ТЕМА: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
(4 класс УМК «Школа России»)
Учитель: Ильницкая О.И.
ЦЕЛИ УРОКА:
-
познакомить учащихся с понятием личные местоимения;
-
развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
-
актуализировать мыслительную деятельность;
-
работать над созданием положительной мотивации к учению;
-
развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий;
-
содействовать воспитанию культуры речи и общения.
Оборудование:
-
ПК (показ презентации)
-
Учебник русского языка 4 класс (2 часть) под ред. Рамзаевой Т.Г.
-
Карточки
Этапы урока. | Универсальные учебные действия
| ||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент Ребята, я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие (слайд 1) в далекую галактику «Русский язык», на планеты системы «Части речи»(слайд 2) Запишите число, классная работа. |
| |||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний
(имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз). На какие две группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные) Посмотрите на слова. Х.дить, она, в.рона, по, мы, звёз.ный, я, гн.здо, и, друз.я, без, прол.тел, з.лёный. Это жители планет. Какую работу вы предлагаете выполнить?
1) На какой вопрос отвечает? 2) Что обозначает? 3) К какой части речи относится? (2 ученика у доски, остальные в тетрадях).
|
ПУУД. Классификация объектов;
анализ
соотнесение объектов к известным понятиям | |||||||||||||||||||
3 | Постановка проблемы, темы и целей
Слова»мы», «я», «она». Мы не знаем, какая это часть речи. (Возможно, некоторые дети назовут правильно). Не знаем, что обозначает эта часть речи. Заселим новую планету.
Какова тема урока? (новая часть речи ?) На доске появляется » ЧАСТЬ РЕЧИ ?»
(познакомиться с новой частью речи; узнать ее название; узнать, к какой части речи относят слова»мы», «я», «она»; какие ещё слова относятся к этой части речи, что обозначает новая часть речи, каковы особенности, уметь находить в тексте) На доске:
Физминутка
| РУУД. Контроль своих действий
Оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); учиться обнаруживать учебную проблему
Определение целей учебной деятельности; планирование
ЛУУД. Самоопределение, формирование самооценки; РУУД. Поиск средств осуществления целей ПУУД. Добывание новых знаний | |||||||||||||||||||
4. | Уточнение темы урока, постановка новой цели Уточните, пожалуйста, тему нашего урока. На доске появляется «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» У планеты появилось название (Слайд 3)
( необходимо провести исследование; прочитать в учебнике, в энциклопедии)
|
| |||||||||||||||||||
5. | Решение проблемы На второй пункт плана нам поможет ответить профессор планеты Местоимение (слайд 4) ТЕКСТ (слайд 5) Живет в лесу он.. Спинка у него черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит он вверх, клювом по коре стучит. Найдёт в лесу корявое дерево. Засунет он шишку в трещину и семена выбирает.
На доске появляется: УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
( нам необходимо определить на какие вопросы отвечает местоимение) Как это сделать? Работаем с текстом. Выпишите существительные, замените их местоимениями, задайте вопросы сначала к существительным, потом к местоимениям (слайд 6) Кто? Дятел, он У кого? У дятла, у него
На доске появляется: ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
(что обозначает, чем является в предложении)
| РУУД. Работа с алгоритмом.
ПУУД. Установление аналогии, Умение обобщать, сравнивать, делать выводы
РУУД. Контроль своих действий Способность следовать плану, умение сверять свои действия с намеченным планом ПУУД. Установление связей, вывод
РУУД. Определение степени успешности работы; контроль действий . | |||||||||||||||||||
| Работа в группах Задание для 1 группы: Прочитайте предложение и скажите, про кого оно: Он сидел в клетке, с любопытством рассматривая ребят. Кто сидел в клетке? Мы можем точно сказать? Подчеркните главные члены предложения. Задание для 2 группы: Прочитайте предложение и скажите, про кого оно: Они мечтали побывать в Москве. Кто они? Можем точно сказать? Подчеркните главные члены предложения. Задание для 3 группы: Прочитайте предложение и скажите, про кого оно: Она всё ближе подбиралась к бедным зверькам. Кто она? Можем точно сказать? Подчеркните главные члены предложения. Задание для 4 группы: Прочитайте предложение и скажите, про кого оно: Ребята ухаживают за ними. За кем? Можем точно сказать? Разберите предложение по членам Задание для 5 группы: Прочитайте предложение и скажите, про кого оно: У него есть хороший друг. У кого? Можем точно сказать? Разберите предложение по членам. Проверка работы групп по плану.
На доске появляется: В ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛЕЖАЩИМ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЕМ
(потому что подходит много существительных)
( что обозначает)
На доске появляется:
Личные местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. (слайд 7, 8, 9) Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах. Физминутка | КУУД. Договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнёра
ПУУ. Осуществлять анализ объектов, с выделением существенных признаков.
РУУД. Планирование своих действий, осуществление пошагового контроля. РУУД. Определение границ своего незнания; коррекция ПУУД. Выдвижение гипотез; Добывание знаний из учебника
РУУД. Определение степени успешности работы; контроль действий ЛУУД. Оценивание усваиваемого содержания ПУУД. Получение информации от учителя | |||||||||||||||||||
6. | Результат исследования
— Посовещайтесь в группах, и дайте определение новой части речи. (работа в группах) Выслушиваются определения детей. Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предмет, а указывает на него, в предложении может быть подлежащим или дополнением.
|
КУУД. Работа в команде.
ПУУД. Обобщение
| |||||||||||||||||||
7. | Первичное закрепление (работа в парах)
На снегу лежала синичка. Мы с мамой принесли её домой. Дома птичка ожила. Она поела и стала скакать по столу.
Кто же ОН, ОНО, ОНА? Утром так заведено, Разомкнешь ресницы И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей… (солнце) А стемнеет – ОН придет, Тоненький, смущённый, Он на цыпочках войдет Долькою лимонной… (месяц) Срок прошел-плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… (луна) Кто же ОН, ОНО, ОНА?
| РУУД. Планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль в соответствии с поставленной задачей. КУУД. Уметь строить доказательство, отстаивать своё мнение, выслушивать мнение другого, давать оценку его суждениям.
ПУУД. Представление информации в виде таблицы | |||||||||||||||||||
8. | Формирование самооценки и оценка
Оценивание учителем.
| ЛУУД. Самоопределение, формирование самооценки; причины успеха в учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
9. | Домашнее задание (по выбору)
1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?(Они вы – мы – ты). 2. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?(Ты – к – Вы). 3. Какое местоимение составлено из двух предлогов?(О – на). 4. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?(Он). | ЛУУД. Оценивание усваемого материала, обеспечивающий личностный выбор. |