Конспект открытого урока химии в 11 классе
«Кислоты органические и неорганические. Классификация и общие свойства кислот»
Кислоты | |
Место урока в теме | Раздел «Вещества и их свойства»,, урок 12 |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Вид урока | Комбинированный |
Цели урока: образовательные |
Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека |
развивающие | Развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов, схем, таблиц; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность. |
воспитательные | Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения. Продолжить формирование естественнонаучной картины мира. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию свойств веществ и их обоснованного и безопасного использования. |
Содержание урока | Номенклатура, классификация и общие свойства кислот. Закономерности изменения кислотных свойств от состава кислот. Нахождение в природе, роль в живом организме, применение в хозяйственной деятельности человека. |
Требования к знаниям и умениям учащихся: | Должны знать: определение, номенклатуру, принципы классификации кислот, основные химические свойства неорганических и органических кислот, закономерности изменения свойств кислот, образованных элементами одного периода, одной подгруппы Периодической системы, закономерности изменения свойств кислородсодержащих кислот, образованных элементом в разной степени окисления. |
Должны уметь: подтверждать изученные свойства и закономерности уравнениями химических реакций. Осуществлять химический эксперимент, выполняя правила ТБ. | |
Этапы | Организационный этап – 2 мин Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 8 мин Систематизация и обобщение знаний – 20 мин Первичная проверка степени усвоения материала – 8 мин Контроль и самопроверка знаний – 4 мин. Подведение итогов – 2 мин Домашнее задание – 1 мин |
Средства обучения | Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторных опытов, таблица растворимости, Периодическая система химических элементов, ряд активности металлов |
Методы и приемы обучения | Репродуктивный, метод поисковой беседы, лабораторно- практический |
Способы мотивации учения | Связь темы с повседневной жизнью и кругом интересов учащихся (использование компьютерных технологий для выполнения творческого домашнего задания) |
Формы организации учебной деятельности | Коллективная, групповая, индивидуальная, |
Виды познавательной деятельности | Участие в беседе, выполнение лабораторных опытов |
Способы управления познавательной деятельностью | Ознакомление с целями и задачами урока, сообщение плана урока, информирование о виде контроля. |
Способы отслеживания результатов | Тестовое задание, два варианта.Лист самоконтроля |
Домашнее задание | О.С.Габриелян, «Химия -11», § 20 ч 1, с 251, в 1. Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную обучающую программу «Классификация и свойства кислот» |
-
Организационный этап – 1 мин
-
Вводная часть: мотивация, тема и цели урока – 2 мин
Изучили классификацию органических и неорганических веществ. На сегодняшнем уроке подробно изучаем 1 из классов неорганических веществ. Какой – вы можете сказать самостоятельно, прослушав информацию.
Эти вещества содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека вещество этого класса входит в состав желудочного сока. Другое – содержится в листьях крапивы и выделениях муравьёв.
(вывод учащихся по теме урока, сообщение темы)
О кислотах мы говорили в 8,9,10 классах. Каковы же цели сегодняшнего урока? что мы хотим узнать, чему научиться?
(выводы учащихся по целям урока, сообщение целей урока)
Насколько важны для нас эти знания? Сталкиваемся ли мы в обычной жизни с кислотами?
(ответы учащихся)
Кислоты содержатся в организмах животных: молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке, соляная кислота, находящаяся в желудке, помогает переваривать пищу.
Кислоты применяются в медицине: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетил-салициловая и другие кислоты
Кислоты применяются в кулинарии: уксусная и лимонная
Образование кислотных дождей в природе.
эпиграф: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
-
Актуализация и проверка знаний – 10 мин
Прежде чем перейти к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и вспомним основные моменты, которые пригодятся нам при изучении нового темы.
Фронтальный опрос (закончить предложение)
-
Неорганические вещества делятся на 2 группы — …
-
Простые вещества состоят …
-
Сложные вещества состоят …
-
Сложные вещества делятся на ….
-
Оксиды – это …
-
Оксиды делятся на …
-
Гидроксиды делятся на …
-
Основания – это …
-
Основания делятся на …
-
Кислоты – это …
-
Органические кислоты – это …
-
Амфотерные гидроксиды – это …
-
Соли – это …
Тест (объяснение правил работы с листами самоконтроля)
Выписать № формул, соответствующих:
А. Основным оксидам
Б. Кислотным оксидам
В. Амфотерным оксидам
Г. Растворимым основаниям
Д. Нерастворимым основаниям
Е. Кислотам
Ж. Солям
-
HCl
-
NaOH
-
CaO
-
Cu(OH)2
-
CO2
-
FeO
-
Fe2O3
-
H2SO4
-
Ca(OH)2
-
SO3
-
Al (OH)3
-
Na2CO3
-
ZnO
-
NaHCO3
-
Fe(OH)3
-
SO2
-
Ba(OH)2
-
MgO
-
K2SO4
-
H3PO4
-
Al2O3
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
1 балл за каждую правильно названную группу
-
Систематизация и обобщение знаний – 20 мин
-
Понятие «кислоты»
Что такое кислоты? (ответы учащихся)
Структурная теория: сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотного остатка.
Теория электролитической диссоциации: электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются катионы водорода (HCl = H+ + Cl—)
Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури): вещества – доноры протонов (HCl + H2O = H3O+ + Cl—).
Теория Льюиса: акцепторы электронной пары (NH3 + BF3 = NH3BF3)
Чаще используются 1,2,3 теории. Они близки между собой.
-
Классификация кислот
Вспомним признаки классификации кислот (учебник § 22 — таблица). Выполнить тестовое задание (СР в листах самоконтроля)
2 вариант Соотнесите: | |||
Тип кислот: | Формула вещества: | Тип кислот: | Формула вещества: |
| а) H2SiO3 б) HCOOH в) H2SO4 г) HBr д) HNO3
|
| а) H3PO4 б) HClO4 в) CH3COOH г) HCl д) H2CO3
|
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
0,5 балла за каждую правильно названную группу
-
Общие химические свойства кислот
Какие общие химические свойства характерны для органических и неорганических кислот?
Почему кислоты обладают общими химическими свойствами? (ответы учащихся)
Доказать и уточнить эти свойства нам поможет лабораторный опыт. Будете работать в группах. Каждая группа получит своё задание и будет работать с определённым свойством кислот. Необходимо провести опыты в соответствии с инструкцией, ответить на вопросы, составить уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращённой ионной формах в листах самоконтроля. По завершении работы 1 человек отчитывается о работе группы, 1- составляет уравнения реакций на доске в молекулярной форме.
Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот.
Отчёт групп, проверка уравнений реакций (1 балл за каждое правильное уравнение)
Реакция этерификации.
-
Специфические свойства кислот
Кроме общих кислоты обладают и специфическими свойствами. Какие специфические свойства кислот вы знаете? (ответы учащихся)
Подробнее будем говорить об этих свойствах на следующих уроках.
-
Контроль и самопроверка знаний – 6 мин.
Определить вероятность протекания реакций разб. H2SO4 с веществами:
-
Pb
-
Ag
-
Ba
-
PbO
-
Ag2O
-
BaO
-
Pb(OH)2
-
Ba(OH)2
-
H3PO4
-
Na2SO3
-
NaCH3COO
-
NaCl
(проверка теста – ответы на экране, дать названия веществам)
1 балл за каждое правильно названное вещество
-
Подведение итогов, рефлексия – 3 мин
Вернёмся к целям урока. всего ли мы достигли? Какие вопросы остались? Подсчитать баллы в листах самоконтроля, поставить оценку за урок:
«3» — 17-22б, «;» — 23-29б, «5» — 30-34б.
Заполнить таблицу «Знаю — не знаю, умею – не умею»
Знания, умения, навыки | Знаю, умею | Не знаю, не умею | Могу допускать ошибки | |
1 | Определение «кислоты» с точки зрения разных теорий |
|
|
|
2 | Признаки классификации кислот |
|
|
|
3 | Проклассифицировать кислоту |
|
|
|
4 | Общие химические свойства кислот |
|
|
|
5 | Составление уравнений реакций : Молекулярных; |
|
|
|
Полных ионных; |
|
|
| |
Сокращённых ионных |
|
|
| |
6 | Определение «реакция нейтрализации» |
|
|
|
7 | Определение «реакция этерификации» |
|
|
|
8 | Определение вероятности протекания реакции кислоты с разными веществами |
|
|
|
9 | Работа с химическими реактивами |
|
|
|
10 | Правила техники безопасности при проведении хим.эксперимента |
|
|
|
-
Домашнее задание – 1 мин
О.С.Габриелян, «Химия -11», § 22, в 5.
Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист самопроверки
«День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Тема урока: Кислоты
Цели урока: Систематизировать и обобщить знания о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека. Совершенствование навыков составления уравнений химических реакций, проведения химического эксперимента.
Этапы урока
Актуализация и проверка знаний
Выписать № формул, соответствующих:
А. Основным оксидам
Б. Кислотным оксидам
В. Амфотерным оксидам
Г. Растворимым основаниям
Д. Нерастворимым основаниям
Е. Кислотам
Ж. Солям
-
HCl
-
NaOH
-
CaO
-
Cu(OH)2
-
CO2
-
FeO
-
Fe2O3
-
H2SO4
-
Ca(OH)2
-
SO3
-
Al (OH)3
-
Na2CO3
-
ZnO
-
NaHCO3
-
Fe(OH)3
-
SO2
-
Ba(OH)2
-
MgO
-
K2SO4
-
H3PO4
-
Al2O3
Ответ:
А___________________
Б___________________
В___________________
Г___________________
Д___________________
Е___________________
Ж___________________
(1 балл за каждую правильно названную группу) Баллы:___________
Классификация кислот
Соотнесите:
Тип кислот: Формула вещества:
-
Кислородсодержащие а) H2SiO3
-
бескислородные б) HCOOH
-
одноосновные в) H2SO4
-
двухосновные г) HBr
-
сильные д) HNO3
-
слабые
Ответ: 1) 2) 3) 4) 5) 6) . (0,5 балла за каждую правильно названную группу)
Баллы:__________
Общие химические свойства кислот
Лабораторный опыт. Химические свойства органических и неорганических кислот. Допишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде. Для двух первых реакций в каждом опыте составьте полные и сокращённые уравнения реакций.
Опыт 1. Изменение окраски индикаторов. Реакция нейтрализации.
HCl + NaOH =
CH3COOH + NaOH =
HCl + Cu(OH)2 =
CH3COOH + Cu(OH)2 =
Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.
HCl + Zn =
CH3COOH + Mg =
HCl + Cu =
CH3COOH + Cu =
Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами.
HCl + CaO =
CH3COOH + CaO =
HCl + CuO =
CH3COOH + CuO =
HCl + CO2 =
CH3COOH + CO2 =
Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.
HCl + CaCO3 =
CH3COOH + CaCO3 =
HCl + Na2SO4 =
CH3COOH + Na2SO4 =
(1 балл за каждое правильное уравнение) Баллы:___________
Реакция этерификации.
Допишите возможные уравнения реакций в молекулярном виде.
CH3COOH + CH3OH =
H2SO4 + CH3OH =
Контроль и самопроверка знаний
Определить вероятность протекания реакций разб. H2SO4 с веществами (выписать № вещества, способного взаимодействовать с разб.H2SO4):
-
Pb
-
Ag
-
Ba
-
PbO
-
Ag2O
-
BaO
-
Pb(OH)2
-
Ba(OH)2
-
H3PO4
-
Na2SO3
-
NaCH3COO
-
NaCl
Ответ: ___________________________________________
(1 балл за каждое правильно названное вещество) Баллы:___________
Итог (просуммировать баллы за все задания): ______________________
«3» — 17-22б, «4» — 23-29б, «5» — 30-34б.
Заполнить таблицу «Знаю — не знаю, умею – не умею» (поставить знак в 1 из колонок)
Знания, умения, навыки | Знаю, умею | Не знаю, не умею | Могу допускать ошибки | |
1 | Определение «кислоты» с точки зрения разных теорий |
|
|
|
2 | Признаки классификации кислот |
|
|
|
3 | Проклассифицировать кислоту |
|
|
|
4 | Общие химические свойства кислот |
|
|
|
5 | Составление уравнений реакций : Молекулярных; |
|
|
|
Полных ионных; |
|
|
| |
Сокращённых ионных |
|
|
| |
6 | Определение «реакция нейтрализации» |
|
|
|
7 | Определение «реакция этерификации» |
|
|
|
8 | Определение вероятности протекания реакции кислоты с разными веществами |
|
|
|
9 | Работа с химическими реактивами |
|
|
|
10 | Правила техники безопасности при проведении хим.эксперимента |
|
|
|
Домашнее задание – 1 мин
О.С.Габриелян, «Химия -11», § 22, в 5.
Творческое задание – составить опорный конспект или компьютерную презентацию «Классификация и свойства кислот»
Лабораторный опыт «Свойства кислот»
Опыт 1. Изменение окраски индикаторов. Реакция нейтрализации.
Цель: выяснить,
— все ли кислоты изменяют окраску индикаторов,
— все ли кислоты реагируют с основаниями,
— все ли основания реагируют с кислотами.
Вспомнить: индикаторы, кислоты органические и неорганические, кислоты растворимые и нерастворимые в воде, щёлочи, нерастворимые основания.
-
Испытайте растворы соляной, кремниевой и уксусной кислот индикаторами (налейте в пробирку 1-2 мл кислоты и добавьте несколько капель индикатора). Отметьте окраску индикатора в каждом случае.
Лакмус | Метилоранж | Фенолфталеин | |
Соляная кислота |
|
|
|
Уксусная кислота |
|
|
|
Кремневая кислота |
|
|
|
Сделайте вывод об изменении окраски индикаторов органическими и неорганическими кислотами.
-
В пробирки с кислотами и метилоранжем добавьте щёлочь 2-4 мл. Отметьте изменения. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот со щелочами. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
-
В двух пробирках получите гидроксид меди (II). Для этого к 2 мл раствора сульфата меди (II) добавьте 1 мл раствора щёлочи. Отметьте цвет образовавшегося гидроксида меди (II). В одну пробирку добавьте 1-2 мл уксусной кислоты, в другую – 1-2 мл соляной. Отметьте изменения. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот с нерастворимыми основаниями. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
Что такое реакция нейтрализации?
Опыт 2. Взаимодействие кислот с металлами.
Цель: выяснить,
— все ли кислоты взаимодействуют с металлами;
— все ли металлы взаимодействуют с кислотами.
Вспомнить: кислоты органические и неорганические, активные и неактивные металлы, определение водорода.
-
В пробирку с цинком прилейте соляной кислоты, в пробирку с порошком магния – уксусной. Отметьте изменения. Докажите выделение водорода в каждом случае. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
-
В пробирку с кусочком свинца прилейте 2 мл серной кислоты. Наблюдайте за протеканием реакции в течение нескольких минут. Отметьте изменения.
Сделайте вывод о взаимодействии кислот с металлами.
Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами.
Цель: выяснить, с какими оксидами взаимодействуют кислоты.
Вспомнить: кислоты органические и неорганические, активные и неактивные металлы, основные и кислотные оксиды.
Проведите реакции между веществами:
CaO | CuO | CO2 | |
Соляная кислота |
|
|
|
Уксусная кислота |
| нагреть |
|
Примечание: CO2 получите взаимодействием мрамора и соляной кислоты в пробирке с газоотводной трубкой. Пропускайте газ через раствор кислоты 1 минуту.
Отметьте изменения. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот с оксидами. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.
Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.
Цель: выяснить,
— все ли кислоты взаимодействуют с солями;
— все ли соли взаимодействуют с кислотами.
Вспомнить: кислоты органические и неорганические, кислоты сильные и слабые, признаки реакций обмена.
-
В пробирки с уксусной и соляной кислотами добавьте мел. Отметьте изменения.
-
В пробирки с уксусной и соляной кислотами добавьте метилоранж. Отметьте изменения. В каждую пробирку добавьте раствор сульфата натрия. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта. Сделайте вывод о взаимодействии органических и неорганических кислот с солями. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном видах.