Гимназия №12, г.Липецк

Знаменщикова Надежда Александровна

Тема урока: Железо и его соединения(9 класс)

Цель: сформировать понятие о зависимости направления реакций окисления от силы окислителя на примере железа, закрепить представления об основных свойствах соединений железа.

План урока

1 этап.

Для формирования активного восприятия темы урока учащимся предлагается назвать самые дорогостоящие металлы, при этом наиболее вероятные ответы: золото, платина, поэтому в дальнейшем обсуждении ценности металлов выявляется железо, стоящее в IXVII вв. до н.э. дороже золота.

На доске и в тетрадях учащихся фиксируется тема урока.

2 этап.

В побуждающем диалоге решаются вопросы:

  1. Где в периодической системе находится железо?

  2. Какие особенности строения атомов характерны для металлов побочных подгрупп?

  3. Какие степени окисления характерны для железа в соединениях?

  4. Какие электроны может использовать железо для образования соединений в химических реакциях?

Выдвигается гипотеза: если для железа характерны переменные степени окисления, тогда окисление будет происходить до +3 или +2 в зависимости от силы окислителя.

3 этап.

Для проверки гипотезы учащимся предлагается а) вспомнить примеры сильных окислителей: кислород, хлор, азотная кислота, концентрированная серная кислота; б) примеры слабых окислителей: сера, растворы соляной и серной кислот, растворы солей ( информация фиксируется в тетрадях учащихся и на доске ).

Затем с диска демонстрируются реакции железа с хлором, серой, кислородом.

Выясняются особенности взаимодействия железа с кислородом в диалоге с учащимися и составляется уравнение реакции.

Выполняется самостоятельная работа в парах по вариантам.

1 вариант 2 вариант

Допишите уравнения реакций: Допишите уравнения реакций

  1. Fe + Cl → 1) Fe + S →

  2. Fe + HCl → 2) Fe + HSO₄(разб.) →

  3. Fe + HO 3) Fe + HNO(разб.)

  4. Fe + HSO (конц.) → 4) Fe + CuCl₂ →

  5. Fe(OH)₂ + HCl → 5) Fe(OH)₃ + HSO₄ →

На основании анализа самостоятельной работы делается вывод о а) способности железа окисляться сильными окислителями до степени окисления +3 и слабыми — до + 2; б) основном характере гидроксидов и оксидов железа, также отмечается амфотерность соединений железа(III).

Следующий момент урока — лабораторная работа, для выполнения которой учащиеся получают задание: исходя из выданных вам реактивов, получить и доказать основные свойства а) гидроксида железа(II) для 1 варианта и

б) гидроксида железа(III) для 2 варианта.

4 этап.

Тестовый контроль знаний предлагается по двум вариантам.

1 вариант

Выберите из четырех вариантов ответов один правильный:

  1. Железо реагирует с каждым из двух веществ:

  1. NaOH, HO 3) Cl, Na

  2. HSO, SO 4) O, Pb(NO)

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ

А) FeSO + NaOH 1) HO + FeSO

Б) Fe(OH) + HSO 2) FeCl + BaSO

B) FeSO + BaCl 3) NaSO + Fe(OH)

4) Fe(OH) + NaSO

5) Fe(SO) + SO + HO

Для ответа укажите набор цифр, соответствующих очередности букв.

2 вариант

Выберите из четырех вариантов ответов один правильный.

  1. Железо реагирует с каждым из двух веществ:

  1. Ca(OH), HO 3) O, MgSO

  2. HSO₄ (рр), S 4) HNO, CO

  1. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами реакций.

РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ

А) FeCl + KOH 1) Fe(NO) + AgCl

Б) Fe(OH) + HNO 2) HO + Fe(NO)

B) FeCl + AgNO 3) Fe(NO) + HO

4) FeCl + AgCl + NO

5) Fe(OH) + KCl

Для ответа укажите набор цифр, соответствующий очередности букв.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here