Конспект открытого урока химии в 11 классе

«Кислоты органические и неорганические. Классификация и общие свойства кислот»

Тема урока

Кислоты

Место урока в теме

Раздел «Вещества и их свойства»,, урок 12

Тип урока

Систематизация и обобщение знаний

Вид урока

Комбинированный

Цели урока:

образовательные

Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека

развивающие

Развивать:

учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, таблиц;

учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность.

воспитательные

Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира.

Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования.

Содержание урока

Номенклатура, классификация и общие свойства кислот. Закономерности изменения кислотных свойств от состава кислот. Нахождение в природе, роль в живом организме, применение в хозяйственной деятельности человека.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Должны знать: определение, номенклатуру, принципы классификации кислот, основные химические свойства неорганических и органических кислот, закономерности изменения свойств кислот, образованных элементами одного периода, одной подгруппы Периодической системы, закономерности изменения свойств кислородсодержащих кислот, образованных элементом в разной степени окисления.

Должны уметь: подтверждать изученные свойства и закономерности уравнениями химических реакций. Осуществлять химический эксперимент, выполняя правила ТБ.

Этапы

Организационный этап – 2 мин

Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 8 мин

Систематизация и обобщение знаний – 20 мин

Первичная проверка степени усвоения материала – 8 мин

Контроль и самопроверка знаний – 4 мин.

Подведение итогов – 2 мин

Домашнее задание – 1 мин

Средства обучения

Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов

Методы и приемы обучения

Репродуктивный, метод поисковой беседы, лабораторно- практический

Способы мотивации учения

Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания)

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, групповая, индивидуальная,

Виды познавательной деятельности

Участие в беседе, выполнение лабораторных опытов

Способы управления познавательной деятельностью

Ознакомление с целями и задачами урока, сообщение плана урока, информирование о виде контроля.

Способы отслеживания результатов

Тестовое задание, два варианта.

Лист самоконтроля

Домашнее задание

О.С.Габриелян, «Химия -11», § 20 ч 1, с 251, в 1.

Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную обучающую программу «Классификация и свойства кислот»

  1. Организационный этап – 1 мин

  2. Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 2 мин

Изучили классификацию органических и неорганических веществ. На сегодняшнем уроке подробно изучаем 1 из классов неорганических веществ. Какой – вы можете сказать самостоятельно, прослушав информацию.

Эти вещества содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека вещество этого класса входит в состав желудочного сока. Другое – содержится в листьях крапивы и выделениях муравьёв.

(вывод учащихся по теме урока, сообщение темы)

О кислотах мы говорили в 8,9,10 классах. Каковы же цели сегодняшнего урока? что мы хотим узнать, чему научиться?

(выводы учащихся по целям урока, сообщение целей урока)

Насколько важны для нас эти знания? Сталкиваемся ли мы в обычной жизни с кислотами?

(ответы учащихся)

Кислоты содержатся в организмах животных: молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке, соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу.

Кислоты применяются в медицине: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил-салициловая и другие кислоты

Кислоты применяются в кулинарии: уксусная и лимонная

Образование кислотных дождей в природе.

эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

  1. Актуализация и проверка знаний – 10 мин

Прежде чем перейти к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и вспомним основные моменты, которые пригодятся нам при изучении нового темы.

Фронтальный опрос (закончить предложение)

  1. Неорганические вещества делятся на 2 группы — …

  2. Простые вещества состоят …

  3. Сложные вещества состоят …

  4. Сложные вещества делятся на ….

  5. Оксиды – это …

  6. Оксиды делятся на …

  7. Гидроксиды делятся на …

  8. Основания – это …

  9. Основания делятся на …

  10. Кислоты – это …

  11. Органические кислоты – это …

  12. Амфотерные гидроксиды – это …

  13. Соли – это …

Тест (объяснение правил работы с листами самоконтроля)

Выписать № формул, соответствующих:

А. Основным оксидам

Б. Кислотным оксидам

В. Амфотерным оксидам

Г. Растворимым основаниям

Д. Нерастворимым основаниям

Е. Кислотам

Ж. Солям

  1. HCl

  2. NaOH

  3. CaO

  4. Cu(OH)2

  5. CO2

  6. FeO

  7. Fe2O3

  8. H2SO4

  9. Ca(OH)2

  10. SO3

  11. Al (OH)3

  12. Na2CO3

  13. ZnO

  14. NaHCO3

  15. Fe(OH)3

  16. SO2

  17. Ba(OH)2

  18. MgO

  19. K2SO4

  20. H3PO4

  21. Al2O3

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

1 балл за каждую правильно названную группу

  1. Систематизация и обобщение знаний – 20 мин

  1. Понятие «кислоты»

Что такое кислоты? (ответы учащихся)

Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.

Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl)

Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури): вещества – доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl).

Теория Льюиса: акцепторы электронной пары (NH3 + BF3 = NH3BF3)

Чаще используются 1,2,3 теории. Они близки между собой.

  1. Классификация кислот

Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 — таблица). Выполнить тестовое задание (СР в листах самоконтроля)

1 вариант Соотнесите:

2 вариант Соотнесите:

Тип кислот:

Формула вещества:

Тип кислот:

Формула вещества:

  1. кислородсодержащие

  2. бескислородные

  3. одноосновные

  4. двухосновные

  5. сильные

  6. слабые

а) H2SiO3

б) HCOOH

в) H2SO4

г) HBr

д) HNO3

  1. кислородсодержащие

  2. бескислородные

  3. одноосновные

  4. двухосновные

  5. сильные

  6. слабые

а) H3PO4

б) HClO4

в) CH3COOH

г) HCl

д) H2CO3

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

0,5 балла за каждую правильно названную группу

  1. Общие химические свойства кислот

Какие общие химические свойства характерны для органических и неорганических кислот?

Почему кислоты обладают общими химическими свойствами? (ответы учащихся)

Доказать и уточнить эти свойства нам поможет лабораторный опыт. Будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и будет работать с определённым свойством кислот. Необходимо провести опыты в соответствии с инструкцией, ответить на вопросы, составить уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах в листах самоконтроля. По завершении работы 1 человек отчитывается о работе группы, 1- составляет уравнения реакций на доске в молекулярной форме.

Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот.

Отчёт групп, проверка уравнений реакций (1 балл за каждое правильное уравнение)

Реакция этерификации.

  1. Специфические свойства кислот

Кроме общих кислоты обладают и специфическими свойствами. Какие специфические свойства кислот вы знаете? (ответы учащихся)

Подробнее будем говорить об этих свойствах на следующих уроках.

  1. Контроль и самопроверка знаний – 6 мин.

Определить вероятность протекания реакций разб. H2SO4 с веществами:

  1. Pb

  2. Ag

  3. Ba

  4. PbO

  5. Ag2O

  6. BaO

  7. Pb(OH)2

  8. Ba(OH)2

  9. H3PO4

  10. Na2SO3

  11. NaCH3COO

  12. NaCl

(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)

1 балл за каждое правильно названное вещество

  1. Подведение итогов, рефлексия – 3 мин

Вернёмся к целям урока. всего ли мы достигли? Какие вопросы остались? Подсчитать баллы в листах самоконтроля, поставить оценку за урок:

«3» — 17-22б, «;» — 23-29б, «5» — 30-34б.

Заполнить таблицу «Знаю — не знаю, умею – не умею»

Знания, умения, навыки

Знаю, умею

Не знаю, не умею

Могу допускать ошибки

1

Определение «кислоты» с точки зрения разных теорий

2

Признаки классификации кислот

3

Проклассифицировать кислоту

4

Общие химические свойства кислот

5

Составление уравнений реакций :

Молекулярных;

Полных ионных;

Сокращённых ионных

6

Определение «реакция нейтрализации»

7

Определение «реакция этерификации»

8

Определение вероятности протекания реакции кислоты с разными веществами

9

Работа с химическими реактивами

10

Правила техники безопасности при проведении хим.эксперимента

  1. Домашнее задание – 1 мин

О.С.Габриелян, «Химия -11», § 22, в 5.

Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Лист самопроверки

«День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

Тема урока: Кислоты

Цели урока: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека. Совершенствование навыков составления уравнений химических реакций, проведения химического эксперимента.

Этапы урока

Актуализация и проверка знаний

Выписать № формул, соответствующих:

А. Основным оксидам

Б. Кислотным оксидам

В. Амфотерным оксидам

Г. Растворимым основаниям

Д. Нерастворимым основаниям

Е. Кислотам

Ж. Солям

  1. HCl

  2. NaOH

  3. CaO

  4. Cu(OH)2

  5. CO2

  6. FeO

  7. Fe2O3

  8. H2SO4

  9. Ca(OH)2

  10. SO3

  11. Al (OH)3

  12. Na2CO3

  13. ZnO

  14. NaHCO3

  15. Fe(OH)3

  16. SO2

  17. Ba(OH)2

  18. MgO

  19. K2SO4

  20. H3PO4

  21. Al2O3

Ответ:

А___________________

Б___________________

В___________________

Г___________________

Д___________________

Е___________________

Ж___________________

(1 балл за каждую правильно названную группу) Баллы:___________

Классификация кислот

Соотнесите:

Тип кислот: Формула вещества:

  1. Кислородсодержащие а) H2SiO3

  2. бескислородные б) HCOOH

  3. одноосновные в) H2SO4

  4. двухосновные г) HBr

  5. сильные д) HNO3

  6. слабые

Ответ: 1) 2) 3) 4) 5) 6) . (0,5 балла за каждую правильно названную группу)

Баллы:__________

Общие химические свойства кислот

Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот. Допишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде. Для двух первых реакций в каждом опыте составьте полные и сокращённые уравнения реакций.

Опыт 1. Изменение окраски индикаторов. Реакция нейтрализации.

HCl + NaOH =

CH3COOH + NaOH =

HCl + Cu(OH)2 =

CH3COOH + Cu(OH)2 =

Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.

HCl + Zn =

CH3COOH + Mg =

HCl + Cu =

CH3COOH + Cu =

Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами.

HCl + CaO =

CH3COOH + CaO =

HCl + CuO =

CH3COOH + CuO =

HCl + CO2 =

CH3COOH + CO2 =

Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.

HCl + CaCO3 =

CH3COOH + CaCO3 =

HCl + Na2SO4 =

CH3COOH + Na2SO4 =

(1 балл за каждое правильное уравнение) Баллы:___________

Реакция этерификации.

Допишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде.

CH3COOH + CH3OH =

H2SO4 + CH3OH =

Контроль и самопроверка знаний

Определить вероятность протекания реакций разб. H2SO4 с веществами (выписать № вещества, способного взаимодействовать с разб.H2SO4):

  1. Pb

  2. Ag

  3. Ba

  4. PbO

  5. Ag2O

  6. BaO

  7. Pb(OH)2

  8. Ba(OH)2

  9. H3PO4

  10. Na2SO3

  11. NaCH3COO

  12. NaCl

Ответ: ___________________________________________

(1 балл за каждое правильно названное вещество) Баллы:___________

Итог (просуммировать баллы за все задания): ______________________

«3» — 17-22б, «4» — 23-29б, «5» — 30-34б.

Заполнить таблицу «Знаю — не знаю, умею – не умею» (поставить знак в 1 из колонок)

Знания, умения, навыки

Знаю, умею

Не знаю, не умею

Могу допускать ошибки

1

Определение «кислоты» с точки зрения разных теорий

2

Признаки классификации кислот

3

Проклассифицировать кислоту

4

Общие химические свойства кислот

5

Составление уравнений реакций :

Молекулярных;

Полных ионных;

Сокращённых ионных

6

Определение «реакция нейтрализации»

7

Определение «реакция этерификации»

8

Определение вероятности протекания реакции кислоты с разными веществами

9

Работа с химическими реактивами

10

Правила техники безопасности при проведении хим.эксперимента

Домашнее задание – 1 мин

О.С.Габриелян, «Химия -11», § 22, в 5.

Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»

Лабораторный опыт «Свойства кислот»

Опыт 1. Изменение окраски индикаторов. Реакция нейтрализации.

Цель: выяснить,

— все ли кислоты изменяют окраску индикаторов,

— все ли кислоты реагируют с основаниями,

— все ли основания реагируют с кислотами.

Вспомнить: индикаторы, кислоты органические и неорганические, кислоты растворимые и нерастворимые в воде, щёлочи, нерастворимые основания.

  1. Испытайте растворы соляной, кремниевой и уксусной кислот индикаторами (налейте в пробирку 1-2 мл кислоты и добавьте несколько капель индикатора). Отметьте окраску индикатора в каждом случае.

Индикатор

Кислота

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Соляная кислота

Уксусная кислота

Кремневая кислота

Сделайте вывод об изменении окраски индикаторов органическими и неорганическими кислотами.

  1. В пробирки с кислотами и метилоранжем добавьте щёлочь 2-4 мл. Отметьте изменения. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот со щелочами. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

  2. В двух пробирках получите гидроксид меди (II). Для этого к 2 мл раствора сульфата меди (II) добавьте 1 мл раствора щёлочи. Отметьте цвет образовавшегося гидроксида меди (II). В одну пробирку добавьте 1-2 мл уксусной кислоты, в другую – 1-2 мл соляной. Отметьте изменения. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот с нерастворимыми основаниями. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Что такое реакция нейтрализации?

Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.

Цель: выяснить,

— все ли кислоты взаимодействуют с металлами;

— все ли металлы взаимодействуют с кислотами.

Вспомнить: кислоты органические и неорганические, активные и неактивные металлы, определение водорода.

  1. В пробирку с цинком прилейте соляной кислоты, в пробирку с порошком магния – уксусной. Отметьте изменения. Докажите выделение водорода в каждом случае. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

  2. В пробирку с кусочком свинца прилейте 2 мл серной кислоты. Наблюдайте за протеканием реакции в течение нескольких минут. Отметьте изменения.

Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами.

Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами.

Цель: выяснить, с какими оксидами взаимодействуют кислоты.

Вспомнить: кислоты органические и неорганические, активные и неактивные металлы, основные и кислотные оксиды.

Проведите реакции между веществами:

Оксид

Кислота

CaO

CuO

CO2

Соляная кислота

Уксусная кислота

нагреть

Примечание: CO2 получите взаимодействием мрамора и соляной кислоты в пробирке с газоотводной трубкой. Пропускайте газ через раствор кислоты 1 минуту.

Отметьте изменения. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот с оксидами. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.

Цель: выяснить,

— все ли кислоты взаимодействуют с солями;

— все ли соли взаимодействуют с кислотами.

Вспомнить: кислоты органические и неорганические, кислоты сильные и слабые, признаки реакций обмена.

  1. В пробирки с уксусной и соляной кислотами добавьте мел. Отметьте изменения.

  2. В пробирки с уксусной и соляной кислотами добавьте метилоранж. Отметьте изменения. В каждую пробирку добавьте раствор сульфата натрия. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот с солями. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here