11 класс.

Тема: «Гидролиз солей»

Материал данной темы является объемным и сложным. Для лучшего понимания и усвоения этого материала необходимо, чтобы учащиеся из объектов учебного процесса превратились в субъектов. Приемы ТРКМ позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе.

Цель урока: Рассмотреть понятие «гидролиз», 3 случая гидролиза, научить учащихся писать уравнения гидролиза.

Технологическая схема урока в логике ТРКМ:

Вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание) – Вопрос Коломбо;

Осмысление (знакомство с новой информацией) – Мышление под прямым углом, групповая дискуссия;

Рефлексия (введение новых знания в систему имеющихся сведений по теме, выработка отношение к ней)– Рефлексивные вопросы.

Описание приемов представлено в Приложении №5 (стр. …).

I Стадия вызова.

Демонстрационный эксперимент – растворить в воде соли — Na2CO3, AlCl3 и NaCl, затем с помощью индикатора определить среду этих растворов (NaCl – нейтральная, Na2CO3 – щелочная, AlCl3 – кислая).

После этой демонстрации учитель предлагает учащимся разобраться, в чем причина наличия разной среды растворов. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Делается совместный вывод, что при растворении солей в воде происходит химическая реакция.

II Стадия осмысления.

Учитель на доске оформляет схему «Мышление под прямым углом» и заполняет ее вместе с учащимися (схема 1). Учащиеся озвучивают все, что им известно о реакции среды, обсуждают увиденный ими опыт, высказывают предположения. После обсуждения учитель вместе с учащимися делает вывод по сути проделанного с применением ТРКМ.

Схема 1.

Факты:

В нейтральных растворах в результате диссоциации воды (хотя и очень слабой) образуется равное количество ионов H+ и OH

Ассоциации:

1. Кислая среда определяется

наличием в растворе H+,

щелочная – OH

2. Соли в водных растворах

диссоциируют на ионы.

3. Ионы, образовавшиеся при

диссоциации соли и воды,

могут взаимодействовать

Вывод: Некоторые ионы могут связывать H+ или OH, смещая, таким образом, равновесие диссоциации.

друг с другом.

Затем учитель предлагает учащимся обсудить и написать на доске (и в тетрадях), что происходит при растворении солей (в ходе опыта, который они наблюдали в начале урока).

Na2CO3 (карбонат натрия) диссоциирует на ионы

Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

Вода также частично диссоциирует на ионы

H2O = H+ + OH

Катион Na+ может взаимодействовать только с анионом OH. При этом будет образовываться NaOH, который сразу же будет диссоциировать на ионы Na+ и OH. То есть он не будет связывать гидроксильную группу.

Анион CO32- взаимодействует с катионом H+:

H+ + CO32- = HCO3

Угольная кислота – слабый электролит, а HCO3 диссоциирует еще в меньшей степени. Таким образом, карбонат-ионы в растворе связывают катионы H+. Тем самым создается избыток гидроксильных ионов, а значит, раствор имеет щелочную реакцию.

Итак, уравнения реакций, сопровождающих растворение карбоната натрия в воде:

Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

H2O = H+ + OH

H+ + CO32- = HCO3

Или в ионном виде с записью слабых электролитов в молекулярной форме:

2Na+ + CO32- + H2O = 2Na+ + HCO3 + OH

В молекулярном виде:

Na2CO3 + HOH = NaHCO3 + NaOH

Аналогично при растворении хлорида алюминия, катион Al3+ связывает гидроксильный ион, образуется избыток катионов H+, раствор имеет кислую реакцию среды.

AlCl3 = Al3+ + 3Cl

H2O = H+ + OH

Al3+ + OH = AlOH2+

Al3+ + 3Cl + HOH = AlOH2+ + 3Cl + H+

AlCl3 + H2O = AlOHCl2 + HCl

При растворении хлорида натрия, ионы, образующиеся при диссоциации соли, не могут связать ни катион водорода, ни гидроксильный катион, поэтому реакция среды – нейтральная. Гидролиз не происходит.

Затем учащиеся с помощью учителя делают вывод, что гидролизу подвергаются те ионы соли, которые входят в состав слабых кислот или оснований.

III Стадия Рефлексии.

Учащимся предлагается проанализировать гидролиз соли CH3COONH4.

Ацетат аммония диссоциирует на ионы:

CH3COONH4 = CH3COO + NH4+

NH4OH (NH3H2O) – слабое основание

NH4++ H2O = NH4OH (NH3 ∙ H2O) + H+

CH3COOH – слабая кислота

CH3COO + H2O = CH3COOH + OH

NH4++ CH3COO + 2H2O = NH3 ∙ H2O + CH3COOH + H2O

CH3COONH4 + H2O = CH3COOH + NH3 ∙ H2O

Учитель задает учащимся следующие вопросы:

Что показалась трудным на уроке?

Что осталось непонятым?

Что бы вы хотели обсудить подробнее?

Какое впечатление осталось от урока?

Работая в режиме ТРКМ, удается заинтересовать ребят, превратить урок в урок-исследование. Применение приемов ТРКМ на данном уроке помогает формированию открытого и аргументированного подхода учащихся к явлениям, которые они изучают.

3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here