-1-

Методическая разработка урока

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций». Учитель: ИвановаС.Ю.

Тип урока: урок-практикум, обобщающий.

Формы проведения урока: фронтальная беседа, химический эксперимент, работа парами, работа по карточкам и тестам.

Цели :

Формирование понятия о важнейших классах неорганических веществ как групп веществ, объединенных общими признаками состава.

Развитие умения записывать суть происходящих химических превращений с помощью формул исходных и образующихся веществ, отработка навыка расстановки коэффициентов на основании понимания закона сохранения массы веществ М.В.Ломоносова.

Развитие умения классифицировать химические реакции на основании признаков состава реагирующих и образующихся веществ.

Отработка умения правильно называть вещества.

Развитие умения сравнивать и обобщать, работать внимательно, соблюдая правила техники безопасности при постановке химического эксперимента. Формирование культуры общения, умение работать сотрудничая, стимуляция мышления, познавательного интереса, повышение самооценки учащихся.

Сделать шаг к созданию целостных представлений о мире на основе закона сокращения массы веществ и энергии как всеобщего закона природы.

Учебно-наглядные пособия:

  1. таблица Менделеева

  2. таблица растворимости

  3. электрохимический ряд напряжений металлов

  4. учебники по химии для 8 класса О.С.Габриеляна

  5. карточки с формулами и названиями оксидов,оснований,солей

Оборудование:

На столах учащихся:

— ученический штатив

— поддон

— держатель для пробирок

— пробирки

— спиртовка

— спички

— порошок железа

— порошок серы

— стальные скрепки или гвозди

— раствор сульфата меди ( ││)

— раствор гидроксида натрия

— 2 —

На столе учителя:

— демонстрационный столик

— штатив для демонстрационных пробирок

— асбестовая сетка

— спиртовка

— спички

— стеклянная колба с пробкой, наполненная кислородом

— раствор гидроксида натрия

— раствор хлорида железа (│││)

— стружка магния

— соляная кислота

— индикатор фенолфталеин

— цинк

Оформление доски на начало урока:

Тема урока: Классы неорганических веществ. Типы химических реакций.

Цель:

Закрепить знания о классификации веществ и типах химических реакций.

Ход урока: I. I.Организационный момент (приветствие, ознакомление с темой, целью и планом урока).

II.Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Написать формулы оксида кальция, гидроксида кальция, хлорида кальция, сульфата кальция, фосфата кальция; указать принадлежность к классу.

Ответ:

Оксид кальция- CaO оксид

Гидроксид кальция- Ca(OH)2 основание

Хлорид кальция- CaCl2 соль

Сульфат кальция- CaSO4 соль

Фосфат кальция- Ca3(PO4)2 соль

$27 стр. 99 прочитать. Перечислить типы химических реакций, дать им определения.

Правильный ответ:

Реакции разложения: из сложного вещества образуются два и более сложных веществ.

В реакции соединения : из двух и более веществ образуется одно сложное вещество.

Реакции замещения: атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

3 —

Реакции обмена : два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

III. А. Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ»

Вопросы классу: —все вещества по количеству элементов делятся на простые и ……(сложные)

-простые вещества состоят из атомов …? (одного вида)

-сложные из атомов….? (разных видов)

-есть простые вещества металлы и …..? (неметаллы)

-в свою очередь среди сложных веществ различают классы: о…(оксидов),о…(оснований), …..(кислот), ….(солей)

Чертим таблицу:

Неорганические вещества

Простые вещества Сложные вещества

Металлы Неметаллы оксиды основания кислоты соли

Предлагаются вопросы:

— Как отличить металлы от неметаллов? (Металлы тверды ,кроме Hg,ковкие, имеют металлический блеск, цвет серый или рыжий, хорошо проводят тепло и электрический ток).

— Что характерно для строения атомов элементов образующих простые вещества-металлы? (1,2,3 внешних электрона)

— Что характерно для строения атомов элементов, образующих простые вещества-неметаллы?……(4,5,6,7,8 внешних электрона, за исключением бора, имеющего 3 внешних электрона).

— Как мы узнаем оксиды? ( стр.64)……(В них два элемента, один из них- кислород со степенью окисления -2).

-Основания? (Стр.68) …..(частицы металла соединены с гидроксогруппами).

-Кислоты? (стр. 71)…….(частицы водорода соединены с кислотным остатком).

Вносим в таблицу признаки металлов и неметаллов и общие формулы оксидов (ЭхОу) , оснований ( Ме(ОН)х ) , кислот ( НхК ) и солей ( МехКу ).

Работа по карточкам. Учитель показывает формулу вещества, учащиеся называют его. В это время учитель показывает правильный ответ. Затем наоборот: перед учениками название вещества, они называют формулу. (см. приложение).

Для проверки понимания

Поочередно вызываются к доске учащиеся для внесения формул веществ в таблицу ( см. приложение).

4 —

III. Б. Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы химических реакций».

Беседа с учащимися:

— Что вы понимаете под химической реакцией?……( Это превращение одних веществ в другие; это явления, сопровождающиеся изменением цвета, появлением осадка, газа, запаха и др. )

— Как называется запись химической реакции? …….( Химическое уравнение).

— О каком равенстве идет речь? ( о равенстве числа атомов каждого вида до и после реакции.

— На основании какого закона мы расставляем коэффициенты?….( На основании закона сохранения массы веществ ).

— Имя какого ученого носит этот закон? Памятник ему установлен рядом с Академией Наук. Учащимся предлагается прочитать четверостишье:

Он физик, химик, он поэт, философ,

Историк он, геолог и оратор,

Науки русской он организатор…

У Академии- Михайло …..( Ломоносов ).

Учитель: Сегодня мы совершаем небольшое путешествие в мир химических превращений, посмотрим химический эксперимент и сами будем делать опыты. Но сначала проверим, как вы знаете правила техниеи безопасности. Закончите фразы:

— все опыты делаем над….( поддоном)

— наклоняться над пробиркой…..( нельзя)

— перед зажиганием спиртовки ее надо сначала ее….( подготовить)

— в спиртовке проверяем положение….( диска и фитиля).

— при нагревании держим пробирку…( наклонно, отверстие направляем в сторону от людей).

— гасим спиртовку…( накрывая пламя колпачком).

-при попадании веществ на кожу……( смываем большим количеством воды).

Демонстрируются опыты.

Учащиеся отмечают признаки реакции, ее тип и записывают уравнения в соответствующую графу таблицы, выданной учащимся ( см. приложение).

  1. Горение магния.

Mg + O2 => MgO Яркий свет , появление вещества белого цвета.

Реакция соединения

2. Разложение бихромата аммония ( опыт «вулкан» )

(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 + H2O Оранжевые кристаллы превратились в вещество зеленого цвета, образуются бесцветные газы, свет .Это разложение.. 3.Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

Zn + HCl => ZnCl2 + H2 Реакция замещения. Выделение тепла и газ

4.Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

NaOH + HCl => NaCl + H2O

— 5 —

Реакция обмена. (нейтрализация). Наблюдаем обесцвечивание индикатора. 5.Горение серы.

S + O2 => SO2 Видно голубое свечение. Это реакция соединения.

6.Взаимодействие гидроксида натрия и хлорида железа (III ).

NaOH + FeCl3 => Fe(OH)3 + NaCl Появляется бурый осадок.

Реакция обмена.

Ученический эксперимент

  1. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II )

Fe + CuSO4 => FeSO4 + Cu Рыжий налет на скрепке или гвозде.

Реакция замещения.

2. Взаимодействие железа с серой.

Fe + S => FeS Появление черного вещества. Реакция соединения.

  1. Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.

CuSO4 + NaOH => Cu(OH)2 + Na2SO4 Появление синего осадка

Реакция обмена.

  1. Разложение гидроксида меди (II)

Cu(OH)2 => CuO = H2O Синий осадок превратился в черный. Разложение.

Постановка и обсуждение результатов эксперимента — в парах.

IV. Работа по тестам. Установить соответствие.

Тест №1

1) Соединение 1) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu

2)Разложение 2) Al + 3 O2 = 2 Al2O3

3)Замещение 3) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

4)Обмен 4) Al2O3 + 3 H2SO4 = Al2(SO4)2 + 3 H2O

Тест №2

    1. Соединение 1) Mg + H2O = MgO + H2

    2. Разложение 2) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O

    3. Замещение 3) Ni(OH)2 = NiO + H2O

4) Обмен 4) Zn + S = ZnS

Тест №3

  1. Соединение 1) Fe2O3 + 6HCl 2FeCl3 + 3H2O

  2. Разложение 2) H2 + Cl2 2HCl

  3. Замещение 3) 2NH3 N2 + 3H2

  4. Обмен 4) Fe2O3 + 2Al Al2O3 + 2Fe

— 6 —

V. Подведение итогов.

Итак, окружающий нас мир (и мы с вами) состоит из веществ. Среди неорганических веществ различают металлы и неметаллы (простые вещества) и их соединения: оксиды, гидроксиды ( кислоты и основания), соли. Превращения веществ в другие вещества называются химическими реакциями и подчиняются всеобщему закону природы- закону сохранения массы и энергии. Если учитывать количество веществ и их состав, то химические реакции можно разделить на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

По результатам работы ( активность во время фронтальной беседы, грамотное выполнение эксперимента, результаты тестирования) учащиеся получают оценки за урок.

VI. Домашнее задание

В таблицах: схемы реакций превратить в химические уравнения, т. е. расставить коэффициенты; проверить правильность заполнения.

— 7 —

Приложение.

Карточки с формулой и названием вещества

На лицевой стороне На обратной стороне

CaO Оксид кальция

MgO Оксид магния

Al2O3 Оксид алюминия

ZnO Оксид цинка

FeO Оксид железа (II )

Fe2O3 Оксид железа (III ).

CO2 Оксид углерода( IV)

SO2 Оксид серы (IV)

SO3 Оксид серы(VI)

P2O5 Оксид фосфора (V )

SiO2 Оксид кремния

NO2 Оксид азота (IV)

NaOH Гидроксид натрия

KOH Гидроксид калия

Ca(OH)2 Гидроксид кальция

Mg(OH)2 Гидроксид магния

Cu(OH)2 Гидроксид меди ( II )

Fe(OH)2 Гидроксид железа ( II )

Fe(OH)3 Гидроксид железа ( III )

HCl Соляная кислота

HNO3 Азотная кислота

H2SO3 Сернистая кислота

H2CO3 Угольная кислота

H2SO4 Серная кислота

H2SiO3 Кремниевая кислота

H3PO4 Ортофосфорная кислота

FeCl2 Хлорид железа (II )

Mg(NO3)2 Нитрат магния

FeCl3 Хлорид железа (III )

K2SO3 Сульфит калия

Na2CO3 Карбонат натрия

CaSO4 Сульфат кальция

MgSiO3 Силикат магния

AlPO4 Фосфат алюминия

— 8 —

Приложение : Раздаточный материал. Демонстрационные опыты.

  1. Mg + O2 => MgO

  2. ( NH4)2Cr2O7 =>N2 + H2O + Cr2O3

  3. Zn + HCl => ZnCl2 + H2

  4. NaOH + HCl => NaCl + H2O

  5. S + O2 => SO2

  6. NaOH + FeCl3 => Fe(OH)3 + NaCl

Ученический эксперимент:

  1. Fe + CuSO4 => FeSO4 + Cu

  2. Fe + S => FeS

  3. CuSO4 + NaOH =>Cu(OH)2 + Na2SO4

  4. Cu(OH)2 => CuO + H2O

Литература :

Габриелян О.С. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Дрофа,2002

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия,8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии. 8 класс. М.,Вента-Граф.,2007.

Титова И.М. Уроки химии, 8 класс. Система личностного развития учащихся. Материалы для специалистов образовательных учреждений. Санкт-Петербург, Каро, 2002.

Ефимовский Е.С. Петербург в загадках. Санкт-Петербург. ЗАО «Норинт», 2004.

— 9 —

Приложение. Раздаточный материал

Тип реакции: Уравнение реакции в общем виде:

——————————————————————————————————

Реакция Несколько простых Сложное вещество

соединения А + В = АВ

или сложных веществ Другое сложное

АВ + СВ = АВ2С

——————————————————————————————————

Реакция Сложное вещество Несколько других веществ разложения АВ = А + В

или сложных

АВ2С = АВ + ВС

—————————————————————————————————-

Реакция Сложное вещество Другое сложное замещения и простое и другое простое

АВ + С = СВ + А

——————————————————————————————————

Реакция обмена Два сложных вещества Два других сл.вещества

АВ + СД = АД + СД

——————————————————————————————————

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here