11 класс.
Тема: «Гидролиз солей»
Материал данной темы является объемным и сложным. Для лучшего понимания и усвоения этого материала необходимо, чтобы учащиеся из объектов учебного процесса превратились в субъектов. Приемы ТРКМ позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе.
Цель урока: Рассмотреть понятие «гидролиз», 3 случая гидролиза, научить учащихся писать уравнения гидролиза.
Технологическая схема урока в логике ТРКМ:
Вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание) – Вопрос Коломбо;
Осмысление (знакомство с новой информацией) – Мышление под прямым углом, групповая дискуссия;
Рефлексия (введение новых знания в систему имеющихся сведений по теме, выработка отношение к ней)– Рефлексивные вопросы.
Описание приемов представлено в Приложении №5 (стр. …).
I Стадия вызова.
Демонстрационный эксперимент – растворить в воде соли — Na2CO3, AlCl3 и NaCl, затем с помощью индикатора определить среду этих растворов (NaCl – нейтральная, Na2CO3 – щелочная, AlCl3 – кислая).
После этой демонстрации учитель предлагает учащимся разобраться, в чем причина наличия разной среды растворов. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Делается совместный вывод, что при растворении солей в воде происходит химическая реакция.
II Стадия осмысления.
Учитель на доске оформляет схему «Мышление под прямым углом» и заполняет ее вместе с учащимися (схема 1). Учащиеся озвучивают все, что им известно о реакции среды, обсуждают увиденный ими опыт, высказывают предположения. После обсуждения учитель вместе с учащимися делает вывод по сути проделанного с применением ТРКМ.
Схема 1.
Факты:
В нейтральных растворах в результате диссоциации воды (хотя и очень слабой) образуется равное количество ионов H+ и OH—
Ассоциации:
1. Кислая среда определяется
наличием в растворе H+,
щелочная – OH—
2. Соли в водных растворах
диссоциируют на ионы.
3. Ионы, образовавшиеся при
диссоциации соли и воды,
могут взаимодействовать
Вывод: Некоторые ионы могут связывать H+ или OH—, смещая, таким образом, равновесие диссоциации.
друг с другом.
Затем учитель предлагает учащимся обсудить и написать на доске (и в тетрадях), что происходит при растворении солей (в ходе опыта, который они наблюдали в начале урока).
Затем учащиеся с помощью учителя делают вывод, что гидролизу подвергаются те ионы соли, которые входят в состав слабых кислот или оснований.
III Стадия Рефлексии.
Учащимся предлагается проанализировать гидролиз соли CH3COONH4.
Учитель задает учащимся следующие вопросы:
Что показалась трудным на уроке?
Что осталось непонятым?
Что бы вы хотели обсудить подробнее?
Какое впечатление осталось от урока?
Работая в режиме ТРКМ, удается заинтересовать ребят, превратить урок в урок-исследование. Применение приемов ТРКМ на данном уроке помогает формированию открытого и аргументированного подхода учащихся к явлениям, которые они изучают.