Тема урока: Вода.Уникальная и неповторимая

Цель урока: Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле

Задачи:

  • Обучающая: приобретение новых знаний о физических и химических свойствах воды, формирование у учащихся представления об охране воды и ее эстетическом значении.

  • Развивающая: совершенствование информационной культуры учащихся, умения анализировать, обобщать, логически мыслить.

  • Воспитывающая: воспитание положительной мотивации учения, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организация повторения пройденного на прошлом уроке материала. Фронтальный опрос.

  • Каков состав воды?

  • Какими методами это установили?

  • Что такое анализ?

  • Что такое синтез?

  • Что вы можете сказать о распространении воды в природе?

  • Расскажите о способах очистки воды.

  1. Изучение нового материала. (Презентация 1,слайд №1)

Давайте познакомимся с высказыванием о воде Антуана де Сент – Экзюпери. (слайд № 2).

Что нам необходимо знать о воде, чтобы согласиться с высказыванием великого писателя?

Ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с удивительным, уникальным веществом – водой, ее физическими и химическими свойствами, аномалиями, поговорим об экологических проблемах и об эстетическом значении воды. (Слайд №3)

Какой только воды не бывает на свете! (слайд №4)

Физические свойства

Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, аномальны. Давайте поговорим о физических свойствах воды. Что вы уже знаете о свойствах воды?

Проверка по презентации. (слайд №5)

Уверены ли вы, что вода бывает только в трех агрегатных состояниях? (слайд №6)

На протяжении истории человечества, вода, как никакое другое вещество постоянно преподносит сюрпризы. Свойства воды аномальны.

Знаете ли вы?

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная?

Проверка по презентации (слайд №7)

Учитель знакомит с аномальными свойствами воды.(слайды №8-9)

Химические свойства

Теперь мы переходим к рассмотрению химических свойств воды (слайд №10)

Реакцию разложения воды мы рассматривали, когда изучали тему «Атомы и молекулы» (слайд №11). Посмотрите на прибор для разложения воды под действием электрического тока и вспомните проводимый опыт.

Для воды характерны реакции соединения (слайд №12)

а) основной оксид + вода = щелочь

Поясните, что значит четверостишие написанное на слайде.

Ребята, в жизни вы возможно наблюдали подобную реакцию при приготовлении извести для побелки (слайд №13)

б) кислотный оксид + вода = кислота (слайд №14)

Прочитайте стихотворения и напишите уравнения реакций (слайды №15- 17)

Реакции замещения (слайд №18).

Давайте посмотрим как идет эта реакция (слайд №19)

Для воды характерны и другие реакции, например, реакция фотосинтеза. Запишите уравнение реакции фотосинтеза, вспомнив из курса биологии, какие вещества вступают в реакцию и какие образуются при фотосинтезе, при каком условии идет реакция.

(слайд №20)

Мы рассмотрели химические свойства воды. У кого есть вопросы?

Эстетическое значение воды

Это удивительное вещество имеет не только большое практическое значение, велико также эстетическое значение воды и ее роль в воздействии на эмоциональное состояние человека. Поэты воспевали ее и посвятили воде удивительные стихотворения. Ребята, давайте послушаем стихотворение А. Фета.

(слайды №21 – 26)

Экологические проблемы

Какова же экологическая обстановка с водой в нашем селе? Давайте посмотрим презентацию, которую нам приготовили ваши одноклассники.

Домашнее задание

Рефлексия

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся читают высказывание, предлагают разные варианты ответов, рассуждают, в ходе дискуссии вместе с учителем составляют план урока. Записывают в тетрадь тему урока.

Один из учащихся читает текст слайда №4:

Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …

Ну, в общем, очень разная.

Учащиеся называют агрегатные состояния, температуры кипения и плавления.

Учащиеся обычно выражают уверенность в этом.

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их.

Учащиеся рассказывают опыт разложения воды при пропускании постоянного электрического тока, вспоминают как можно доказать, что в одной трубке собирается водород, а в другой – кислород. Записывают в тетрадь уравнение реакции.

Учащиеся делают запись в тетради, записывают уравнение реакции.

Учащиеся читают текст слайда и дают свои пояснения.

Учащиеся записывают уравнеиие реакции гашения извести

Учащиеся делают запись в тетради, записывают уравнения реакций .

Учащиеся читают текст слайда и дают пояснения, записывают уравнение в тетрадь.

Учащиеся записывают уравнение и объясняют какие необходимы условия для протекания этой реакции.

Если есть вопросы учащиеся их задают.

Учащийся наизусть читает стихотворение А. Фета о воде, остальные смотрят слайды и слушают.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это — просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это — вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега…
А время придет — все растает,
И будет простая вода.

Группа учащихся получила заранее домашнее задание рассказать об экологической обстановке с водой в нашем селе и предоставить наработанный материал в любом виде ( презентация, реферат, стихи, фоторепортаж)

Учащиеся смотрят презентацию, обсуждают проблему загрязнения пруда, предлагают меры по охране.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Звездин А.Г..Парадоксы воды//Химия в школе.-2001.-№7.- стр.19 -23

  2. Химия в школе: № 8, 2002, стр. 82/

  3. Рудзитис Г.Е..Химия 8.-М:Просвещение, 2009.

Интернет- источники для подготовки презентации

  1. http://kfs.ladenie.su/pamyat_vodi.php

  2. http://raskrashkirus.ru/animatsii-dlya-prezentatsiy-tsifri.html

  3. GifZona

  4. http://doubleclick.net/pagead

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here