Зайчикова Ирина Николаевна

МБОУ «Пригородная СОШ»

Учитель химии, биологии

Разработка урока по химии в 8 классе «Химические свойства солей»

Цели урока: 

  1. Образовательные:

  • Сформировать знания о солях с точки зрения электролитической диссоциации

  • Дать представление о типах солей

  • Сформировать знания о химических свойствах солей

  • Сформировать умения применять свои знания при проведении лабораторных опытов

  1. Развивающие:

  • Развивать познавательные умения

  • Развивать аналитическое мышление, логику

  • Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы

  1. Воспитательные:

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности

Оборудование:  Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс, реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки — задания, карточки — инструкции, мультимедиа средства,

Реактивы: гранулы цинка, медная проволока, CuSO4, FeСl3, K2CO3, NaOH, AgNO3, HCl, Na2SO4, BaCl2, NaCl, пробирки

Ход урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Органи-зационный момент

Формальная готовность к уроку

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Прошу вас настроиться на активную работу: отвечайте грамотно, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Мотивация

Создание условий для формирования умений и навыков индивидуальной и групповой работы;

Химический эксперимент

«Правда о железном гвозде»

Ребята, на перемене я готовила для вашего урока раствор соли, но пришли рабочие, чтобы отремонтировать шкаф и я отвлеклась. А когда снова вернулась обнаружила в пробирке гвоздь, вроде ржавый… Давайте вместе выясним: был гвоздь таким, или изменился в растворе.

А теперь давайте вернемся к уроку. Сегодня урок необычный Нам нужно создать сад химических знаний о солях. Согласны? Для этого распределитесь на группы и придумайте название.

Работают в группах

Помещают железный гвоздь в раствор сульфата меди (II)

Распределяются в группы, придумывают название.

2. Актуали-зация знаний, мотивация

  • знания о том что такое соли и номен-

клатуре;

  • способы действия (умения) видеть и находить соли из списка предложенных веществ;

Осознание необходимости получения новых знаний о солях и их свойствах.

Определение понятия «соли»

Составление названий солей

Работа в группах

«Химический цветок»

Приложение 1.

Вы уже знакомы с солями, их физическими свойствами ,знаете о значение солей для человека и их нахождении в природе.

Дайте определение классу солей.

Вы умеете составлять формулы и названия солей. Давайте это проверим

В нашем саду появился первый росток — цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Соберите цветок, выбирая те лепестки, на которых написаны формулы солей, назовите их.

А разве у вас остались «лепестки»?

Все «лепестки» содержат формулы солей. Это просто разные виды солей.

Слушают, « вспоминают», что им известно по изученному вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.

Работа в группах

Ученики собирают цветок из лепестков с формулами солей, соответствующими знакомому им определению.

Сообщают свои результаты

3. Постановка темы и цели урока

Формирование темы урока

Тема урока: «Соли, их классификация и свойства»

Как вы думаете, что еще вам нужно узнать о солях, чтобы иметь более полное представление об этом классе неорганических веществ?

Совместно с учениками формулирует тему урока.

Формулируют проблему, отделяя знания от незнания.

Высказывают свои предположения в беседе с учителем.

Записывают тему урока.

4.Изучение нового материала

Формирование

знаний о классификации солей на кислые, средние и основные

формирование умений составлять названия кислых и основных солей.

Классификация солей:

  • Кислые

  • Средние

  • Основные

«Дерево солей»

Карточки-подсказки.

Приложение 2.

Сообщает ученикам о том, что соли делятся на кислые, средние и основные.

На этом этапе урока вам нужно вырастить «дерево солей». Для этого нужно выполнить задания на карточках подсказках.

  • Совместно с учениками формулирует определение кислых, основных и средних солей и их номенклатуру

Записывают классификацию в тетрадь

  • работа в парах

  • изучают схему на карточках-подсказках

  • формулируют определение кислых, основных и средних солей и их номенклатуру

  • предъявляют свои результаты

Записывают определения в тетрадь.

Формирование знание об общих химических свойствах солей; о правилах техники безопасности; умение составлять уравнения химических реакций и проводить лабораторные опыты подтверждающих свойства солей; планировать и проводить химический эксперимент;

Развитие коммуникативных навыков: умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

«Дерево превращений»

Приложение 3.

Химические свойства солей

Инструктаж по ТБ

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие солей с кислотами

  2. Взаимодействие солей со щелочами

  3. Взаимодействие солей с металлами

  4. Взаимодействие солей с солями

А сейчас, ребята, давайте вернемся к нашему небольшому эксперименту. Какие изменения произошли? Почему?

С какими веществами еще могут взаимодействовать соли? Чтобы ответить на вопрос, вам предстоит на некоторое время стать исследователями химических свойств солей и вырастить «дерево превращений». Вы все поделены на группы, для каждой группы определена своя область исследования и предложена инструкция (приложение 3), как его провести. Если вам что-то непонятно вы можете обратиться за помощью ко мне.

Работа происходит в несколько этапов

1) вы договариваетесь в группах и распределяете роли

2) формулируете цели и задачи

3) первый опыт делает первый ученик из группы, второй записывает наблюдения (признаки и тип реакции), третий ученик составляет уравнения проделанной реакции, четвертый формулирует вывод

  • высказывают свои предположения

  • Внимательно слушают инструктаж учителя, участвуют в обсуждении правил техники безопасности и после этого приступают к работе.

  • Самостоятельная работа учащихся в группах

  • Обсуждают результаты между группами, делаете общий вывод и заполняют сводную таблицу

5. Первичное закрепление

Умение описывать называть химические свойства солей, составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства солей

«Фруктовая корзина»

Приложение 4.

В нашем небольшом саду уже появились первые плоды, пришло время их собрать. Собирайте фрукты по принципу «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с указанной солью? Работайте в парах. Первые 5 пар, правильно выполнившие задания, получат поощрение.

  • Работают в парах

  • Выбирают формулы

  • Записывают уравнения реакций

6. Подведе-ние итогов Рефлексия

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания

Давайте посмотрим на наш сад. Что нам удалось сделать на этом уроке?

Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения

7. Домашнее задание

повторение и закрепление изученного на уроке

Выполнение домашнего задания

§ 41, в. 2

Запись в дневниках упр. 2 § 41

Приложение 1

«Химический цветок»

Лепестки с формулами: Na2S Na2CO3 CaOHCl FeSO4 AgNO3 NаСl AlOHCl2 K3PO4 NaHCO3

Приложение 4

«Фруктовая корзина»

Формулы веществ написаны на листочках в форме различных фруктов. На корзине указана формула соли.

Корзина — FeSO4

Фрукты: HCl, Na2S, Cu, NaOH, BaCl2, Zn, H3PO4

КорзинаCuSO4

Фрукты: HCl, Na2S, Ag, NaOH, BaCl2, Fe, Na2CO3

Приложение 2.

Карточки «Дерево солей»

Кислота Основание

H2SO4 Cu(OH)2

H — O O OH

s Сu

H – O O OH

Кислая соль Основная соль

NaH SO4 CuOHCl

Na — O O Cl

s Сu

H – O O OH

Средняя соль Средняя соль

Na2SO4 СuCl2

Na — O O Cl

s Сu

Na – O O Cl

Названия Названия

Na2SO4 сульфат натрия СuCl2 хлорид меди (II)

NaH SO4 гидросульфат натрия CuOHCl гидроксохлорид меди (II)

  1. Объясни отличие в формулах солей___________________________

__________________________________________________________

  1. Сформулируй определение кислых, основных и средних солей____

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Объясни отличие в названиях солей____________________________

__________________________________________________________

Приложение 3

«Дерево превращений»

Взаимодействие солей с кислотами.

  1. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) карбоната натрия Na2CO3, добавьте такой же объем раствора соляной кислоты HCl.
    Что наблюдается?
    Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?
    Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и кислоты, назовите полученные вещества.

  2. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) силиката натрия Na2SiO3, добавьте такой же объем раствора соляной кислоты HCl.
    Что наблюдается?

    Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?
    Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и кислоты, назовите полученные вещества.

  3. Сделайте вывод о том, в каких случаях протекает реакция между солями и кислотами.

Взаимодействие солей с щелочами.

1) В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) сульфата меди (II) CuSO4 добавьте такой же объем раствора NaOH.
Что наблюдается?

Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?
Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и щелочи, назовите полученные вещества.

2) В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) хлорида аммония NH4Cl добавьте такой же объем раствора NaOH, немного подогрейте пробирку в пламени спиртовки.
Что наблюдается?

Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает?
Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и щелочи, назовите полученные вещества.

3) Сделайте вывод о том, в каких случаях протекает реакция между солями и щелочами.

Взаимодействие солей с солями

1) В чистую пробирку налейте (6-8 капель) 1 мл сульфата натрия Na2SO4 добавьте такой же объем раствора ВаСl2.
Что наблюдается?
Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? Напишите уравнение протекающей реакции между растворами солей, назовите полученные вещества.
2) В чистую пробирку налейте (6-8 капель) 1 мл нитрата серебра AgNO3 добавьте такой же объем раствора хлорида натрия NаСl.
Что наблюдается?
Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? Напишите уравнение протекающей реакции между растворами солей, назовите полученные вещества.
3) Сделайте вывод о том, в каких случаях протекает реакция между солями

Сводная таблица «Химические свойства солей»

Соли взаимодействуют с:

Признаки химической реакции

Тип реакции

Уравнения химических реакций

Вывод

Запомнить!

1. кислотами

Реакция происходит, если соль образованна более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок

2. щелочами

Со щелочами реагируют соли, катионам которых соответствуют нерастворимые основания

3. солями

Реакция происходит, если взаимодействуют растворимые соли и при этом образуется осадок

4. металлами

1. Более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли.

Из каждого правила есть исключения, поэтому необходимо учитывать ещё некоторые условия.

2. В водных растворах не используют активные щелочные и щелочноземельные металлы, так как они взаимодействуют с водой раствора.

3. Образующаяся соль должна быть растворимой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here