Гимназия №12, г.Липецк
Знаменщикова Надежда Александровна
Тема урока: Железо и его соединения(9 класс)
Цель: сформировать понятие о зависимости направления реакций окисления от силы окислителя на примере железа, закрепить представления об основных свойствах соединений железа.
План урока
1 этап.
Для формирования активного восприятия темы урока учащимся предлагается назвать самые дорогостоящие металлы, при этом наиболее вероятные ответы: золото, платина, поэтому в дальнейшем обсуждении ценности металлов выявляется железо, стоящее в IX — VII вв. до н.э. дороже золота.
На доске и в тетрадях учащихся фиксируется тема урока.
2 этап.
В побуждающем диалоге решаются вопросы:
-
Где в периодической системе находится железо?
-
Какие особенности строения атомов характерны для металлов побочных подгрупп?
-
Какие степени окисления характерны для железа в соединениях?
-
Какие электроны может использовать железо для образования соединений в химических реакциях?
Выдвигается гипотеза: если для железа характерны переменные степени окисления, тогда окисление будет происходить до +3 или +2 в зависимости от силы окислителя.
3 этап.
Для проверки гипотезы учащимся предлагается а) вспомнить примеры сильных окислителей: кислород, хлор, азотная кислота, концентрированная серная кислота; б) примеры слабых окислителей: сера, растворы соляной и серной кислот, растворы солей ( информация фиксируется в тетрадях учащихся и на доске ).
Затем с диска демонстрируются реакции железа с хлором, серой, кислородом.
Выясняются особенности взаимодействия железа с кислородом в диалоге с учащимися и составляется уравнение реакции.
Выполняется самостоятельная работа в парах по вариантам.
1 вариант 2 вариант
Допишите уравнения реакций: Допишите уравнения реакций
-
Fe + Cl₂ → 1) Fe + S →
-
Fe + HCl → 2) Fe + H₂SO₄(разб.) →
-
Fe + H₂O → 3) Fe + HNO₃(разб.) →
-
Fe + H₂SO₄ (конц.) → 4) Fe + CuCl₂ →
-
Fe(OH)₂ + HCl → 5) Fe(OH)₃ + H₂SO₄ →
На основании анализа самостоятельной работы делается вывод о а) способности железа окисляться сильными окислителями до степени окисления +3 и слабыми — до + 2; б) основном характере гидроксидов и оксидов железа, также отмечается амфотерность соединений железа(III).
Следующий момент урока — лабораторная работа, для выполнения которой учащиеся получают задание: исходя из выданных вам реактивов, получить и доказать основные свойства а) гидроксида железа(II) для 1 варианта и
б) гидроксида железа(III) для 2 варианта.
4 этап.
Тестовый контроль знаний предлагается по двум вариантам.
1 вариант
Выберите из четырех вариантов ответов один правильный:
-
Железо реагирует с каждым из двух веществ:
-
NaOH, H₂O 3) Cl₂, Na
-
H₂SO₄, SO₃ 4) O₂, Pb(NO₃)₂
-
Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ
А) FeSO₄ + NaOH → 1) H₂O + FeSO₄
Б) Fe(OH)₂ + H₂SO₄ → 2) FeCl₂ + BaSO₄
B) FeSO₄ + BaCl₂ → 3) Na₂SO₄ + Fe(OH)₂
4) Fe(OH)₃ + Na₂SO₄
5) Fe₂(SO₄)₃ + SO₂ + H₂O
Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.
2 вариант
Выберите из четырех вариантов ответов один правильный.
-
Железо реагирует с каждым из двух веществ:
-
Ca(OH)₂, H₂O 3) O₂, MgSO₄
-
H₂SO₄ (р—р), S 4) HNO₃, CO₂
-
Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ
А) FeCl₃ + KOH → 1) Fe(NO₃)₃ + AgCl
Б) Fe(OH)₃ + HNO₃ → 2) H₂O + Fe(NO₃)₂
B) FeCl₃ + AgNO₃ → 3) Fe(NO₃)₃ + H₂O
4) FeCl₂ + AgCl + NO₂
5) Fe(OH)₃ + KCl
Для ответа укажите набор цифр, соответствующий очередности букв.