МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением

английского языка» Ново-Савиновского района г.Казани РТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ХИМИИ

9 класс

Подготовила

Хайруллина Эсмеральда Васильевна,

учитель химии высшей категории

г.Казань

2014-2015 учебный год

9 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) для 9 классов, а также с использованием авторской программы Новошинского И.И., Новошинской Н.С., 2010 год.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (в соответствии со школьным учебным планом), по 2 часа в неделю. Из этих часов приходится:

  • на практические работы — 7 часов;

  • на контрольные работы — 8 часов.

УМК:

  1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9 класс. – М.: Русское слово, 2010.

  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Самостоятельные работы по химии. 9 класс. – М.: Русское слово, 2010.

  3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 классы. – М.: Оникс ХХІ, 2010.

  4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ по химии. 9 класс. – М.: Русское слово, 2010.

Формы контроля: промежуточная аттестация (по четвертям) и итоговая аттестация обучающихся.

Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

Программа курса химии 9 класса для общеобразовательных учреждений

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключить неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера.

Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения, организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.

В 9 классе продолжается развитие системы знаний по курсу химии: изучаются окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, газовые законы, основы неорганической химии (химии элементов и их соединений); формируются представления об органических веществах, что придает курсу логическую завершенность.

В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их состава и строения.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента – демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Опыты, включенные в практические работы, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса. Возможна также замена указанных в программе опытов другими, имеющими равную познавательную и методическую ценность.

Программный материал рассчитан на 68 ч, по 2 ч в неделю. Дополнительные 0,5 ч в 9 классе отводятся на формирование навыков практического применения теоретических знаний по химии (решение расчетных задач, составление уравнений химических реакций в соответствии с генетическими цепями, выполнение химического эксперимента).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии, учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях обязательного минимума подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников (основное общее образование)

В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать

  • химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

  • тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;

  • устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Сводная таблица по выполнению программ по химии 9 класс

( 2 часа в неделю)

2014-2015 учебный год

Учитель Хайруллина Э.В.

Темы

Базовый

уровень

План

КР, Т

План

Практич

работы

План

Лаборат

работы

План

Демонст

План

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса.

3

1

1

1

Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции.

3

2

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений.

5

1

1

Тема 3. Водород и его важнейшие соединения.

7

5

Тема 4. Галогены.

7

1

1

4

Тема 5. Скорость химических реакций.

5

1

1

2

Тема 6. Подгруппа кислорода.

8

1

1

4

Тема 7. Подгруппа азота.

7

1

1

2

3

Тема 8. Подгруппа углерода.

7

1

1

1

4

Тема 9. Металлы и их соединения.

9

1

1

3

7

Тема 10. Органические соединения.

7

1

1

6

Всего

68

8

7

15

32

Календарно-тематическое планирование по химии. 9 класс (2ч в неделю, всего 68 ч)

Программа Новошинского И.И. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

Учебник Новошинского И.И., Новошинской Н.С.

Буквой Н. обозначена книга: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Самостоятельные работы по химии 9 кл»

Учитель Хайруллина Э.В. 2014-2015 учебный год

Дата

Тема урока

Основное содержание.

Планируемые результаты обучения.

Организационные формы,

виды деятельности учащихся, химический эксперимент,

расчетные задачи.

Методы и технологии обучения.

Домашнее

задание

I четверть (18 часов) Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3 часа).

1

4.09

Вводный инструктаж по ТБ. Важнейшие классы неорганических соединений.

Знать: правила работы в химическом кабинете, ТБ.

Повторяемые вопросы: Основные классы неорганических соединений, химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Беседа, эвристический урок.

Опора на имеющиеся знания.

Повторение основных вопросов

Повторение основных вопросов курса химии 8 кл

Н. Работа 1, варианты 3(♦), 4 (♦), 6 (♦)

Вид контроля: 1. Дайте определения основным классам неорганических соединений. Напишите реакции диссоциации кислот, оснований, солей.

2. Составьте уравнения реакции, подтверждающие химические свойства серной кислоты и гидроксида натрия.

3. Составьте уравнения реакции, с помощью которых можно осуществить превращения

Неметалл→Кислотный оксид→Кислота→Соль

2

8.09

Реакции ионного обмена и

условия их протекания.

Повторяемые вопросы: Реакции ионного обмена. Отличие краткого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакций.

Уметь: составлять уравнения ионного обмена.

Практикум, проблемный урок.

Опора на имеющиеся знания.

Фронтальная работа.

Д.1: реакции обмена между растворами электролитов

ЛР.1: Реакции ионного обмена. Выводы на основе эксперимента.

Повторение основных вопросов курса химии 8 кл

Н. Работа 1, варианты 7(♦), 8(♦), 9(♦), 10 (♦), 13(♦).

3

11.09

Практическая работа 1.

Реакции ионного обмена.

Уметь: составлять уравнения ионного обмена. Составить уравнения реакции взаимодействия хлорида бария с серной кислотой, карбоната калия с соляной кислотой, гидроксида натрия с азотной кислотой. Будут ли протекать данные реакции до конца?

Практикум. Умение работать в группе, заносить данные в таблицу, делать выводы.

ПР 1.

Оформление работы

Тема 1. Окислительно-восстановительные реакции (3 часа).

4

15.09

Окислительно-восстановительные реакции. Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций.

Знать: Понятие степени окисления атома в соединении; отличия реакции ионного обмена и ОВР; процессы окисления и восстановления; окислитель и восстановитель.

Уметь: определять степень окисления элементов в веществе, определять восстановитель и окислитель в реакции.

Объяснительно-иллюстративный урок. Опора на имеющиеся знания. Моделирование.

Д.1: сравнение взаимодействия HCl с СаО и взаимодействия HCl с Zn.

Д.2: сравнение горения серы (угля) и взаимоействия SO2 (CO2) с Н2О или с NaOH.

§ 1 задание 1,2 с.8

Н. Работа 1, вариант 21 (♦).

5

18.09

Окислители и восстановители.

Окислительно-восстановительная

двойственность

Изучаемые вопросы: Влияние степени окисления атомов в соединениях (минимальная, промежуточная, максимальная) на их окислительно-восстановительные свойства.

Уметь: Определять окислительно-восстановительные свойства максимальной, промежуточной, минимальной степеням окисления.

Объяснительно-иллюстративный урок. Фронтальная работа.

Формирование понятий.

§ 2 задание 1,2 с.12. Н. Работа 1, вариант 7 (4).

Вид контроля: Определите степень окисления химических элементов в соединениях: Na2O, CO, MgO, P2O5, Fe2O3, CuCl2.

Составьте формулы бинарных соединений: натрия с азотом, алюминия с хлором, кальция с фосфором, серы со фтором.

6

22.09

Алгоритм составления

уравнений окислительно-восстановительных реакций

методом электронного баланса

Изучаемые вопросы: Рассмотрение известных реакций с позиций окисления-восстановления.

Уметь: составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.

Модельно-эвристический урок. Фронтальная работа. Разработка алгоритма составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

§ 3 задание с.15 Н. Работа 1, вариант 1 (1), 25 (♦).

Вид контроля: Закончите уравнения реакций, укажите их тип, определите окислитель, восстановитель методом электронного баланса:

Na+S→; CuO+H2→; Са+Н2О→; Fe+CuSO4→; Al+HCl→; Al+Fe2O3→.

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов –

основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (5 часов).

7

25.09

Открытие

Периодического закона

Изучаемые вопросы: Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеев.

Знать: историю открытия периодического закона, составление Периодической системы хим элементов Д.И.Менделеевым.

СР: Окислительно-восстановительные реакции.

Объяснительно-иллюстративный урок. Фронтальная работа.

Формирование понятий. Рассказ об истории создания Периодического закона. Просмотр видеофильма «Д.И.Менделеев»

§ 4,5(до заряда ядра атома).

Н. Работа 1, вариант 5 (1), 6 (1).

Вид контроля: Исследовательские работы: «История создания Периодического закона»; «Жизнь и работа Д.И.Менделеева» и т.д.

8

29.09

Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных

представлений

Изучаемые вопросы: Современная формулировка периодического закона. Причины

периодичности свойств атомов элементов и их соединений.

Знать: современную формулировку Периодического закона, причины периодичности свойств атомов элементов и их соединений.

Беседа. Практикум, проблемный урок. Выводы на основе эксперимента. Фронтальная работа. Моделирование. Перенос знаний.

ЛР.2 Сущность явления периодичности (отношение Mg(ОН)2 и Са(ОН)2 к растворам НCl и NаОН.

§ 5 задание 1-4 с.22

Вид контроля: 1. Дайте современную формулировку Периодического закона.

2. Какие свойства атомов повторяются периодически?

9

2.10

Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе

Изучаемые вопросы: 1. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в ПС. 2. Сравнение характеристик атомов элемента и его соединений с храктеристиками соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их соединений.

Уметь: характеризовать химический элемент по плану характеристики.

Семинар. Эвристический урок. Фронтальная работа. Разработка алгоритма характеристики хим. элемента по положению в ПС.

§ 6, 7 задание с.23;

Н. Работа 1, вариант 6 (2).

Вид контроля: 1. Определите, исходя из положения кальция и хлора в ПС и строения атома: а) в какой роли: окислителя или восстановителя элемент

может выступать в окислительно-восстановительных реакциях или он обладает окислительно-восстановительной двойственностью.

2. Определить по максимальной степени окисления: а) формулы высшего оксида и гидроксида элемента; б) свойств (основные,

кислотные, амфотерные) его оксида и гидроксида.

10

6.10

-выходной

9.10

Значение

Периодического закона.

Итоговый урок.

Обобщение и систематизация.

Изучаемые вопросы: Значение Периодического закона для развития науки и техники, в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И. Менделеев. Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов».

Знать: значение Периодического закона для науки, понятие об ОВР, строение атома. Уметь: составлять ОВР, характеризовать химический элемент на основе строения его атома.

Семинар. Эвристический урок. Поисковый урок. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

§ 6, 7 задание 1,2 с.27.

Н. Работа 1, вариант 1 (2), 25 (2).

Подготовиться к тесту.

11

13.10

Тест 1 по теме: «ОВР. Периодический закон и Периодическая система химических элементов»

Окислительно-восстановительные реакции и Периодический закон и Периодическая система химических элементов.

Урок контроля знаний и навыков учащихся. Тестирование в формате ГИА.

РНО

Тема 3. Водород и его важнейшие соединения. (6 часов)

12

16.10

Водород.

Изучаемые вопросы: Водород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в ПС элементов. Водород – простое вещество. Молекула водорода. Общая характеристика, строение, нахождение в природе, получение водорода.

Знать: положение водорода в ПС, нахождение в природе, получение водорода.

Уметь: называть химический элемент по символам, формулу молекулы водорода.

Анализ контрольной работы.

Беседа. Проблемный урок. Опора на имеющиеся знания. Перенос знаний (пер.закон). ПС как рабочий инструмент. Фронтальная работа. Составление электронных схем.

§ 8, 9 задание 1,2,6,7 с.39,40.

Вид контроля: 1. Дайте характеристику водорода по плану.

2. Назовите формулу водорода как химического элемента и как простого вещества.

3. Назовите способы получения водорода в промышленности и в лаборатории.

Свойства и применение

водорода.

Изучаемые вопросы: Физические свойства водорода. Химические свойства водорода (взаимодействие с простыми веществами – неметаллами и металлами; со сложными

веществами – оксидами металлов),качественная реакция на газообразное вещество – водород. Получение водорода. Применение водорода, как экологическое чистое топливо.

Знать: физические свойства водорода.

Уметь: характеризовать химические свойства водорода, составлять реакции восстановления металлов из их оксидов водородом.

Объяснительно-иллюстративный урок.

Д.1: Получение водорода (Zn + HCl). Горение водорода.

Д.2: Восстановление меди водородом из оксида меди (II). Выводы на основе эксперимента. Работа в парах по составлению уравнений реакций..

§ 9 задание 3-5 с.39.

Вид контроля: В результате реакции соединения водорода с хлором выделилось 11,2л хлороводорода. Рассчитайте объём вступивших в реакцию веществ.

13

20.10

Молярный объём газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов.

Изучаемые вопросы: Нормальные условия. Молярный объём газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газа по водороду, по воздуху.

Знать: определения молярного объёма газов, газообразного состояния вещества.

Уметь: рассчитывать относительную плотность газов, молярный объём газов.

Объяснительно-иллюстративный урок. Выработка алгоритма решения расчётных задач

РЗ: Расчёты с использованием физической величины «молярный объём газа» и закона Авогадро. Определение относительной плотности газов.

§ 9 задание №1-6 с.47.

Вид контроля: 1. Рассчитайте, одинаковые ли объёмы будут занимать газы: оксид углерода (II) и (IV) количеством вещества 3 моль при н.у.

2. Рассчитайте, одинаковые ли объёмы будут занимать 44г пропана и 44г оксида углерода (IV).

Вычисления по химическим уравнениям с использованием физической величины

«Молярный объём газа».

Объёмные отношения газов.

Изучаемые вопросы: Вычисления по химическим уравнениям с использованием физической величины «Молярный объём газа». Объёмные отношения газов.

Уметь: производить расчеты по химическим уравнениям объёмов газов.

Практикум по решению задач. Алгоритм вычислений по химическим уравнениям с использованием физической величины «молярный объём газа». Закон объёмных отношений.

РЗ: 1. Вычисление по химическим уравнениям объёмов газов по известной массе или количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или образующихся в результате реакции.

2.Расчёт объёмных отношений газов по химическим уравнениям.

§ 10 задание 1-4 с.48.

14

23.10

Самостоятельная работа по теме: «Решение задач с использованием физической величины «Молярный объём газа»

Повторить §10, 11

15

27.10

Оксид водорода — вода.

Изучаемые вопросы: Вода в природе. Водоочистка. Охрана водных ресурсов. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Структура молекулы воды.

Уметь: характеризовать количественный и качественный состав воды, описывать физические свойства воды, способы очистки воды от примесей.

Знать: экологические проблемы, связанные с очисткой воды, меры по охране воды от загрязнений.

Объяснительно-иллюстративный урок.

СР.: Расчётные задачи.

Д.3: Модель молекулы воды.

Д.4: Очистка воды перегонкой.

Просмотр видеофильма по теме: «Вода»

§ 11 №2-7 с.55-56.

16

30.10

Химические свойства воды.

Изучаемые вопросы: Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. Химические свойства вода (как окислитель, как восстановитель, прочное вещество, кислотно-основные свойства, реакции соединения). Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочно-земельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами.

Д.5: Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора (V) и оксидом кальция, испытние полученных растворов гидроксидов индикторами.

§ 12 задание 3,8,9 с.57.

Вид контроля: 1. Перечислите физические свойства воды. Какие физические свойства воды служат эталоном для других веществ?

2. 1вариант Na, Fe, Ag, SO3, Na2O. 2 вариант Са, Cu, C, MgO, CO2. С какими из перечисленных веществ взаимодействует вода?

3. В тёплое помещение внесли стакан с холодной водой. На внутренней стенке появились пузырьки.

Какие физические свойства воды объясняют это наблюдение?

Вид контроля: Защита проектов по теме «Охрана водных ресурсов»

Дата

Тема урока

Основное содержание.

Планируемые результаты обучения.

Организационные формы,

виды деятельности учащихся, химический эксперимент,

расчетные задачи.

Методы и технологии обучения.

Домашнее

задание

II четверть (14 часов)

Тема 4. Галогены. (7 часов)

1

10.11

Галогены.

Изучаемые вопросы: Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Общность и различие в строении атомов. Молекулы простых веществ и галогенидов. Физические и химические свойства галогенов.

Знать: характеристику галогенов на основе положения их в Периодической системе, физические и химические свойства.

Уметь: сравнивать строение атомов, свойства простых веществ, составлять уравнения химических реакций.

Перенос знаний. Использование ПС в качестве рабочего инструмента. Эксперимент. Выводы на основе наблюдений.

ЛР 3. «Вытеснение одних галогенов другими из их соединений».

ЛР 4. «Растворимость брома и иода в органических растворителях».

§ 12 на пересказ, задание 3 с.61 -письменно.

Устный опрос. В какой группе расположены галогены? Составьте формулы простых веществ галогенов. Как изменяются свойства в ряду от фтора к йоду? Почему фтор будет проявлять всегда окислительные свойства? Составьте уравнения взаимодействия галогенов с простыми веществами.

2

13.11

Хлор.

Изучаемые вопросы: Нахождение в природе, получение и химические свойства хлора (взаимодействие с металлами, водородом и водой). Применение хлора. Действие хлора на организм.

Знать: свойства хлора, его применение и действие на организм.

Уметь: характеризовать хлор по плану характеристики химического элемента и простого вещества, применять знания по оказанию первой медицинской помощи при отравлении хлором.

Перенос знаний. Использование ПС в качестве рабочего инструмента. Фронтальная работа.

Формирование понятий.

Устный опрос: Характеризовать хлор по плану. Составить уравнения взаимодействия хлора с водой, водородом.

§ 13 задание № 1-5 стр.68

3

17.11

Хлороводород и соляная

кислота.

Изучаемые вопросы: Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. Получение хлороводорода и соляной кислоты. Физические и химические свойства, применение соляной кислоты. Галогеноводородные кислоты и их соли. Качественные реакции на хлорид-бромид-, иодид-ионы. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Знать: основные способы получения хлороводорода и соляной кислоты, свойства соляной кислоты, качественные реакции на галогениды.

Уметь: составлять уравнения химических реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

Умение наблюдать и рассуждать, делать выводы. Эксперимент. Выводы на основе наблюдений.

ЛР 5 . «Распознавание иода».

ЛР 6. «Распознавание хдорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах»

§ 14,15 задание

№ 1-5 стр.72

Стр. 225 – работа 2 (подготовиться к практической работе)

4

20.11

Практическая работа 2

по теме: «Изучение свойств

соляной кислоты».

Изучение свойств соляной кислоты.

Решение экспериментальных задач.

Знать: свойства соляной кислоты, качественные реакции на галогениды.

Уметь: составлять уравнения химических реакций взаимодействия соляной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

ПР 1.Формирование умений проведения и описания химического эксперимента. Ознакомление с правилами ТБ. Практикум.

Умение работать в группе, заносить данные в таблицу, делать выводы.

§ 15 задание № 1-4 стр. 76

5

24.11

Итоговый урок по теме:

«Водород. Вода. Галогены»

Изучаемые вопросы: Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Водород», «Вода», «Галогены».

Семинар. Поисковый урок.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

§ 7-15 подготовиться к контрольной работе

6

27.11

Решение расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов

Изучаемые вопросы: Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов.

Выработка алгоритма решения расчётных задач

РЗ. Вычисление массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Решить задачу: К раствору объёмом 153,5мл с массовой долей гидроксида калия 16% и плотностью 1,14г/мл прилили раствор объёмом 86,8мл с массовой долей серной кислоты 20% и плотностью 1,14г/мл. Определите массу образовавшейся соли.

Решение задач: 1. К раствору, содержащему 0,2моль гидроксида натрия, прилили раствор, содержащий 0,1моль соляной кислоты. Определите количество вещества соли. 2. При растворении цинковой обманки массой 10г в избытке соляной кислоты объёмом 2,24л (н.у.). Определите объём сероводорода. 3. К раствору, содержащему 52,2г нитрата бария, добавили раствор, содержащий 0,5 моль сульфата натрия, осадок отфильтровали. Вычислите массу полученного осадка и укажите, что содержится в фильтрате. 4. Определите, какая масса нитрата магния образуется при взаимодействии оксида магния массой 80г с раствором, содержащим 126г азотной кислоты? 5. Определите массу соли, полученной при смешении раствора объёмом 40мл с массовой долей азотной кислоты 0,2 и плотностью 1,12г/мл с раствором объёмом 36мл с массовой долей гидроксида натрия 0,15 и плотностью 1,17г/мл.

7

1.12

Контрольная работа по теме:

«Водород. Вода. Галогены»

Урок контроля знаний и навыков учащихся. «Водород. Вода. Галогены».

РНО

Тема 5. Скорость химических реакций (5 часов)

8

4.12

Скорость химических реакций.

Изучаемые вопросы: Понятие о скорости химической реакции. Единицы скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные.

Знать: определение скорости химической реакции, единицы измерения; понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях

Фронтальная работа. Формирование понятий. Эксперимент. Выводы на основе наблюдений.

ЛР 7. «Влияние величины поверхности твердого вещества на скорость гетерогенной реакции» (взаимодействие порошка и кусочка мела с соляной кислотой).

§ 16, № 1,2 стр. 83

9

8.12

Условия, влияющие на

скорость химических реакций.

Изучаемые вопросы: Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ и их концентрации, от площади поверхности реагирующих веществ, от температуры и катализатора.

Понятие об ингибиторах.

Знать: условия, влияющие на скорость химической реакции; соблюдать правила ТБ при выполнении лабораторных опытов.

Фронтальная работа. Формирование понятий. Эксперимент. Выводы на основе наблюдений.

ЛР 8: Взаимодействие Zn c HCl и CH3СООH; СuО с Н2SО 4 разл концентрации и при разных температурах; разложение Н2О2 в присутствии МnО2.

§ 16 повторить,

3,4 стр. 83

10

11.12

Практическая работа №3

по теме: «Скорость химической реакции».

По теме: «Скорость химической реакции».

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ на скорость реакции. Опыт 2. Влияние концентрации и температуры на скорость реакции. Опыт 3. Влияние катализатора на скорость реакции.

Урок практикум. ПР №3 Формирование умений проведения и описания химического эксперимента. Ознакомление с правилами ТБ.

Оформление работы

11

15.12

Обратимые и необратимые

реакции

Изучаемые вопросы: Понятие об обратимости химических реакций. Обобщение знаний о классификации химических реакций.

Знать: понятие об обратимых и необратимых химических реакциях.

Уметь: определять тип реакции по уравнению, составлять уравнения химических реакций

Обобщение имеющихся знаний,

приведение их в систему.

Составить уравнения реакций между: а) соляной кислотой и гидроксидом калия; б) кислородом и водородом; в) серной кислотой и карбонатом натрия. Определите тип химической реакции по разным классификациям

§ 17, № 1-3 стр. 86

12

18.12

Тест №3 по теме:

«Скорость химической

реакции»

Урок контроля знаний и навыков учащихся.

Знать: определение скорости химической реакции, единицы измерения; понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях, условия, влияющие на скорость химической реакции, понятие об обратимых и необратимых химических реакциях.

Уметь: определять тип реакции по уравнению, составлять уравнения химических реакций

РНО

Тема 6. Подгруппа кислорода (8 часов)

13

22.12

Общая характеристика

подгруппы кислорода –

Халькогены.

Кислород. Озон.

Изучаемые вопросы: Общая характеристика халькогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Физические и химические свойства халькогенов. Кислород: строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Качественная реакция на газообразное вещество — кислород. Получение кислорода. Аллотропные видоизменения кислорода. Озоновый слой.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, подтверждающих хим. свойства, а также реакций получения кислорода, сравнивать по свойствам озон и кислород.

Перенос знаний. Использование ПС в качестве рабочего инструмента. Умение мыслить логически, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Д.1. Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами.

Подготовить

Сообщение

§ 18-19 № 1-5

стр. 92

Вид контроля: 1. Охарактеризуйте кислород по Периодической системе, указав его местоположение, строение атома, возможные степени окисления. 2. Сравните по физическим и химическим свойствам кислород и озон. Почему эти два вещества называют аллотропными модификациями? 3. Составьте уравнения реакций, в которых кислород выступает окислителем. 4. Почему разрушается озоновый «щит» Земли?

14

25.12

Сера. Сероводород.

Изучаемые вопросы: Строение атома, степени окисления; нахождение в природе. Физические и химические свойства. Сероводород. Соли — Сульфиды. Применение. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. Качественная реакция на сульфид-ион.

Знать: положение серы в Периодической системе, ее физические и химические свойства, ее соединения, применения.

Умение наблюдать и рассуждать, делать выводы. Эксперимент. Выводы на основе наблюдений.

Д.2. Взаимодействие серы с металлами и кислородом.

§ 20, № 1-3 стр. 98, § 21, № 1-3 стр. 101

Дата урока

Тема урока

Основное содержание.

Планируемые результаты обучения.

Организационные формы,

виды деятельности учащихся,

химический эксперимент,

расчетные задачи.

Домашнее

задание

IIIчетверть (21 часов)

Тема 6. Подгруппа кислорода (8 часов) — продолжение

1

12.01

Оксид серы (IV).

Сернистая кислота

Изучаемые вопросы: Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Их получение, свойства и применение. Соли – сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион.

Знать формулу оксида серы (IV), сернистой кислоты; получение, применение; уметь составлять уравнения реакций формулу оксида серы (IV), сернистой кислоты, получение, применение.

Пультовый опрос «Сера. Кислород. Озон».

Работа с таблицами по химии. Охарактеризуйте оксид серы (IV) с точки зрения окислительных и восстановительных свойств

§ 22, № 1-3 стр. 103

2

15.01

Оксид серы (VI).

Серная кислота

Изучаемые вопросы: Физические и химические свойства оксида серы (VI) и серной кислоты. Различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты. Соли — Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать формулу оксида серы (VI), серной кислоты, получение, применение; уметь составлять уравнения реакций формулу оксида серы (IV), серной кислоты, получение, применение.

Уметь составлять уравнения реакций.

Д.3. Распознавание сульфат-иона.

§ 23, № 1-4 стр. 109

3

19.01

Химизм промышленного

способа получения

серной кислоты

Изучаемые вопросы: Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты. Охрана окружающей среды от загрязнений отходами сернокислого производства. Значение серной кислоты в народном хозяйстве.

Знать: способ получения серной кислоты в промышленности, химизм процесса, значение серной кислоты в хозяйстве.

Уметь: составлять уравнения реакций, описывать аппаратуру производства.

Устная беседа. Умение наблюдать и рассуждать, делать выводы.

Д.4. Видео-сюжет производство трёх стадий получения серной кислоты.

Подготовить сообщение по теме «Экологические проблемы, связанные с получением серной кислоты»

1. С помощью какого оборудования получают серную кислоту в промышленности? 2. Какие необходимо проводить мероприятия по сохранению чистоты окружающей среды во время промышленного производства? 3. Для чего получают серную кислоту в больших масштабах?

4

22.01

Практическая работа №4.

Решение экспериментальных задач по теме

«Подгруппа кислорода».

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Знать: качественные реакции на ион водорода, на сульфат-ион, сульфит-ион, сульфид-ион.

Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием, веществами.

ПР.2. Формирование умений проведения и описания химического эксперимента. Ознакомление с правилами ТБ. Практикум.

Умение работать в группе, заносить данные в таблицу, делать выводы.

Оформление работы.

5

26.01

Итоговый урок по теме: «Подгруппа кислорода»

Изучаемые вопросы: Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Подгруппа кислорода». Выполнение упражнений и решение расчётных задач.

Знать: характеристику подгруппы кислорода, соединения кислорода, серы.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, решать задачи на избыток и недостаток.

Семинар, эвристический урок.

СР. Расчётные задачи.

Сборник сам. работ, Новошинский И.И. Работа ׀׀ (тестирование)

Подготовиться к контрольной работе.

6

29.01

Контрольная работа по теме: «Подгруппа кислорода»

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме «Подгруппа кислорода».

РНО

Тема 7. Подгруппа азота. (7 часов)

7

2.02

Азот.

Изучаемые вопросы: Положение азота в Периодической системе. Азот – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Азот – простое вещество. Молекула азота, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства азота (взаимодействие с металлами, водородом и кислородом). Применение азота. Оксиды азота.

Знать: положение азота в ПС, физические и химические свойства, нахождение в природе, применение.

Уметь характеризовать азот, как химический элемент, так и азот как простое вещество, определять степень окисления азота в соединениях, составлять уравнения химических реакций.

Лекция, объяснительно-иллюстративный урок.

Вид контроля: 1. По положению в ПС химических элементов охарактеризуйте азот; свойства его высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения. Запишите уравнения реакций, подтверждающих их свойства. 2. Закончите уравнения реакций, укажите окислитель и восстановитель: а) N2 + H2→; б) N2 + Na →; в) N2 + O2 →. 3. Назовите основные области применения азота (письменный опрос).

§ 24, № 1, 2 стр. 112

8

5.02

Фосфор и его соединения.

Изучаемые вопросы: Строение атома, степень окисления, электроотрицательность. Природные соединения фосфора. Аллотропные модификации фосфора. Основные химические свойства фосфора (взаимодействие с кислородом), оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты. Соли — Фосфаты и гидрофосфаты. Фосфорные удобрения. Круговорот фосфора в природе.

Знать: основные характеристики фосфора как химического элемента, так и простого вещества, соединения фосфора, фосфорные удобрения.

Уметь: характеризовать фосфор по положению в ПС физические и химические свойства. Составлять уравнения реакций.

Беседа, объяснительно – иллюстративный урок.

ЛР.10 Качественная реакция на фосфат-ион.

§ 29 №1-4 стр.134 письменно

Вид контроля: 1. Дайте характеристику азоту, фосфору по плану: а) положение в ПС; б) строение его атома; в) состав и характер свойств внешнего оксида и гидроксида фосфора. 2. Сравните по составу, строению и свойствам белый, красный и черный фосфор. В чем причина различия их свойств? 3. Составьте уравнения реакций взаимодействия азота, фосфора с кислородом, водородом, магнием. Определите, в каком случае фосфор будет восстановителем? 4. Расскажите в чём заключается круговорот азота, фосфора в природе? (Письменный опрос).

9

9.02

Аммиак.

Изучаемые вопросы: Получение и физические свойства аммиака. Строение молекулы, его химические свойства

(горение, взаимодействие с водой и кислотами). Соли аммония. Качественная реакция на ион-аммония. Получение аммиака. Применение аммиака и солей аммония.

Уметь: составлять уравнения реакции, лежащей в основе промышленного получения аммиака, характеризовать эту химическую реакцию, описывать свойства и физиологическое действие на организм аммиака, характеризовать способы защиты окружающей среды от загрязнений.

Беседа, объяснительно-иллюстративный урок.

Д1. Растворение аммиака в воде. Д2. Горение аммиака в кислороде.

ЛР.9. Качественная реакция на соли аммония.

§ 25 № 1-5 стр. 118

Вид контроля: 1. В каких условиях осуществляют промышленный синтез аммиака? Как отразится изменение температуры и давления на его выходе? Напишите уравнение реакции получения аммиака. 2. Составьте уравнение реакции по схемам: а) NH4Cl + NaOH →; б) CuO + NH3 Cu + N2 + H2O;

в) NH3 + O2 →; г) NH3 + O2pt; д) NH3 + HCl →; е) NH3 + H2SO4→. К уравнению «а» напишите ионное уравнение, «б», «в», «г» — укажите окислитель и восстановитель (работа по карточкам).

10

12.02

Практическая работа №5

по теме:

«Получение аммиака и

изучение его свойств».

Получение аммиака и изучение его свойств.

Знать: лабораторный способ получения аммиака.

Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием, веществами.

ПР.5. Формирование умений проведения и описания химического эксперимента. Ознакомление с правилами ТБ. Практикум.

Умение работать в группе, заносить данные в таблицу, делать выводы.

Оформление работы.

11

16.02

Азотная кислота и ее соли.

Изучаемые вопросы: Промышленное и лабораторное получение азотной кислоты, её физические и химические свойства. Соли -Нитраты. Применение азотной кислоты и нитратов.

Знать: формулу азотной кислоты, физические и химические свойства азотной кислоты, получение и применение азотной кислоты.

Беседа, объяснительно-иллюстративный урок.

Д3. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

§ 27, № 1-4 стр. 125

Вид контроля: 1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: NH3 NONO2 HNO3.

2. Допишите уравнения реакций, напишите к ним ионные уравнения, назовите полученные вещества: а) ZnO + HNO3; б) HNO3 + K2CO3; в) HNO3 + Cu(OH)2 (самостоятельная работа).

12

19.02

23.02 — выходной

Итоговый урок.

Изучаемые вопросы: Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме «Подгруппа азота». Решение расчетных задач. Контроль знаний по теме.

Знать: характеристику подгруппы азота, свойства азота, фосфора и их соединений.

Семинар, проблемный урок.

Сборник сам. работ, Новошинский И.И. Работа ׀׀׀ (тестирование).

Новошинский И.И. Работа ׀׀׀ (тестирование).

13

26.02

Тест по теме:

«Азот. Аммиак. Азотная кислота»

Урок контроля знаний и навыков учащихся.

РНО

Тема 8. Подгруппа углерода. (6 часов)

15

2.03

Углерод.

Изучаемые вопросы: Положение углерода в Периодической системе. Углерод – химический элемент. Строение атома, степень окисления, электроотрицательность. Углерод – простое вещество. Нахождение углерода в природе. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит). Кристаллические решётки, физические свойства, применение алмаза и графита. Химические свойства углерода (горение, восстановление оксидов металлов).

Знать: характеристику углерода как химического элемента, так и простого вещества, физические и химические свойства углерода.

Уметь: составлять химические уравнения реакций, сравнивать аллотропные модификации углерода.

Комбинированный, объяснительно – иллюстративный урок.

Д.1 Образцы природных соединений углерода.

ЛР.11 Адсорбционные свойства угля.

§ 30, №1-5 стр. 141

Вид контроля: 1. Дайте характеристику углерода по плану: а) положение в ПС; б) строение его атома; в) состав и характер свойств высшего оксида и гидроксида углерода. 2. Сравните состав, строение, свойства и применение алмаза и графита. 3. Составьте уравнения реакции взаимодействия углерода с водородом, серой, алюминием, кислородом. Какие свойства будет проявлять углерод? (Письменный и устный опросы).

Кремний и его соединения.

Изучаемые вопросы: Строение атома, степень окисления. Кремний и его соединения в природе. Физические и химические свойства, применение кремния и оксида кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты, их применение. Химические вещества, как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Знать: характеристику кремния как химического элемента, так и простого вещества, соединение кремния и применение.

Уметь: характеризовать кремний по ПС, составлять уравнения реакций.

Лекция, объяснительно — иллюстративный урок.

Д.3. Образцы природных соединений кремния.

Д.4. Получение кремниевой кислоты.

§ 33, № 2 стр. 155

Вид контроля: 1. Дайте характеристику кремнию по плану: а) положение в ПС; б) строение его атома; в) состав и характер свойств высшего оксида и гидроксида кремния. 2. Напишите ионные уравнения реакций по схеме: Na2SiO3H2SiO3SiO2K2SiO3 (самостоятельная работа).

16

5.03

Кислородные соединения

углерода.

Изучаемые вопросы: Оксиды углерода (II)- угарный газ, оксид углерода (IV)- углекислый газ, получение, свойства и применение. Свойства угольной кислоты. Соли — Карбонаты и гидрокарбонаты. Качественная реакция на газообразное вещество углекислый газ, соли — карбонаты и гидрокарбонаты. Применение солей угольной кислоты. Круговорот углерода в природе. «Парниковый эффект». Получение углекислого газа.

Знать: свойства соединений углерода, качественные реакции на карбонаты, применение.

Уметь: сравнивать кислородные соединения углерода по свойствам, объяснять понятие «парниковый эффект», составлять схему круговорота углерода в природе.

Лекция, объяснительно — иллюстративный урок.

Д.2. Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к действию кислот.

Вид контроля: 1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать оксид углерода (IV): H2O, Ba(OH)2, HCl, CuCl2, CaO? Напишите уравнения соответствующих реакций. 2. Как можно практически доказать, что угольная кислота – слабая и непрочная? 3. Какова причина возникновения «парникового эффекта» и его влияние на экологию? (Письменный опрос).

§ 31-32, №2-3 стр. 146

17

9.03

Проведение химических расчетов, связанных с участием веществ, содержащих примеси

Знают алгоритм решения расчетных задач, связанных с участием веществ, содержащих примеси; умеют вычислять массу (объем) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.

Практикум по решению задач.

1.Вычислите объем углекислого газа, который выделится при взаимодействии соляной кислоты с известняком массой 3 кг, содержащего 8% примесей.

2. Какой объём углекислого газа выделится из известняка массой 200г, содержащего 4% примесей?

Решите задачу: Определите массу гидроксида натрия, которую можно получить при взаимодействии соды с известковым молоком, полученным из 5 кг известняка, содержащего 80% CaCO3.

Вид контроля: 1.Определите, какой объём ацетилена можно получить из карбида кальция массой 10 кг, массовая доля примесей в котором 15%. 2. При взаимодействии кальцинированной соды массой 10,8г с избытком соляной кислоты получили оксид углерода (IV) объёмом 2,24л (н.у.). Вычислите массовую долю (%) примесей в кальцинированной соде.

18

12.03

Практическая работа №6

по теме: «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».

Изучаемые вопросы: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Знать: лабораторный способ получения углекислого газа.

Уметь: обращаться с лабораторным оборудованием, веществами.

ПР.6. Формирование умений проведения и описания химического эксперимента. Ознакомление с правилами ТБ. Практикум.

Умение работать в группе, заносить данные в таблицу, делать выводы.

Подготовить отчёт о работе.

19

16.03

Контрольная работа по теме: «Подгруппа углерода».

Знают характеристику подгруппы углерода, свойства углерода, кремния и их соединений: 1. Сравнителььная характеристика углерода (алмаз, графит) и кремния. 2. Сравнительная характеристика углекислого газа, угарного газа, речного песка. 3. Сравнительная характеристика угольной кислоты и кремниевой кислот.

Урок контроля знаний и навыков учащихся.

РНО

20

19.03

Анализ теста и практической работы.

Знают характеристику подгруппы углерода, свойства углерода, кремния, азота, фосфора и их соединений: 1. Сравнительная характеристика углерода (алмаз, графит) и кремния, азота и фосфора. 2. Сравнительная характеристика углекислого газа, угарного газа, речного песка, оксидов азота и фосфора. 3. Сравнительная характеристика угольной кислоты и кремниевой кислот, азотной кислоты и ортофосфорной кислоты.

Подготовить презентации по металлам.

Дата урока

Тема урока

Основное содержание.

Планируемые результаты обучения.

Организационные формы,

виды деятельности учащихся,

химический эксперимент,

расчетные задачи.

Домашнее

задание

IV четверть (14 часов)

Тема 9. Металлы и их соединения. (9 часов)

1

2.04

Общая характеристика

металлов. Химические свойства металлов. Сплавы металлов.

Изучаемые вопросы: Положение металлов в Периодической системе, особенности строения их атомов, радиусы атомов, электроотрицательность, степени окисления. Металлы в природе, физические свойства. Способы их получения. Металлический тип связи, металлическая кристаллическая решётка. Химические (восстановительные) свойства металлов. Ряд активности металлов. Отношение металлов к неметаллам, воде, растворам кислот и солей. Сплавы металлов, их свойства и применение.

Знать: характеристику металлов, положение их в ПС, нахождение в природе, физические свойства. химические свойства металлов, понятие о сплавах, применение металлов

Беседа, объяснительно – иллюстративный урок.

Д.1. Образцы минералов и металлов.

Д.2. Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов.

Д.3. Образцы сплавов.

§ 35 пересказ, № 1-5 стр. 166

Вид контроля: 1. Какие физические свойства металлов можно объяснить особенностями металлической кристаллической решётки? 2. Плотность какого металла выше: Na или Mg? Почему? Пластичность какого металла выше: Au или Mg? Почему? 3. Почему алюминиевые листы нельзя скреплять медными заклёпками? (Устный опрос). 4. Написать уравнения возможных реакций между магнием и следующими веществами: NaOH, HCl, Ca, Cl2, H2O, CuSO4, NaCl, CuO. Рассмотрите их с позиции окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена (письменный опрос).

2

6.04

Алюминий и его соединения.

Изучаемые вопросы: Строение атома, степень окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения алюминия, амфотерность его оксида и гидроксида. Качественная реакция на ион Al3+. Применение алюминия и его соединений.

Знать: характеристику алюминия по ПС, строению атома, его физические и химические свойства, применение.

Уметь: характеризовать по ПС, составлять уравнения химических реакций.

Лекция, объяснительно – иллюстративный урок.

ЛР.12. Получение гидроксида алюминия и исследование его

кислотно-основных свойств.

§ 37, №3, 4 стр. 174

Вид контроля: 1. Дайте характеристику алюминия по плану: а) положение в ПС; б) строение атома; в) формула и свойства высшего оксида и гидроксида алюминия. 2. Составьте уравнения взаимодействия алюминия с простыми и сложными веществами (письменный опрос).

3

9.04

Вычисление массы (объема)

компонентов в смеси.

Изучаемые вопросы: Алгоритм расчетных задач по определению состава смеси. Определение состава смеси, компоненты, которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

Знать: алгоритм расчетных задач по определению состава смеси.

Уметь: определять состав смеси, компоненты, которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

Практикум, эвристический урок.

РЗ. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами.

Изучить алгоритм задач.

При растворении в соляной кислоте смеси железа и алюминия массой 11г выделился водород объёмом 8,96л. Определите массу каждого металла.

Вид контроля: Смесь карбоната кальция и негашеной извести массой 58 г обработали соляной кислотой. В результате реакции выделился газ объёмом 5,6 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю каждого компонента смеси (решение задач)

4

13.04

Щёлочно-земельные металлы.

Жёсткость воды и способы

её устранения.

Изучаемые вопросы: Строение атомов, степень окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения магния и кальция (получение, свойства). Качественная реакция на ион Са2+. Биологическая роль и применение соединений магния и кальция. Карбонатная (временная) и некарбонатная (постоянная) жёсткость воды. Устранение жёсткости воды. Превращение карбонатов в природе.

Знать: физические и химические свойства магния и кальция, их соединений, биологическую роль и применение соединений кальция и магния. Виды жёсткости, способы устранения.

Уметь: характеризовать магний и кальций по положению в ПС, строению атомов, составлять уравнения химических реакций.

Интегрированный, проблемный урок.

Д.4. Взаимодействие кальция с водой.

Д.5. Окрашивание пламени ионами кальция.

ЛР.13. Жесткость воды и её устранение.

§ 38, № 2, 4 стр. 180

§ 39, № 4, 5 стр. 182

Вид контроля: 1. Дайте характеристику магния и кальция по плану: а) положение в ПС; б) строение атома; в) формула и свойства высшего оксида и гидроксида магния и кальция. 2. Сравните по свойствам магний и кальций. У какого из этих металлов наиболее выражены металлические свойства?

3.Напишите уравнения реакций кальция с кислородом, водородом, водой, соляной кислотой. Определите тип этих реакций (самостоятельная работа).

4. В чём заключается отличие карбонатной и некарбонатной жесткости? 5. Можно ли карбонатную жесткость устранить с помощью кипячения? (Устный опрос)

5

16.04

Щелочные металлы.

Изучаемые вопросы: Натрий и калий. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Соединения натрия и калия, их свойства и применение. Калийные удобрения.

Знать: характеристику щелочных металлов, свойства натрия и калия, их соединения.

Уметь: составлять уравнения реакций.

Лекция, объяснительно — иллюстративный урок.

Д.6. Окрашивание пламени ионами натрия и калия. Взаимодействие натрия с водой.

§ 40, № 2 стр. 187

Вид контроля: 1. Дайте характеристику щелочным металлам по положению в ПС, строению атомов калия и натрия. 2. У каждого металла (натрия или калия) наиболее выражены металлические свойства и почему? 3. Напишите уравнения реакций взаимодействия калия и натрия с водой. (Письменный опрос)

6

20.04

Железо и его соединения. Коррозия металлов.

Изучаемые вопросы: Особенности строения электронной оболочки атома железа. Природные соединения железа, его получение и физические свойства, химические свойства железа, оксидов FeO и Fe2O3, гидроксидов Fe(OH)2 и Fe(OH)3. Соли железа. Качественная реакция на ионы железа Fe2+ и Fe3+. Сплавы железа, применение. Биологическая роль железа. Коррозия металлов. Ущерб от коррозии металлов. Основные методы защиты от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия, ингибирование, протекторный метод.

Знать: положение железа в ПС, химические и физические свойства железа, его оксидов. Применение железа и его сплавов, биологическую роль.

Уметь: составлять уравнения реакций.

Беседа, эвристический, проблемный урок.

ЛР.14.Качественные реакции на двух- и трёхзарядные ионы железа.

Д.7. Получение и исследование свойств Fe(OH)2 и Fe(OH)3.

Домашний эксперимент. Коррозия и защита металлов от коррозии.

§ 41-42, № 5 стр. 191

§ 42, № 3 стр. 195

Вид контроля: Напишите уравнения реакций к схемам: а) Fe + Cl2 →; б) Fe + O2 →; в) Fe + S →; г) Fe + H2O →; д) Fe + HCl →; е) Fe + CuSO4 →;

Укажите окислитель и восстановитель в этих реакциях. К схемам «д» и «е» напишите ионные уравнения. (Самостоятельная работа) Стр. 195 № 1

7

23.04

Итоговый урок

по теме «Металлы».

Изучаемые вопросы: Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по теме « Металлы и их соединения». Решение расчетных задач.

Знать: положение металлов в ПС, физические и химические свойства щелочных металлов, алюминия, железа, применение сплавов.

Уметь: составлять уравнения химических реакций, сравнивать восстановительные свойства металлов.

Урок контроля знаний, умений и навыков

учащихся по теме: «Металлы и их соединения»

Тестирование, эвристический урок.

Сборник сам. работ, Новошинский И.И. Работа IV (Тестирование)

Подготовиться к контрольному тесту

8

27.04

Тест по теме:

«Металлы и их

соединения».

Урок контроля знаний и навыков учащихся.

Работа над ошибками

9

30.04

Практическая работа 7.

Решение экспериментальных задач по теме:

«Металлы».

Изучаемые вопросы: Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы».

Уметь: решать экспериментальные задачи, обращаться с лабораторным оборудованием, веществами.

Практикум, проблемный урок.

ПР.7.

(Практические умения)

Правила ТБ.

Подготовить отчёт о работе

Тема 10. Органические соединения. (7 часов)

10

4.05

Первоначальные представления о строении органических веществах

Изучаемые вопросы: Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ. Многообразие органических веществ. Строение органических веществ. Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение.

Знать: особенности органических веществ.

Уметь: сравнивать неорганические и органические вещества, объяснять многообразие органических веществ.

Лекция, эвристический урок.

§ 43, подготовить сообщения об органических веществах

Вид контроля: 1. Что означает термин «органическая химия»? 2. Почему органических веществ больше, чем неорганических? (Устный опрос)

11

7.05

Предельные углеводороды (алканы).

Изучаемые вопросы: Предельные углеводороды (на примере метана, этана). Нахождение в природе, физические и химические свойства (горение, реакции замещения), практическое значение.

Знать: определение предельных углеводородов, физические и химические свойства на примере метана, практическое значение. Уметь: составлять формулы предельных углеводородов, составлять реакции замещения, горения.

Беседа, эвристический урок.

Д.1. Отношение метана к кислороду и бромной воде.

§ 44, № 1, 4 стр. 202

Вид контроля: 1. Закончите уравнения реакций: а) CH4 + Cl2 →; б) CH4 + O2 →. 2. Напишите структурную формулу состава C5H12. 3. Составьте схему образования молекул CH4 с помощью электронных формул.

12

11.05

Непредельные углеводороды

(алкены и алкины).

Изучаемые вопросы: Непредельные углеводороды (на примере этилена и ацетилена). Физические и химические свойства (горение, реакция присоединения), практическое значение. Реакция полимеризации на примере этилена. Представление о полимерах (полиэтилен).

Знать: определение непредельных углеводородов, их отличие от предельных углеводородов, физические и химические свойства.

Уметь: составлять реакции горения, присоединения, полимеризации.

Беседа, эвристический урок.

Д.2. Отношение этилена и ацетилена к кислороду и бромной воде.

Д.3. Образцы полимеров.

§ 45, № 1, 4 стр. 205

Вид контроля: 1. Закончите уравнения реакций: а) C2H4 + Cl2 →; б) C2H2 + Cl2 →; в) C2H4 + O2 →; г) C2H2 + O2 →. 2. Выпишите формулы изомеров из предложенных веществ: а) CH3CH=CHCH3; б) CH2=CHCH2CH3; в) CH3CH=CHCH2CH3; г) CH2=CHCH2CH3. 3. Напишите формулу полиэтилена. Опишите применение этого вещества в быту и промышленности. (Самостоятельная работа).

13

14.05

Кислородсодержащие

органические вещества.

Изучаемые вопросы: Понятие о функциональных группах. Спирты (на примере метанола и этанола). Глицерин. Физиологическое действие спиртов на организм. Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты, стеариновой кислоты. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Знать: определения, физические и химические свойства, применение, биологическую роль.

Уметь: составлять уравнения.

Беседа, эвристический урок.

Д.4.Горение спирта.

ЛР.15 Свойства уксусной кислоты.

§ 47, № 2;

§ 48, № 1-3;

(подготовить презентации)

Вид контроля: 1. Закончите уравнения реакций: а) CH3OH + O2 →; б) C2H5OH + O2 →. 2. Какие из веществ относятся к спиртам: CH3OH, CH3COOH, C2H4, HCOOH, C2H6, C2H5OH? По какому признаку выбрали эти вещества? Какое действие на организм оказывают спирты? (Письменный опрос). 3. Составьте уравнения реакций между уксусной кислотой и Mg, CaO, NaOH, Na2CO3. Запишите уравнение реакции в ионном виде. Запишите уравнение диссоциации уксусной кислоты и её этерификации этанолом. (Самостоятельная работа). 4. Какие вы знаете жиры, используемые в быту? 5. Перечислите основные физические свойства жиров. 6. Какие углеводы вам известны? Какова роль глюкозы в организме человека? (Устный опрос)

14

18.05

Биологически важные

вещества.

Изучаемые вопросы: Понятие о функциональных группах. Жиры — сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Углеводы — глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Белки. Биологическая роль. Химия и пища. Калорийность жиров, белков, углеводов.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Знать: определения, физические и химические свойства, применение, биологическую роль.

Уметь: составлять уравнения.

Беседа, эвристический урок.

Д.5.Образцы жиров.

Д.6.Образцы углеводов.

§ 49, № 1 стр. 214

§ 50, № 2-4 стр. 217

(подготовить презентации)

Вид контроля: 1. Какие вы знаете жиры, используемые в быту? 2. Перечислите основные физические свойства жиров. 3. Какие углеводы вам известны? Какова роль глюкозы в организме человека? (Устный опрос)

15

21.05

Итоговый контрольный тест за курс 9 класса

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу 9 класса

Урок контроля знаний и навыков учащихся.

РНО

16

25.05

Итоговый урок.

Обобщение, систематизация, коррекция

знаний по теме: «Органические соединения».

Сборник сам. работ, Новошинский И.И. Работа

Задание на лето.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here