Пояснительная записка.
Предмет: химия.
Тема: Путешествие по континенту Химия.
Продолжительность: 90 минут ( по желанию учителя продолжительность может быть изменена, либо могут быть использованы отдельные игры по желанию учителя).
Технологии: игровые технологии (педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся).
Игровая форма обучения – один из видов учения. Данная игра является дидактической, так как обязательным ее элементом является обучение и в сочетании с элементами занимательности, динамичности, личностного участия каждого ученика усвоение конкретных знаний отодвигается на второй план, уступая место самому процессу игры, который привлекает учащихся.
Учебная цель: провести в увлекательной форме своеобразный смотр знаний учащихся 8 класса и проверить сформированность у них различных умений.
Задачи:
Образовательные:
-
расширение и углубление знаний по теме «Первоначальные химические понятия»;
Развивающие:
-
развивать мышление, умения делать логические выводы;
-
развивать навыки работы с интерактивной доской, способствовать установлению межпредметных связей;
-
учить логически рассуждать, вести дискуссию;
Воспитательные:
-
воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относиться к мнению других.
Правила игры. На столах размещаются таблички с названиями команд. Перед началом игры каждый участник получает бейджик с названием своей команды. Игроки рассаживаются за свои игровые столы. Названия могут быть следующими: «101 элемент», «Атомные люди», «Фортуна», «Эрудит» и другие. Игра проходит как путешествие. Заранее заготовить файл «Управление презентацией» (имеется в приложении). Это поможет контролировать ход игры и при возникших обстоятельствах изменять ход игры, что вполне возможно, так как вся презентация выставлена в гиперссылках. Учитель может заранее спланировать даже ход игры, включив только нужные игры. На главном слайде № 3 находятся таблички с указанием государств и городов, либо других объектов, которые можно посетить в ходе игры. Содержание мини – игр.
Ведущий. Уважаемые участники! Вы начали изучать интересную и сложную науку химия. Помните, знания любят упорных и настойчивых. Ленивым и любопытным знания в руки не даются. Пришло время показать свои знания. Мотивация. Ведущий сообщает девиз игры. Девизом игры служат слова Паскаля «Наши знания не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен». Прошу занять свои места. Маршрут путешествия перед вами. Победит та команда, которая наберет наибольшее число баллов (за каждое задание можно получить 1 балл, но за недочеты жюри имеет право снимать десятые доли от балла, затем в конце производится общий расчет).
Команды представляют свои названия, девизы и капитанов.
Врата учености. Объект – домик с тремя окошками: нажми на каждое окошко и по гиперссылке перейди к заданию.
Какой жизнью живут стражи порядка, охраняющие подходы к континенту Химия вы узнаете, если ответите на предлагаемые вопросы.
В каких окошках погаснет свет? Имеется подсказка: это элементы одного периода. Если учащиеся не смогут ответить, то у них есть кнопка «ответ»: элементы Cl, Mg, P отправляются спать, в окошках гасится свет, и они закрываются шторкой. | |
Вопрос. Слайд № 5. | В каких окошках погаснет свет? Имеется подсказка: это элементы одной подгруппы. Ответ: элементы Be, Mg, Ca. В их окошках гаснет свет, и они закрываются шторкой. |
Вопрос. Слайд № 6. | В каких окошках погаснет свет? Подсказка: это элементы, находящиеся рядом в периодической системе. Ответ: элементы Na, K Li исчезнут, а в их окошках погаснет свет, и они закроются шторкой. |
Ведущий. Ребята, вы молодцы. Благополучно преодолели первый этап, и смело вступаем в страну Чудес.
Страна Чудес. Слайд № 7. По гиперссылке перейти на задания «Лови ошибку», «Плохая видимость» и «Не упусти свои деньги». В игре участвуют три команды. По жеребьевке им достается одно из заданий. Остальные команды следят за действиями своих соперников, отыскивая также правильный вариант. В случае неудачи любая команда может попытаться дать правильный ответ и заработать одно очко.
Лови ошибку. Слайд № 8.
Правильный ответ. | |
H, Б, О, Яр, Mg, Tr, Cl, Au, w, uT, Бr, Og, Ca, Ce, Tal, Ag, Bp, Na, Bu, Al, Ak Выбери символы химических элементов.
| H, Б, О, Яр, Mg, Tr, Cl, Au, w, uT, Бr, Og, Ca, Ce, Tal, Ag, Bp, Na, Bu, Al, Ak (жирным шрифтом выделены символы). Символы химических элементов находят, пользуясь таблицей Менделеева, которая имеется на столах у каждой команды. Вы набрали 1 очко. |
Плохая видимость. Слайд № 9.
Правильный ответ. | |
Определи порядок, по которому выписаны в ряд символы химических элементов, и заполни пропуски: 1. Li, Be, B, …, …, O, …, Ne 2. …, …, Al, …, …, S, Cl, …
| Это элементы второго периода:
Это элементы третьего периода:
Красным цветом выделены элементы, которые нужно было восстановить. Вы набрали по 1 очку за правильный вариант ответа. |
Не упусти свои деньги. Слайд № 10.
Правильный ответ. | |
За каждое правильное угадывание получишь по монетке. Далее можно обменять монетки на очки: 11-12 монеток – 1 очко. На слайде появляются названия химических элементов ( 2 сек), затем исчезают. Команда в бланк вписывает символы и отдает жюри. Дополнительно: команда, которая не играет, может заработать дополнительно 0,5 очка, если угадает, «Что здесь не так». | B, O, Mg, P, N, H, He, Au, K, F, Si, C, Li, Al, Br, O, Cu, Pb, Fe, Na, I, S, Ca Ответ на вопрос «что здесь не так»: одно название встречается два раза, это кислород. |
Ведущий. Наше путешествие продолжается. Впереди нас ждет «Город поваров». Слайд № 11. О чем пойдет речь можно догадаться по подсказке, которая имеется на слайде. Физические тела – это то, что нас окружает. Вещества – это то, из чего сделаны физические тела. На слайде № 11 нужно выбрать порцию заданий: 1, 2, 3 (осуществляем переход по гиперссылке). Далее каждая команда приступает к выполнению своего задания.
1-ая порция заданий (слайд № 12): найди слова, обозначающие вещества. Предлагаются следующие слова:
-
гвоздь
графит
плуг
воронка
карандаш
кружка
железо
крахмал
медь
стакан
резина
алюминий
линейка
проволока
стекло
Правильный ответ: графит, железо, крахмал, медь, резина, алюминий, стекло.
2-ая порция заданий (слайд №13): какое из слов, входящих в пару, обозначает тело, а какое вещество.
-
Золото — кольцо
Моток проволоки — медь
Банка — стекло
Капрон — колготки
Капля — вода
Медь — колокол
Рессора — сталь
Резина — автопокрышка
Правильный ответ (слайд № 14). Тела: кольцо, моток проволоки, банка, колготки ,капля, колокол, рессора, автопокрышка. Вещества: золото, медь, стекло, капрон, вода, сталь, резина.
3-я порция заданий (слайд № 15): выбери свойства, которые позволяют использовать полиэтиленовую пленку а) в теплицах и парниках, б) для хранения пищевых продуктов.
Слайд № 16 ( чтобы посетить эту страничку нужно на слайде № 15 нажать на планету, висящую на ветке. Позволяет взглянуть на проблему использования полиэтиленовых пакетов.
Возвращаемся по гиперссылке на слайд «Город поваров» и далее на главный слайд.
С главного слайда переходим на объект, обозначающий запрещающий знак. Снова испытание ждет игроков: войти в государство веществ сможет достойный. Перед игроками стоит задача: угадай, кто из пассажиров может следовать дальше? В предложенных рядах исключи одну лишнюю формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу.
Слайд № 17. Вещества:
-
HCl
NaBr
Br2
Ca(OH)2
(выделенное вещество лишнее, так как все сложные, а оно простое).
Слайд № 18. Вещества:
-
N2
HCl
O3
HBr
(все вещества состоят из двух атомов, выделенное вещество – лишнее, оно состоит из трех).
Слайд № 19.
-
H2O2
H2O
O3
H2
(это вещество лишнее потому, что все содержат в составе кислород, а это вещество нет).
Государство веществ 1. Слайд № 20, 21, 22. Эта мини-игра проходит в три этапа. Вызывается один игрок от команды. На первом этапе нужно подняться по ступеням к замку, выполняя необходимые требования. Эти требования заключаются в следующем: ступени — это вещества и если нужно выбрать металлы, то наступай только на вещества, являющиеся металлам (выставлено в триггерах). Если игрок наступит на неметалл, то ступенька обвалится. Выиграет тот, кто достигнет цели без ошибок. Удостовериться в правильности можно нажав на кнопку «ответ». Жюри оценивает действия игроков и подводит итоги.
Государство веществ 2. Слайды № 23, 24. На данном этапе командам предстоит выбрать дорожку (зеленая, красная, желтая). Это могут сделать капитаны команд или один из игроков. Слайд № 23. На этом слайде есть кнопки «Задание» и «Начать игру». При нажатии на кнопку «Задание»: выбери вещества, содержащие кислород. Определи, к какому классу они относятся. Кнопка «Начать игру» предлагает командам выбрать цвет дорожек. Команды могут играть по очереди или одновременно. После того, как они определились с дорожками (по гиперссылке они перейдут на слайд № 24 и приступят к выполнению задания). Когда все команды готовы, можно включить «Начать игру», тогда время начнет отсчитывать драгоценные секунды. Игроки могут думать только 1 минуту 6 секунд (столько длится «тиканье» часов). Затем ведущий нажимает клавишу «стоп игра» и часы перестают отсчитывать время. Ведущий может нажать кнопку «Стоп игра» раньше, если одна команда готова дать правильный ответ. Можно нажать для проверки кнопки соответствующего цвета со словом «Проверка». Жюри оценивает и подводит итоги.
Fe | P2O5 | KOH | BaO | H2SO4 | KNO3 | Правильный ответ выделен зеленым цветом. |
H2S | Zn | N2O3 | NaOH | AlCl3 | P | Правильный ответ выделен красным цветом. |
HCl | KNO3 | LiOH | Ca | As | SiO2 | Правильный ответ выделен желтым цветом. |
Объект «Весы». Слайды № 25,26,27. На третьем этапе команды получают задание определить формулы веществ, которые состоят из большего числа атомов. После того, как команда подсчитала количество атомов в каждом веществе и сравнила, можно нажать на «Ответ» и узнать правильное решение.
Слайд № 25. 1-я команда имеет для сравнения следующие формулы:
| H2S | SO2 | HClO |
Правильный ответ | 3 | 3 | 3 |
| CaCl2 | NaCl | AlCl3 |
Правильный ответ | 3 | 2 | 4 |
Слайд № 26. Следующая команда получает задание.
| CH3COOH | C3H4 | CH4 |
Правильный ответ | 8 | 7 | 5 |
| NH4OH | Fe(OH)3 | H3PO4 |
Правильный ответ | 7 | 7 | 8 |
Слайд № 27. Задание для третьей команды.
| NaNO3 | NaHCO3 | Fe(OH)2 |
Правильный ответ | 6 | 7 | 5 |
| H2SO8 | H2SO7 | H2SO6 |
Правильный ответ | 11 | 10 | 9 |
Объект «Кораблик». С главного слайда по гиперссылке нужно отправиться на слайд № 28. Задание: отправь в плавание. На слайде располагаются формулы веществ. Необходимо разделить их на две группы (соответственно одна группа отправится в путешествие на одном кораблике, другая на другом). Имеется «Подсказка»: простые и сложные вещества. При нажатии на кнопку «ответ» все вещества отправятся на свой кораблик.
-
H2
Ag2O
HClO2
He
O3
HBr
NaOH
HNO3
H2S
N2
-
1 группа (простые вещества)
2 группа (сложные вещества)
H2, He, O3, N2
Ag2O, HClO2, HBr, NaOH, HNO3, H2S
Слайд № 29. Задание тоже, что и на слайде № 28, но необходимо разделить вещества на три группы: (смотри правильный ответ)
-
1 группа (простые вещества)
2 группа (вещества, содержащие кислород)
3 группа (вещества, не содержащие кислород)
H2, He, O3, N2
Ag2O, HClO2, NaOH, HNO3,
HBr, H2S
Слайд № 30. Предложенные вещества разделить на три группы: H2, Ag2O, Cl2O7, He, O3, HBr, Na2O, N2O5, H2S, N2.
-
1 группа (простые вещества)
2 группа (вещества, содержащие кислород)
3 группа (вещества, не содержащие кислород)
H2, He, O3, N2
Ag2O, Cl2O7, Na2O, N2O5
HBr, H2S
Также жюри учитывает то, что команды правильно называют классы веществ, к которым относятся приведенные формулы.
Город умений. Слайд № 31. Задание: подбери ключ к замку. Кнопки «Начать игру»: появляются формулы веществ, нужно определить каким формулам соответствует степень окисления +4.
SO3, SO2, H2SO3, H2SO4, Na2SO4, ZnSO4, H2S, S, MgSO4.
Правильный ответ: SO2, H2SO3.
Ведущий. Дорогие ребята! Продолжаем наше путешествие в чудесный мир химии. Нам предстоит посетить «Город следопытов». Участие в экспериментальном конкурсе позволит вам проверить не только ваши теоретические знания, но и практические умения и навыки. На слайде № 32 находятся три ящика с веществами. Нужно выбрать каждой команде один ящик и перейти по гиперссылке к своему заданию.
1-ая команда (слайд № 33). Задание. В разных банках находятся: сахар, медь, уголь, сера. Определи по внешнему виду, в какой банке находится каждое вещество.
2-ая команда (слайд № 34). Задание: в разных банках находятся вещества: сахар, соль, сода, крахмал. Определи по внешнему виду, в какой банке находится каждое вещество.
№-я команда (слайд № 35). Задание: в разных банках находятся вещества: нашатырный спирт, нафталин, уксусная кислота, вода. Определи по внешнему виду, в какой банке находится каждое вещество.
Cl2O
Cl2O7
ClO2
Объект счетная машинка. Ва-банк. Слайды № 36, 37, 38. Задание: запиши формулы в порядке уменьшения массовой доли. Не производя расчетов.
SCl4
S2Cl2
SCl2
Правильный ответ: 1) SCl4, 2) S2Cl2, 3) SCl2.
Правильный ответ: 1) Cl2O7, 2) ClO2, 3) Cl2O.
Аналогично выполняется и задание для других команд. Ответ можно посмотреть, нажав на кнопку «Ответ».
Подземелье испытаний. С главного слайда по гиперссылке отправляемся в подземелье испытаний. Слайд № 39. Необходимо получить задание. Нажми на «задание»: в подземелье томятся узники, у вас есть право освободить только одного узника, нажми на ключ и узнай пароль. Ключ: М — к.о (вещество принадлежит к классу веществ, которое определяется общей формулой, т.е относится к классу солей).
-
H2S
K2SO4
H2SO3
HClO4
Слайд № 40. Задание: в подземелье томятся узники, нажми на ключ и освободи только одного узника, узнай пароль. Ключ: М – ОН (это класс оснований, поэтому из предложенных четырех веществ нужно выбрать только то, которое принадлежит к этому классу).
-
Na2SO4
BaO
KOH
HClO4
Слайд № 41. Задание: в подземелье томятся узники, у вас есть возможность освободить только одного из них. Нажми на ключ и узнай пароль. Ключ: Н – к.о ( вещество относится к классу кислот, так как состоит из атомов водорода и кислотного остатка, что отображено общей формулой, предлагаемой в пароле).
-
NaOH
HClO4
HOH
KOH
Провинция формул.
На слайде № 42 появляются домики, каждый из которых соответствует определенному классу веществ. По гиперссылке можно перейти к любому классу. Если играют три команды, то лучше перед тем, как команды приступят к игре сделать жеребьевку (предварительно заготовить карточки с названиями классов неорганических веществ):
Кислоты
| Основания | Соли | |
Даны следующие вещества: NaOH, N2O5, Al2O3, HNO3, P2O5, H2S, ZnO, OF2, K2O, H2O2, NO, SO2.
Семь формул = семи домикам, остальные лишние. | Даны следующие вещества: HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4. Семь формул = семи домикам, остальные лишние.
| Даны следующие вещества: Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH. Семь формул = семи домикам, остальные лишние.
| Даны следующие вещества: Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, CaCO3, FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3.
Семь формул = семи домикам, остальные лишние. |
Слайд № 43. Оксиды. Веществ дано больше, чем домиков. Сначала нужно убрать лишние формулы, а затем расселить оставшихся жильцов по домикам. Количество домиков и жильцов тогда совпадет.
Слайд № 44. Кислоты. Веществ дано больше, чем формул кислот. Рекомендуется сначала убрать лишние формулы, а затем поселить в каждый домик по одному жильцу. Чтобы узнать правильный ответ, нужно нажать на «Ответ».
Слайд № 45. Основания. Необходимо выбрать только вещества, которые относятся к классу оснований. Чтобы посмотреть на правильный ответ нажми на «Ответ».
Слайд № 46. Соли. Семь домиков ждут своих жильцов, остальные формулы, представленные на слайде лишние. Проверь себя: кнопка «Ответ».
Слайд № 47. Настало время отдохнуть и сделать привал. Предлагаем решить «Анаграммы». Если какое-либо слово от перестановки в нем букв или слогов образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами. Необходимо решить анаграммы, в результате должны появиться химические термины. Слово анаграмма произошло от греческого выражения, дословно означающего «перестановка букв». Выбери номер анаграммы и отправься по гиперссылке на нужный слайд. Ответы и задания представлены в таблице.
-
Правильный ответ
Слайд № 48.
Рост + вар
Раствор
Слайд № 49.
Мелок + аул
Молекула
Слайд № 50.
Тоннель + сват
Валентность
Слайд № 51.
Трек + ива
Реактив
Слайд № 52.
Нитка + ирод
Индикатор
Слайд № 53.
Кобра + пир
Пробирка
Слайд № 54.
Фура + лом
Формула
Кроссворд. Ведущий. Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.
По горизонтали:
-
Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер. (Ответ: хром).
-
Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса. (Ответ: никель).
-
Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников. (Ответ: магний).
-
Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве. (Ответ: цирконий).
-
Мое имя состоит из названий двух животных. (Ответ: мышьяк).
Ответы к каждому вопросу можно посмотреть, нажав на соответствующую цифру в блоке «Ответы».
Вопросы также можно посмотреть в блоке «Вопросы».
-
1
х
р
о
м
2
н
и
к
е
л
ь
3
м
а
г
н
и
й
4
ц
и
р
к
о
н
и
й
м
ы
ш
ь
я
к
Слайд № 56. Ведущий. Заполни пустые клетки русскими названиями химических элементов.
-
1
А
з
о
т
2
м
А
г
н
и
й
3
с
к
А
н
д
и
й
4
с
е
р
А
5
л
а
н
т
А
н
6
с
у
р
ь
м
А
7
п
л
а
т
и
н
А
Метаграммы. Слайд № 57, 58. Метаграммы (от греч. meta — через, gramma — знак, буква) — это игра, в которой букву заменяют на другую:
крыша — крыса,
бочка — точка,
ложка — лодка,
гость — кость,
профессор — процессор,
лебедь — лебеда,
буфет — букет.
Место буквы в слове при этом не имеет значения. Первую метаграмму в 1879 году разместил в журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».
Задание. Слайд № 57. Заменяя по одной букве в каждом слове и образуя новые существительные нужно превратить слово кол в слово бор (химический символ) в два шага или в два хода.
Шаг 1
К
О
Шаг 2
Л
В
О
Л
В
О
Р
Б
О
Р
Можно нажать на ответ и узнать слова. Можно нажать «Шаг 1» и «Шаг 2», тогда пошагово увидите ответ.
Слайд № 58. Заменяя по одной букве в каждом слове и образуя новые существительные нужно превратить слово соль в слово моль (единица количества вещества) в два шага или в два хода.
Шаг 1
С
О
Л
Ь
Р
О
Л
Ь
Б
О
Л
Шаг 2
Ь
М
О
Л
Ь
Можно воспользоваться подсказками и нажать на «Шаг 1», «Шаг 2» и «Ответ» (выставлены в триггерах).
Ведущий. Путешествие подошло к концу. Вы узнали много нового и полезного. Поблагодарим жюри за беспристрастное отношение к командам, болельщиков, игроков, все они рискнули сегодня отправиться в это нелегкое и интересное путешествие. Тем, кому сегодня не повезло, еще представится возможность подняться на самый высокий пьедестал и отыграться в следующем сезоне. До новых встреч!