МБОУ «Гимназия №1 города Новопавловска»
Химия 8 класс
Тема:
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.
Краткий очерк истории развития химии.
Учитель: Татьяна Алексеевна Комарова
г. Новопавловск
Дата: ___________
Урок – 2
Тема урока: Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.
Краткий очерк истории развития химии.
Цели урока:
— продолжить формирование понятия о предмете химии;
— дать представление о физических и химических явлениях и их различиях и краткое представление
об истории возникновения и развития химии;
— сформировать первоначальное понятие о химической реакции
Оборудование: раствор HCl, мрамор, держатель, фарфоровая чашка или пластинка, горелка.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Проверка знаний
-
Работа по карточкам (у доски)
Карточка — №1
№1 Почему оксид меди (CuO) относят к сложным веществам, а газ водород (H2) – к простым?
№2 Выпишите названия простых веществ: а) вода; б) углекислый газ; в) железо; г) ртуть; д) поваренная соль.
Карточка — №2
№1 Выпишите названия сложных веществ: а) сульфид железа; б) сера; в) оксид ртути; г) алюминий;
д) медь; е) вода.
№2 Почему оксид кальция (CaO) относят к сложным веществам, а газ кислород (O2) – к простым?
-
Фронтальный опрос
— Что изучает наука химия?
— Что такое вещества?
— Дайте определение «Хим. элемента»?
— Какие вещества называют — простыми?
— Какие вещества называют — сложными?
— Назвать признаки физических свойств?
3. Заполнить таблицу (работает весь класс)
Название веществ | Внешний вид (цвет, агрегатное состояние) | Из каких элементов состоит | Простое вещество | Сложное вещество | |
1 | Поваренная соль NaCl |
|
|
|
|
2 | Мел CaCO3 |
|
|
|
|
3 | Вода H2O |
|
|
|
|
4 | Железо (Fe ) |
|
|
|
|
5 | Сера (S) |
|
|
|
|
6 | Купорос СuSO4 |
|
|
|
|
-
Изучение нового материала
-
Дать определение химической реакции (явление). Привести примеры и продемонстрировать опыт.
— взаимодействие мрамора с соляной кислотой(рис.7 стр12);
— выпаривание раствора хлорида кальция(рис7 стр.12).
К хим. явлениям относят горение веществ, коррозию металлов и др.
Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями или химическими реакциями.
Признаки химических реакций
— изменение окраски;
— выделение или поглощение теплоты, света
— появление запаха;
— образование осадка;
— выделение газа
2. Рассмотреть физические явления.
Явления, в результате которых изменяются размеры, формы тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями.
Например, испарение и замерзание воды, распространение запаха и др.
-
Значение химии в нашей жизни.
Разобрать рис. 10 стр.15 –методом беседы.
-
Краткий рассказ о развитии науки химии.
Периоды в истории.
-
Наука древнего мира
-
Алхимия
-
Иатрохимия (или ятрохимия), в переводе с греческого «иатрос» означает – врач. Основатель медицинского направления в химии – швейцарский врач Парацельс (1493-1541г)
-
Эпоха флогистона (17-18 вв)
-
Период научной химии (19-20 вв)
-
Современный период.
Выделить роль русских ученых в развитии химии(М.В. Ломоносов, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев)
-
Закрепление знаний, умений, навыков.
-
Повторить физические и химические явления.
-
Достижения химии и их правильное использование.
-
Д/З §2 §3, №5,6 стр.25
Итог урока
Литература:
1. Химия 8 класс. учебник для общеобразовательных
учреждений/О.С. Габриелян. Дрофа 2009 год
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя.
Химия 8 класс, Дрофа, 2003 г