Тема урока
Химические свойства металлов |
Класс | 11 |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление нового материала |
Цели урока | Образовательные – создать условия для изучения химических свойств металлов Развивающие – обеспечить развитие умений наблюдать, делать выводы на основе результатов своих исследований Воспитательные – воспитание положительной мотивации учения. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска, реактивы: раствор соляной кислоты, натрий, цинк, медь, железо, сульфат меди, вода, фенолфталеин. |
| |
|
Мотивационный этап Актуализация субъективного опыта учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | -В древности людям было известно 7 металлов. Их число соотносилось числу известных тогда планет. Сатурн – свинец, Меркурий – ртуть, Марс – железо, Луна – серебро, Солнце – золото, Венера – медь, Юпитер – олово. Алхимики считали, что излучения этих планет рождают в недрах Земли металлы. Вы знаете намного больше алхимиков и мы сегодня продолжим изучать свойства металлов. | | | -Посмотрите на экран. Что объединяет эти элементы? | | | -Какие свойства металлов вы уже знаете? Назовите их. | | | -Посмотрите на изображения. Какие свойства металлов изображены на слайде? | | | -Назовите тему нашего урока. | | Химические свойства металлов | -Запишите тему урока в тетрадь | | | |
Организация восприятия | -Вспомним основное химическое свойство металлов на основании строения их атомов. Металлы — восстановители | Отличаются металлы по активности? Посмотрите на ряд активности металлов. Сделайте вывод об активности различных металлов. | Активность металлов усиливается справа налево | Предположите химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать? | С неметаллами: кислород, сера, хлор; Со сложными веществами: вода, кислоты, соли. | Я предлагаю провести исследование по изучению химических свойств металлов и в течение урока проверить ваши гипотезы. Вы согласны? | | Начинаем исследование. | | ГИПОТЕЗА №1 Металлы взаимодействуют с кислородом. Внимание на экран. Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели. Сделайте вывод, какие вещества образуются при взаимодействии металлов с кислородом? Запишите схему в тетрадь. Запишите уравнение химической реакции. В зависимости от активности металлы по-разному взаимодействуют с кислородом. Активные – при обычных условиях (натрий хранят в запаянных сосудах или под слоем керосина), металлы средней активности медленно или при нагревании, а золото и платина не окисляются кислородом. | Просмотр опыта Железо горит в кислороде с образованием оксида. Записывают уравнение химической реакции на слайде. | ГИПОТЕЗА № 2 Металлы взаимодействуют с серой. Внимание на экран. Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели. Схема Запишите уравнение химической реакции. | Просмотр опыта Натрий взаимодействует с серой с образованием сульфида натрия Записывают уравнение химической реакции на слайде. | ГИПОТЕЗА № 3 Металлы взаимодействуют с хлором. Внимание на экран. Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели. Схема. Запишите уравнение химической реакции. | Медь взаимодействует с хлором с образованием хлорида Записывают уравнение химической реакции на слайде. | ГИПОТЕЗА № 4 Металлы взаимодействуют с водой. (демонстрационный опыт). Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели. Почему изменился цвет индикатора? Запишите уравнение химической реакции. Менее активные металлы взаимодействуют с водой медленно или при нагревании с образованием оксидов. Например, железный гвоздь. | Цвет индикатора указывает на щелочную среду. Значит, образовался гидроксид натрия. Записывают уравнение химической реакции на слайде. | ГИПОТЕЗА № 5 Металлы взаимодействуют с кислотами. Используя инструкционную карточку, проведите 1 и 2 опыты. Запишите уравнение химической реакции. Комментарии, вывод. | Цинк взаимодействует с кислотой, а медь нет, т.к. медь стоит в ряду активности металлов после водорода. Записывают уравнение химической реакции на слайде. | ГИПОТЕЗА № 6 Металлы взаимодействуют с солями. Используя инструкционную карточку, проведите 3 опыт. Запишите уравнение химической реакции. | На железе восстановилась медь. Записывают уравнение химической реакции на слайде. | Гипотезы подтвердились, мы можем с полной уверенностью говорить о химических свойствах металлов. Назовите химические свойства металлов. | | |
Первичная проверка применения | А теперь на основании ваших знаний заполните таблицу | Заполняют таблицу. Самопроверка. |
Организация первичного закрепления | | Ученики у доски отвечают на вопросы теста (на слайде) |
Итог урока | В течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили гипотезы. Мне понравилось работать с вами на урок, особенно хочу отметить …, они получают «5», ……………….. «4», остальным необходимо быть более активными на уроке | Да, гипотезы оказались верны |
Рефлексия деятельности на уроке | Продолжите фразу: Сегодня на уроке… — Я узнал — Мне было сложно -Мне понравилось |
Домашнее задание | Дополнить таблицу уравнениями реакций. |
Примечание |
Использованные источники и литература | Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман: «Просвещение», мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы», http://experiment.edu.ru |
Формы, методы, приемы | В качестве метода преподавания избрано изложение учебного материала с использованием презентации для повышения внимания, степени восприятия материала, познавательной активности учащихся. С помощью цвета, анимации, видео, оформления слайдов достигается активизация воздействия на учебную аудиторию. Благодаря видеоопытам учащиеся могут наблюдать за химическими реакциями. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На следующем уроке необходимо вернуться к таблице, которую учащиеся должны дополнить уравнениями химических реакций |
Другое | Презентация составлена для работы на интерактивной доске, если использовать при обычной демонстрации на экране, то необходимо дописать уравнения химических реакций. Смена слайдов происходит при нажатии на на клавишу Enter, а также используя переключатели между слайдами. |