Тема урока: Соли аммония.

Элементы содержания: соли аммония

Уметь: составлять уравнения реакций с участием солей аммония, распознавать опытным путем соли аммония.

Цель: сформировать знания о строении, получении и химических свойствах солей аммония.

Оборудование: кристаллические NH4Cl, Са(ОН)2, конц. НCl, дихромат аммония, раствор NaOH, (NH4)2SO4; пробирки, штатив, спиртовка, кристаллизатор с водой, фенолфталеин, колба с пробкой и трубкой, фарфоровая чашка, предметный столик, керамическая пластина.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос у доски по теме «Аммиак»

II. Изучение нового материала

Ставим проблемный вопрос. Проявляют ли соли аммония типичные свойства солей? Чтобы ответить на этот вопрос, обучающиеся проделывают следующую работу:

1. Изучают внешний вид и растворимость солей аммония в воде – NH4Cl (1 вариант), (NH4)2SO4 (2 вариант).

При обсуждении результатов опытов делается вывод об общих физических свойствах солей аммония. (белые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде).

2. Составляют уравнения диссоциации этих солей.

NH4Cl ↔ NH4+ + Cl

(NH4)2SO4 ↔ 2NH4+ + SO42-

Следует вывод, на основании анализа уравнений диссоциации, соли аммония диссоциируют также как и все средние соли, следовательно предполагают, что соли аммония могут проявлять типичные свойства солей.

3. Исследуют, как эти соли относятся к действию щелочей.

Для этого проделывают следующий эксперимент:

К растворам солей добавляют 3 — 4 капли раствора гидроксида натрия.

Обсуждение результатов опытов позволяет сделать выводы: об общем признаке протекания реакций между солями аммония и щелочами (появление запаха аммиака); о возможном использовании данной реакции для качественного определения  катионов аммония.

III. Закрепление

Составляют уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

NH4Cl + NaOH = NH3↑ + H2O + NaCl

NH4+ + Cl + Na+ + OH = NH3↑ + H2O + Na+ + Cl

NH4+ + OH = NH3↑ + H2O

(NH4)2SO4 + 2NaOH = 2NH3↑ + 2H2O + Na2SO4

2NH4+ + SO42- + 2Na+ + 2OH = 2NH3↑ + 2H2O + 2Na+ + SO42-

2NH4+ + 2OH = 2NH3↑ + 2H2O

и затем выносят на доску

IV. Выводы:

Делают вывод о том, что соли аммония проявляют типичные свойства солей так как:

— диссоциируют как типичные соли;

— взаимодействуют со щелочами как типичные соли.

V. Домашнее задание

§30, упр. 1,2,4,5 письменно

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here