Ф.И.О. автора – Султанова Елена Анатольевна
Место работы — ОСШ № 17 г. Балхаш, Карагандинская область, Казахстан
Должность – Учитель химии.
Урок « Три металла – три эпохи Балхашского Комбината».
Класс: 10 «А», учитель: Султанова Е.А. СШ № 17 , г. Балхаш
«Прошлое заставляет нас думать о будущем»
Цель урока: На основе ранее изученного материала познакомить с особенностями d – металлов, показав их значение для развития БМЗ, показать практическое применение знаний в жизни, сформировать умения писать уравнения реакций, характеризующие свойства d— металлов, расширить знания учащихся через материал по золоту и серебру, развивать логическое мышление отработать умение применять методы сравнения, объяснять, делать выводы, наблюдать, воспитывать интерес к науке и своему городу.
План урока:
1.Организационный момент (приветствие учащихся под клип о Балхаше).
2. Опрос: пары учитель – ученик, индивидуальный при помощи тестов на компьютере (4 варианта) и задания, фронтальный при помощи слайд – фильма, решение задач, опрос у доски.
3. Введение новых знаний с элементами работы в группах на компьютере по электронным учебникам, с решением задач исследовательского характера
4. Обобщение при работе в группах, парах и обобщающего контроля с помощью тестирующего устройства.
5. РУ и творческое домашнее задание.
Учащиеся сидят по группам, на столе у каждого стоит ноутбук
Сегодня наш урок мы посвящаем юбилею нашего города и предстоящему юбилею Балхашского горно — металлургического комбината. Мы будем говорить о металлах нашего комбината. Прежде чем мы начнём наш разговор о них мы повторим с вами материал прошлых уроков. Для этого проводится опрос:
4 ученика работают на компьютере, проходят тестирование (4 варианта в двух тестирующих программах, создается 2 пары учитель – ученик, которые работают по домашнему заданию с контрольным вопросом учителя, 2 работают у доски, 1решает задачу, другой – цепочку превращений,3 имеют индивидуальные задания). Остальные работают фронтально с учителем по слайд – вопроснику
Задание для учащихся у доски:
1 ученик: Решите цепочку превращений, там, где возможно приведите уравнения в ионном виде.
Ca → Ca ( OH)2 → CaCO3 → CaCl2→ CaSO4
↓
CO2
2ученик: При полном электролизе раствора нитрата меди (w = 16%, ρ = 1,02 г/мл) получено 12,8 г металла. Какой объем раствора Cu(NO3)2 был израсходован?
После опроса учитель стихотворением называет тему урока, а цели формулируют учащиеся. Учитель обращает внимание на решение задачи и переходит к теме урока.
В Балхашской степи комбинат вырастал, Люди гибли за этот металл,
Коричнево – красный металл получал, А Балхашский гигант и его выпускал,
Шел этот металл на броню и патрон, Был назван драгоценным и солнечным он,
Эпохой в истории назван был он И каждый человек в него был влюблен.
Шли годы, Балхашский гигант возмужал,
Уже и другой он металл получал.
Металл этот стал эпохой иной,
Промышленный путь ему был большой.
После сформулированных целей, группы получают задания: в каждой группе работают химики, историки, биологи, физики. Они работают по составлению опорных схем по металлам.1 группа – медь, 2 группа – цинк, 3 группа – золото.
4 группа составляет диаграмму Венна, в которой они, проанализировав, дадут схожесть металлов. 5 группа – химики – аналитики, которые решают научные проблемы.
Работа аналитиков:1. Соли меди ядовиты? 2. Алхимическое золото.3. «Почему смесь соляной и серной кислот называют царской водкой?» 4. Область применения цинка.
Сегодня мы знакомимся с особенностями металлов побочных подгрупп, причем мы расширяем свои знания за счет материала по золоту, так как изучение свойств этого металла не предусматривает школьная программа.
24 ноября 1938 года в 19.00 – получена первая черновая медь Балхаша. Началась первая эпоха Балхашского гиганта.
Одна из групп работала по общей характеристике и свойствам меди, используя электронный учебник и дополнительный материал, им слово. Пока отвечает группа, на флипчарте открывается опорная схема по этому металлу
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
Электронная формула-
Местоположение в ПСМ —
Природа –
Степени окисления:
Физические свойства:
Получение
Сu
Химические свойства:
Качественная реакция:
Биологическая роль:
Соединения:
ОКСИДЫ:
ГИДРОКСИДЫ:
Применение:
Значение в истории:
Есть что добавить историку?
Действительна, очень важна роль меди в жизни человека. Первое знакомство с медью произошло, очевидно, в доисторические времена. Во всяком случае, уже 7000 лет назад в Древнем Египте были медные рудники. Человек из медных самородков делал топоры, копья, щиты. И не зря, наш комбинат – это флагман цветной металлургии, основной продукт которого медь.
Краткое знакомство с процессом производства меди на БГМК. В настоящее время из сульфидных медных концентратов около миллиона тонн меди ежегодно производится с использованием плавки Ванюкова на предприятиях России и Казахстана. В частности такой способ производства используется и на БГМК. Наряду с другими известными технологиями окислительной плавки сульфидных медных руд и концентратов (взвешенная плавка Outoukumpu, кислородно-взвешенная плавка Inco, Ausmelt, Isasmelt, Noranda и др.) плавка в печи Ванюкова позволяет получать относительно богатые штейны и концентрированные по SO2 газы. Вы видите уравнения химических процессов, которые происходят при плавке. Представлена схема совмещенного агрегата, включающего печь Ванюкова и печь с коксовым фильтром. Далее представлена ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ДВУХЗОННАЯ ПЕЧЬ ВАНЮКОВА
Рабочие пространства зон печи разделены водоохлаждаемыми перегородками, системы газоудаления — раздельные. Газы зоны окисления, содержащие SO2, направляются на сернокислотное производство, газы зоны восстановления, содержащие CO и Н2, дожигаются воздушно-кислородной смесью через специально установленные в верхнем ряду кессонов фурмы и систему организованных подсосов, очищаются от пыли и выбрасываются в атмосферу. Сифон печи специальной конструкции предусматривает возможность непрерывного выпуска шлака и штейна. И последний слайд представляет НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ СХЕМУ ПРОИЗВОДСТВА ЧЕРНОВОЙ МЕДИ НА БГМ. Более подробно металлургические процессы и в том числе на нашем комбинате мы будем изучать в конце учебного года при рассмотрении темы «Технология получения важнейших химических продуктов. Охрана окружающей среды» Рассказ учителя сопровождает слайд – фильм.
Вслед за медным веком в истории человечества начинается бронзовый век. Бронза — это сплав меди с оловом. Медь называют музыкальным металлом. Почему?
Когда на Русь нападали полчища врагов, когда нужно было собрать народ на важные собрания, ударяли в колокола. И не случайно на ум приходят слова В. Высоцкого: « В синем небе, колокольнями проколотом, медный колокол, медный колокол, То ль возрадовался, то ли осерчал…»
Колокола делали из специальной колокольной бронзы. А в бронзу кроме меди входило олово и добавки свинца (около 2%).
Давайте послушаем запись звонов колоколов. В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее, справедливее. Все злое, нехорошее от него уходит
Звучат колокола. Вопрос аналитику: Соли меди ядовиты? Вопросы к группе.
3 сентября 1997 года выпущен первый слиток Серебра, 27 ноября 1997 года – первый слиток золота. Началась эпоха драгоценных металлов. Третья эпоха настает. В Балхаше открыто производство драгоценных металлов. Серебро и золото..Чистое серебро — очень мягкий, тягучий металл. Оно лучше всех металлов проводит электрический ток и тепло. Hа практике чистое серебро вследствие мягкости почти не применяется: обычно его сплавляют с большим или меньшим количеством меди. Сплавы серебра служат для изготовления ювелирных и бытовых изделий, монет, лабораторной посуды. Серебро используется для покрытия им других металлов, а также радиодеталей в целях повышения их электропроводимости и устойчивости к коррозии. Часть добываемого серебра расходуется на изготовление серебряно-цинковых аккумуляторов. Серебро — малоактивный металл. В атмосфере воздуха оно не окисляется ни при комнатных температурах, ни при нагревании. Подобно меди, серебро обладает склонностью к образованию комплексных соединений. По своим свойствам серебро близко к меди. Несмотря на то что золото в периодической системе Д. И. Менделеева находится в одной группе с серебром и медью, его химические свойства гораздо ближе к химическим свойствам металлов платиновой группы., что же нам скажет группа, которая изучала этот металл?
Ответ по золоту сопровождает построение аналогичной схемы. Что же добавит историк? Какие проблемы возникают у химиков – аналитиков?
Март 2004 года начато производство цинка, который стал третьей эпохой Слово группе, которая работала по материалу про цинк. Строится аналогичная опорная схема.
Есть что добавить историку?
Химики – аналитики объясните, почему цинк используется как защитник металлов от коррозии.
Интересно, что по старинным преданиям, папоротник цветет лишь в ночь под Ивана Купалу, и охраняет этот цветок нечистая сила. В действительности папоротник как споровое растение не цветет вообще, но слова “папоротниковые цветы” можно встретить на страницах вполне серьезных научных журналов. Так называют характерные узоры цинковых покрытий. Эти узоры возникают благодаря специальным добавкам сурьмы (до 0,3%) или олова (до 0,5%), которые вводят в ванны горячего цинкования. На некоторых заводах “цветы” получают иначе, — прижимая горячий оцинкованный лист к рифленому транспортеру.
Прекрасно, много сегодня нового и интересного мы с вами узнали, как прекрасно осознавать, что мы с вами живем в таком прекрасном городе, который неотделим от металлургического производства, а каким будет наш город зависит от нас с вами. Обобщим наш материал, я задаю первый вопрос, кто на него ответит, задает свой любому ученику класса. (3 минуты)
По окончании обобщения класс проходит контрольное тестирование с помощью тестирующих устройств Актив лот.
Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше. Многие армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальным. Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! Всем добра и успехов!
Итоги, оценки. д/з. 1. В рамках конкурса « Я гимн пишу тебе, наука!» написать творческую работу в виде эссе, оды, сочинения, сказки о металлах нашего комбината.
2.§§ 7.1 – 7.2 , «5» стр. 181, 187 в. 5,6,7, «4» в. 181 в.3,4, стр.187 в. 3,4«3» стр. 181,187 в.1-2 (письменно)
Список использованной литературы:
1. Нурахметов Н.Н. Тестовые задания по химии. Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. «Мектеп» 2006.
2.Врублевский А.М. Задачи по химии с примерами решений. Минск. ООО «Юнипресс» 2002.
3. Кузьменко Н.Е, Еремин В.В. « Сборник задач по химии с решениями», М.Оникс 2003г.
4. Хомченко Г.П. « Химия для поступающих в вузы» М. ВШ 1985г.
5. Хомченко Г.П. « Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в вузы» М.ВШ 2001г.