 = SO2
— Какая это реакция: гомогенная или гетерогенная? (Это гетерогенная реакция)
— Вывод: скорость реакции зависит от концентрации реагирующих веществ.
в) ТЕМПЕРАТУРА РЕАКЦИИ.
— Рассмотрим взаимодействие оксида меди (II) и серной кислоты.
Что наблюдаем?
— Нагреем пробирку.
— Что вы отметили? (Голубой цвет раствора.)
— Напишите уравнение этой реакции.
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
— Почему изменилась окраска раствора? (Черный осадок оксида меди растворился в кислоте, образуя сульфат меди голубого цвета.)
— На скорость реакции влияет еще и площадь поверхности соприкосновения тел. Опыт, доказывающий это, вы проведете сами.
Повторение правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Работа по опорным таблицам.
Следующую реакцию ученики проводят самостоятельно.
г) ПЛОЩАДЬ ПОВЕРХНОСТИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ВЕЩЕСТВ.
— Проведите реакцию взаимодействия карбоната кальция с соляной
кислотой.
— Налейте в две пробирки соляной кислоты и опустите в одну кусочек
мрамора, а в другую мраморную крошку.
— Как протекают реакции в пробирках? В чем разница? ( В пробирке с
мраморной крошкой реакция идет интенсивнее.)
— Почему реакции идут с разной интенсивностью? (Площадь поверхности
измельченного вещества больше.)
— Напишите уравнение реакции.
CaCO3 + 2 HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O
— Какай газ выделяется? ( Выделяется углекислый газ.)
— В какой пробирке реакция закончилась быстрее? (В пробирке с мраморной
крошкой.)
— Какая это реакция: гомогенная или гетерогенная? (Это гетерогенная
реакция)
д) ПРИСУТСТВИЕ КАТАЛИЗАТОРА.
Демонстрация опыта разложения пероксида водорода в присутствии оксида марганца.
— Нальем пероксид водорода в стаканчик и внесем тлеющую лучинку, она не загорается, т.к. при обычных условиях реакция разложения протекает очень медленно. Если же внести в стаканчик немного оксида марганца (IV), то начинается бурное выделение газа, внесенная тлеющая лучинка загорается ярким пламенем.
— Напишите уравнение реакции.
H2O2 = 2H2O + O2́́́́↑
— МпО2 – катализатор, он не расходуется в реакции.
— Откройте учебники на странице 90, прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:
1. Дать определение катализатора.
2. Какие реакции называют каталитическими?
3. Что такое ингибиторы?
5. Использование знаний о скорости реакции в быту.
-
Почему продукты хранят в холодильнике?
(Чтобы замедлить химические реакции, ведущие к порче продуктов)
-
Что происходит при тепловой обработке пищевых продуктов?
В каком случае приготовление пищи происходит быстрее?
(При тепловой обработке продуктов происходят химические реакции.
Пища готовиться быстрее при большем нагревании)
-
Для консервирования продуктов используют вещества консерванты.
Какое другое название можно дать этим веществам? (Это ингибиторы. Они замедляют скорость химических реакций)
6. Заключение.
Подведение итогов урока.
— Какая была тема нашего урока?
— Перечислите факторы, влияющие на скорость химической реакции?
— Как мы можем использовать свои знания о скорости химической реакции в быту?
— Есть ли у нас вопросы? Все ли понятно?
Оценка работы учеников.
7. Домашнее задание.
§16.3 прочитать, выучить уравнения реакций и определения.
Открытый урок на тему:
«Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы»
Из опыта работы
учителя химии Куксовой М. А.
ГСОУ школа-интернат I, II вида г. Тихорецка