Разработка урока «Химические свойства неметаллов и их

соединений. Кислотные дожди» 9 класс

учителя химии МБОУ ССОШ №13 Зимовниковского района

Ростовской области х.Гашун

Паляничкиной Ольги Григорьевны

Тема: Химические свойства неметаллов и их соединений.

Кислотные дожди

Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о химических элементах – неметаллах и их химических свойствах, для знакомства учащихся с процессами горения, и гидратации полученных веществ, развития ценностного отношение к природе, и осознанности необходимости развития экологического подхода к принципам производства, продолжения работы по развитию умения записывать уравнения реакций, закрепления на практике полученные знания.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, пробирки, спиртовки, штативы, газоотводные трубки, индикаторные бумажки, р-р серной кислоты, хлорид натрия, вода, карточки с заданиями, табель для оценок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1-3.

— В конце 19в на один из металлургических заводов юга России приехал посетитель. Он долго ходил по цехам. Особенно его интересовали коксовые печи. Он подробно расспрашивал об их емкости, режиме работы, о количестве угля, перерабатываемого на кокс, о руде используемой при выплавке металла. В конце осмотра гость предложил хозяину продать ему дым от этих печей на 20 лет вперед.

— Мы не торгуем воздухом и дымом.

Но странный покупатель все таки настоял на своем.

— А для чего ему нужен был дым от печей? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

2. Актуализация знаний.

Слайд 4 -5.

— Поразмышляем, в печах происходит горение веществ, для горения необходим кислород, в результате взаимодействия кислорода и других химических элементов образуются оксиды.

Задание № 1.

Запишите уравнения реакций взаимодействия кислорода и серы, кислорода и фосфора, кислорода и углерода. Расставьте степени окисления в полученных веществах. Дайте этим веществам названия и определите, к какому классу веществ они относятся.

Слайд 6-7.

Задание №2.

Определите, какие свойства характерны данным оксидам:

CaO, Cl2O7, CO2, CuO, H2O, Na2O, N2O5, SO3, Аl2O3, K2O,

N2O3, Fe2O3, SiO2, P2O5, CO, Cu2O, MgO, SO2, Li2O, ВаО.

Запишите их, распределяя по группам.

3. Основная часть урока.

Слайд 8-9.

Задание №3.

Составьте уравнения реакции взаимодействия данных оксидов с водой, дайте названия полученным веществам : CO2, NO2, SO2.

Информационная часть урока.

Слайд 10.

«Кислотные дожди» образуются в результате взаимодействия паров воды с оксидом серы (IV) или с оксидом азота (IV), которые являются продуктами жизнедеятельности человека (например неполное сгорание топлива, выхлопные газы двигателей, газообразные отходы химического производства):

SO2+ H2O = H2SO3;

2NO2 + H2O = HNO3 + HNO2.

Слайд 11.

Термин «кислотные дожди» придумал в 1872 г. английский инженер

Роберт Смит. Они наносят большой ущерб природе. Земля, водоёмы,

растительность, животные и постройки становятся их жертвами. На территории России в среднем за год вместе с осадками выпадает более 4 млн. т. серы и 1,25 млн. т азота.

Слайд 12-13.

Повреждаются покровные ткани растений, изменяется обмен веществ в клетках, растения замедляют рост и развитие, уменьшается их сопротивляемость к болезням и паразитам.

Слайд 14.

Оксиды серы и азота образуются при сгорании каменного угля, нефти, при работе автомобилей, они растворяются в атмосферной влаге.

Слайд 15.

Разложение органических отходов также является источником загрязнения атмосферы веществами с кислотными свойствами.

Слайд 16.

Извержения вулканов – естественный источник соединений, попадание которых в атмосферу вызывает образование кислотных дождей.

Слайд 17.

Мировой рекорд принадлежит шотландскому городку Питлокри, где 20 апреля 1974 г. выпал дождь , по уровню кислотности соответствующий столовому уксусу.

Слайд 18.

В капле воды могут находится самые различные кислоты: HCl, H2S, H2SO4, HNO2, … . Мы попробуем получить аналог кислотного дождя.

Слайд 19-22.

Практическое задание.

Соберите прибор для получения соляной кислоты.

Закрепите пробирки, так как показано на рисунке, отрегулируйте их относительно пламени горелки.

Насыпьте в одну пробирку ¼ её объёма хлорида натрия, прилейте серную кислоту так, чтобы она только смочила вещество. Закройте пробкой с газоотводной трубкой. Нагревание проводите сначала по всей поверхности пробирки, а затем нагревайте нижнюю часть. Конец газоотводной трубки опустите во вторую пробирку с водой.

Слайд 23-24.

Задача.

В воздух (н.у.) попало облако оксида углерода(IV) объемом 35м3, при его прохождении сквозь водяной пар образовалось новое вещество, какая

масса воды потребовалась для реакции?

4. Подведение итогов урока.

Слайд 25-26.

— Сможете ли вы ответить на вопрос, поставленный в начале урока? Для чего потребовалось покупать дым печей?

— Что вы узнали из сегодняшнего урока?

— Какой вывод напрашивается после анализа полученной информации?

— Что человек может сделать для изменения ситуации на планете?

Подсчитать баллы и дать оценку работе в группах.

5. Домашнее задание.

Слайд 27.

Учебник: Химия. 9 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/

О.С.Габриелян. – 17-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2010. – 270 с.

Литература

  1. И.В.Маркина. Современный урок химии. «Академия развития», Ярославль. 2008г.

  2. Е.П.Сгибнева, А.В.Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. «Феникс», Ростов-на-Дону. 2002г.

  3. Ю.Н.Казанцев. Химия. Материалы для индивидуальной работы 8-9 классы. «Айрис пресс», Москва. 2007г.

  4. Л.М.Брейгер. Уроки-семинары в 9 классе по отдельным темам программы. «Учитель», Волгоград. 2001г.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here