Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа».

Цель урока: изучить свойства соединений железа (II) и (III), понять, какое практическое значение имеют эти вещества.

Задачи:

обучающие – сформулировать знания учащихся о свойствах гидроксидов железа (II) и (III), понимания различия этих свойств;

– добиться понимания взаимосвязи между соединениями железа со степенями окисления 2, 3;

– научить определять катионы и в растворе солей;

развивающие – развить умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

– развить навыки самостоятельной работы с элементами исследования;

воспитательные – добиться осознания биологического и практического знания соединений железа.

Ход урока.

На прошлых уроках мы изучили строение и свойства железа – элемента побочной подгруппы.

На данном уроке наша цель заключается в изучении свойств соединений железа и осознании их биологического и практического значения.

– Вспомним, какие самые характерные степени окисления железа?

(ответы учащихся)

– Напишите два ряда соединений, образуемых железом со степенью окисления 2 и 3.

2 ученика работают у доски.

– Как вы думаете данные соединения одинаковы или отличаются по характеру и свойствам?

– Давайте экспериментально исследуем, чем отличаются соединения железа со степенью окисления 2, 3.

Для работы вам предлагается инструкция, которая поможет в исследовании.

Инструкция

Задание 1. Исследуйте свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность.

Опыт 2. Взаимодействие гидроксидов железа (II) и (III) с кислотой и щелочью. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха.

Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, выразите их сущность. Сформулируйте вывод о свойствах гидроксидов железа (II) и (III).

Задание 2. Исследуйте свойства солей железа (II) и (III).

Опыт 3. Качественные реакции на и .

Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, выразите их сущность.

Сначала вы исследуйте свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Давайте вспомним, как получить нерастворимые основания и .

(ответ ученика)

на доске заготовка

Гидроксиды железа

получение

свойства

Вывод: Вывод:

– Какую разницу Вы увидели в свойствах железа (II) и (III)?

– Сделайте вывод о свойствах этих соединений.

– С соединениями каких металлов Вы находите свойство в свойствах трехвалентного железа?

Итак, гидроксид железа (II), а соответственно и его оксид – проявляют, только основные свойства. Гидроксид железа (III), и его оксид – слабые амфотерные, с преобладанием основных.

А теперь посмотрите на поверхность и на стенки пробирки, в которой происходило взаимодействие с кислородом воздуха . Что вы наблюдаете? С чем это связано?

Как вы видите между соединениями железа со степенями окисления 2 и 3 существует взаимосвязь, – легко окисляется на воздухе – это говорит о неустойчивости соединения.

Если возможен переход от к , возникает вопрос: возможен ли обратный процесс?

– Что вы можете предложить?

(ответы учащихся)

Железо образует два ряда солей. Некоторые соли существуют в виде кристаллогидратов.

на доске:

Соли железа

– Как можно отличить в растворе соединения железа со степенями окисления 2 и 3?

Для этого по инструкции выполните задание 2.

– Сделайте вывод.

Соединения II и III валентного железа имеют разное качественное определение. Соединения железа со степенью окисления 3 легко распознаются роданидами.

Соединения железа имеют важное биологическое и практическое значения.

Заслушаем сообщение об этом.

(доклад учащегося)

Ознакомившись с составом и свойствами соединений железа II и III выполните задания 1, 2 (кодоскоп).

Задание 1. На пиломатериалах из древесины иногда появляются пятна, обусловленные наличием в древесине солей хлорида и сульфата железа III. Какими опытами можно доказать, что эти пятна вызваны солями железа (III), а не гнилостными грибками и не солями железа (II)?

Задание 2. В состав некоторых сортов природного мела входит оксид железа (III). Предложите опыт для качественного определения содержания оксида в образце мела?

Оценки за урок…

Д/з: §53, Упр. 6-10 с 144.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here