Зайчикова Ирина Николаевна
МБОУ «Пригородная СОШ»
Учитель химии, биологии
Разработка урока по химии в 8 классе «Химические свойства солей»
Цели урока:
-
Образовательные:
-
Сформировать знания о солях с точки зрения электролитической диссоциации
-
Дать представление о типах солей
-
Сформировать знания о химических свойствах солей
-
Сформировать умения применять свои знания при проведении лабораторных опытов
-
Развивающие:
-
Развивать познавательные умения
-
Развивать аналитическое мышление, логику
-
Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы
-
Воспитательные:
-
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности
Оборудование: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс, реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки — задания, карточки — инструкции, мультимедиа средства,
Реактивы: гранулы цинка, медная проволока, CuSO4, FeСl3, K2CO3, NaOH, AgNO3, HCl, Na2SO4, BaCl2, NaCl, пробирки
Ход урока
Цель | Содержание учебного материала | Взаимодействие в образовательном процессе | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1. Органи-зационный момент
| Формальная готовность к уроку
|
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Прошу вас настроиться на активную работу: отвечайте грамотно, внимательно слушайте себя и своих товарищей, помогайте им. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Мотивация
Создание условий для формирования умений и навыков индивидуальной и групповой работы;
| Химический эксперимент «Правда о железном гвозде» | Ребята, на перемене я готовила для вашего урока раствор соли, но пришли рабочие, чтобы отремонтировать шкаф и я отвлеклась. А когда снова вернулась обнаружила в пробирке гвоздь, вроде ржавый… Давайте вместе выясним: был гвоздь таким, или изменился в растворе.
А теперь давайте вернемся к уроку. Сегодня урок необычный Нам нужно создать сад химических знаний о солях. Согласны? Для этого распределитесь на группы и придумайте название. | Работают в группах Помещают железный гвоздь в раствор сульфата меди (II)
Распределяются в группы, придумывают название.
| |
2. Актуали-зация знаний, мотивация
|
клатуре;
Осознание необходимости получения новых знаний о солях и их свойствах. | Определение понятия «соли» Составление названий солей
Работа в группах «Химический цветок» Приложение 1.
| Вы уже знакомы с солями, их физическими свойствами ,знаете о значение солей для человека и их нахождении в природе. Дайте определение классу солей.
Вы умеете составлять формулы и названия солей. Давайте это проверим
В нашем саду появился первый росток — цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Соберите цветок, выбирая те лепестки, на которых написаны формулы солей, назовите их.
А разве у вас остались «лепестки»? Все «лепестки» содержат формулы солей. Это просто разные виды солей.
| Слушают, « вспоминают», что им известно по изученному вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.
Работа в группах Ученики собирают цветок из лепестков с формулами солей, соответствующими знакомому им определению. Сообщают свои результаты
|
3. Постановка темы и цели урока | Формирование темы урока
| Тема урока: «Соли, их классификация и свойства» | Как вы думаете, что еще вам нужно узнать о солях, чтобы иметь более полное представление об этом классе неорганических веществ?
Совместно с учениками формулирует тему урока.
| Формулируют проблему, отделяя знания от незнания.
Высказывают свои предположения в беседе с учителем.
Записывают тему урока. |
4.Изучение нового материала | Формирование знаний о классификации солей на кислые, средние и основные
формирование умений составлять названия кислых и основных солей. | Классификация солей:
«Дерево солей» Карточки-подсказки. Приложение 2. | Сообщает ученикам о том, что соли делятся на кислые, средние и основные.
На этом этапе урока вам нужно вырастить «дерево солей». Для этого нужно выполнить задания на карточках подсказках.
| Записывают классификацию в тетрадь
Записывают определения в тетрадь. |
| Формирование знание об общих химических свойствах солей; о правилах техники безопасности; умение составлять уравнения химических реакций и проводить лабораторные опыты подтверждающих свойства солей; планировать и проводить химический эксперимент; Развитие коммуникативных навыков: умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
| «Дерево превращений» Приложение 3. Химические свойства солей Инструктаж по ТБ Лабораторные опыты:
| А сейчас, ребята, давайте вернемся к нашему небольшому эксперименту. Какие изменения произошли? Почему? С какими веществами еще могут взаимодействовать соли? Чтобы ответить на вопрос, вам предстоит на некоторое время стать исследователями химических свойств солей и вырастить «дерево превращений». Вы все поделены на группы, для каждой группы определена своя область исследования и предложена инструкция (приложение 3), как его провести. Если вам что-то непонятно вы можете обратиться за помощью ко мне. Работа происходит в несколько этапов 1) вы договариваетесь в группах и распределяете роли 2) формулируете цели и задачи 3) первый опыт делает первый ученик из группы, второй записывает наблюдения (признаки и тип реакции), третий ученик составляет уравнения проделанной реакции, четвертый формулирует вывод
|
|
5. Первичное закрепление | Умение описывать называть химические свойства солей, составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства солей | «Фруктовая корзина» Приложение 4. | В нашем небольшом саду уже появились первые плоды, пришло время их собрать. Собирайте фрукты по принципу «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с указанной солью? Работайте в парах. Первые 5 пар, правильно выполнившие задания, получат поощрение.
|
|
6. Подведе-ние итогов Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания |
| Давайте посмотрим на наш сад. Что нам удалось сделать на этом уроке?
| Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения |
7. Домашнее задание
| повторение и закрепление изученного на уроке | Выполнение домашнего задания
| § 41, в. 2 | Запись в дневниках упр. 2 § 41 |
Приложение 1
Приложение 4
Приложение 2.
Карточки «Дерево солей»
Приложение 3
«Дерево превращений»
Сводная таблица «Химические свойства солей»
Признаки химической реакции | Тип реакции | Уравнения химических реакций | Вывод | Запомнить! | |
1. кислотами |
|
|
|
| Реакция происходит, если соль образованна более слабой или летучей кислотой, или если образуется осадок |
2. щелочами |
|
|
|
| Со щелочами реагируют соли, катионам которых соответствуют нерастворимые основания |
3. солями |
|
|
|
| Реакция происходит, если взаимодействуют растворимые соли и при этом образуется осадок |
4. металлами |
|
|
|
| 1. Более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли. Из каждого правила есть исключения, поэтому необходимо учитывать ещё некоторые условия. 2. В водных растворах не используют активные щелочные и щелочноземельные металлы, так как они взаимодействуют с водой раствора. 3. Образующаяся соль должна быть растворимой. |