Тема урока

Химические свойства металлов

Класс

11

Тип урока

Изучение и первичное закрепление нового материала

Цели урока

Образовательные создать условия для изучения химических свойств металлов

Развивающие обеспечить развитие умений наблюдать, делать выводы на основе результатов своих исследований

Воспитательные воспитание положительной мотивации учения.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, реактивы: раствор соляной кислоты, натрий, цинк, медь, железо, сульфат меди, вода, фенолфталеин.

Мотивационный этап

Актуализация субъективного опыта учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-В древности людям было известно 7 металлов. Их число соотносилось числу известных тогда планет. Сатурн – свинец, Меркурий – ртуть, Марс – железо, Луна – серебро, Солнце – золото, Венера – медь, Юпитер – олово. Алхимики считали, что излучения этих планет рождают в недрах Земли металлы. Вы знаете намного больше алхимиков и мы сегодня продолжим изучать свойства металлов.

-Посмотрите на экран. Что объединяет эти элементы?

  • Все элементы – металлы

-Какие свойства металлов вы уже знаете? Назовите их.

  • Физические.

-Посмотрите на изображения. Какие свойства металлов изображены на слайде?

  • Химические

-Назовите тему нашего урока.

Химические свойства металлов

-Запишите тему урока в тетрадь

Организация восприятия

-Вспомним основное химическое свойство металлов на основании строения их атомов.

Металлы — восстановители

Отличаются металлы по активности?

Посмотрите на ряд активности металлов. Сделайте вывод об активности различных металлов.

Активность металлов усиливается справа налево

Предположите химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать?

С неметаллами: кислород, сера, хлор;

Со сложными веществами: вода, кислоты, соли.

Я предлагаю провести исследование по изучению химических свойств металлов и в течение урока проверить ваши гипотезы. Вы согласны?

Начинаем исследование.

ГИПОТЕЗА №1

Металлы взаимодействуют с кислородом.

Внимание на экран.

Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели.

Сделайте вывод, какие вещества образуются при взаимодействии металлов с кислородом? Запишите схему в тетрадь.

Запишите уравнение химической реакции.

В зависимости от активности металлы по-разному взаимодействуют с кислородом. Активные – при обычных условиях (натрий хранят в запаянных сосудах или под слоем керосина), металлы средней активности медленно или при нагревании, а золото и платина не окисляются кислородом.

Просмотр опыта

Железо горит в кислороде с образованием оксида.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 2

Металлы взаимодействуют с серой.

Внимание на экран.

Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели.

Схема

Запишите уравнение химической реакции.

Просмотр опыта

Натрий взаимодействует с серой с образованием сульфида натрия

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 3

Металлы взаимодействуют с хлором.

Внимание на экран.

Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели.

Схема.

Запишите уравнение химической реакции.

Медь взаимодействует с хлором с образованием хлорида

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 4

Металлы взаимодействуют с водой.

(демонстрационный опыт).

Прокомментируйте опыт, который вы просмотрели. Почему изменился цвет индикатора? Запишите уравнение химической реакции.

Менее активные металлы взаимодействуют с водой медленно или при нагревании с образованием оксидов. Например, железный гвоздь.

Цвет индикатора указывает на щелочную среду. Значит, образовался гидроксид натрия.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 5

Металлы взаимодействуют с кислотами.

Используя инструкционную карточку, проведите 1 и 2 опыты.

Запишите уравнение химической реакции.

Комментарии, вывод.

Цинк взаимодействует с кислотой, а медь нет, т.к. медь стоит в ряду активности металлов после водорода.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

ГИПОТЕЗА № 6

Металлы взаимодействуют с солями.

Используя инструкционную карточку, проведите 3 опыт.

Запишите уравнение химической реакции.

На железе восстановилась медь.

Записывают уравнение химической реакции на слайде.

Гипотезы подтвердились, мы можем с полной уверенностью говорить о химических свойствах металлов. Назовите химические свойства металлов.

Первичная проверка применения

А теперь на основании ваших знаний заполните таблицу

Заполняют таблицу. Самопроверка.

Организация первичного закрепления

Ученики у доски отвечают на вопросы теста (на слайде)

Итог урока

В течение всего урока мы изучали химические свойства металлов, делали выводы, подтвердили гипотезы. Мне понравилось работать с вами на урок, особенно хочу отметить …, они получают «5», ……………….. «4», остальным необходимо быть более активными на уроке

Да, гипотезы оказались верны

Рефлексия деятельности на уроке

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

— Я узнал

— Мне было сложно

-Мне понравилось

Домашнее задание

Дополнить таблицу уравнениями реакций.

Примечание

Использованные источники и литература

Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман: «Просвещение», мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» – «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»,

http://experiment.edu.ru

Формы, методы, приемы

В качестве метода преподавания избрано изложение учебного материала с использованием презентации для повышения внимания, степени восприятия материала, познавательной активности учащихся. С помощью цвета, анимации, видео, оформления слайдов достигается активизация воздействия на учебную аудиторию. Благодаря видеоопытам учащиеся могут наблюдать за химическими реакциями.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке необходимо вернуться к таблице, которую учащиеся должны дополнить уравнениями химических реакций

Другое

Презентация составлена для работы на интерактивной доске, если использовать при обычной демонстрации на экране, то необходимо дописать уравнения химических реакций.

Смена слайдов происходит при нажатии на на клавишу Enter, а также используя переключатели между слайдами.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here