Автор: Красильникова Наталья Александровна
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение Шарловская средняя общеобразовательная школа пос.Шарлово, Вешкаймский р-н, Ульяновская область.
Курс: Химия
Раздел: Спирты и фенолы
Урок для 10 класса по теме «Одноатомные спирты»
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение: Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223; Химический эксперимент в школе. 10 кл.: учебно-методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2009. – 222.
Время реализации занятия: 45 мин
Цель урока: создать условия для обобщения знаний, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить, систематизировать, проконтролировать знания по теме;
Развивающие: уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
Воспитательные: применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Форма урока: работа в группах
Методы, приемы обучения: химический эксперимент, работа в группах, индивидуальная эстафета
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, оборудование для экспериментальных работ.
План проведения урока:
Временная реализация | |
1 этап. Организационный момент. Активизация внимания. Объявление темы урока | 2 мин |
2 этап. Работа в группах: исследование структуры молекулы спирта; способность спиртов окисляться (1 группа); исследование растворимости предельных одноатомных спиртов; исследование водных растворов одноатомных спиртов (2 группа); исследование пламени горения одноатомных спиртов; соотнести области применения спирта (3 группа) | 15 мин |
3 этап. Обобщение и анализ проделанной работы. | 15 мин |
4 этап. Индивидуальная эстафета: доказательство высказывания «Этиловый спирт – наркотик»; уравнения получения пропанола-1 из пропана | 10 мин |
5 этап. Демонстрационный опыт | 2 мин |
6 этап. Рефлексия | 1 мин |
Карта урока
Время (мин)
| Развитие личностных качеств и психических процессов | ||
репродуктивные формы деятельности | продуктивные формы деятельности | ||
Организационный момент. Активизация внимания, объявление темы урока. | 2 | Внимание, системность, точность
| Любознательность, умение слушать и слышать; |
Работа в группах: исследование структуры молекулы спирта; способность спиртов окисляться (1 группа); исследование растворимости предельных одноатомных спиртов; исследование водных растворов одноатомных спиртов (2 группа); исследование пламени горения одноатомных спиртов; соотнести области применения спирта (3 группа) | 15 | Внимание, память, организованность
| Исследовательские, культура работы, наблюдательность; самостоятельность; коммуникативная культура |
Обобщение и анализ проделанной работы. | 15
| Внимание, память | Ясность и точность речи; глубина рассуждений; аргументированность; мышление |
Индивидуальная эстафета: доказательство высказывания «Этиловый спирт – наркотик»; уравнения получения пропанола-1 из пропана | 10 | Организованность, точность | Самостоятельность, точность изложения мысли |
Демонстрационный опыт | 2 | Организованность | Ответственность |
Рефлексия | 1 | Внимание, память | Рефлексивность |
Ход урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания. Объявление темы урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. Объявление темы урока. Разбивка классного коллектива на 3 группы
2. Работа в группах
Учитель: представитель каждой группы подходит ко мне и берёт конверт с заданиями. Далее посовещавшись на месте с группой, вы подходите и отбираете оборудование и реактивы для химических экспериментов и начинаете работать.
Учитель напоминает о правилах техники безопасности при проведении химического эксперимента.
1 конверт
-
Сделать масштабную модель молекулы этилового спирта. С помощью химического эксперимента доказать правильность построения молекулы.
-
С помощью химического эксперимента доказать способность этилового спирта окисляться до ацетальдегида (записать уравнение реакции)
(Предполагаемые оборудование и реактивы: набор для построения масштабных моделей молекул; пробирка, штатив для пробирок, этиловый спирт, металлический натрий, лучина, спички, спиртовка, медная проволока, химический стакан)
2 конверт:
-
Написать общую формулу предельных одноатомных спиртов.
-
Провести химический эксперимент на растворимость спиртов (этиловый, пропиловый, бутиловый, амиловый) в воде. Пояснить почему с возрастанием молекулярной массы спирта, понижается его растворимость в воде.
-
С помощью химического эксперимента определить среду водных растворов спиртов.
(Предполагаемые оборудование и реактивы: 8 пробирок, 2 штатива для пробирок, стеклянные палочки, этиловый спирт, пропиловый спирт, бутиловый спирт, амиловый спирт, вода, лакмус)
3 конверт:
-
Рассказать об областях применения этилового и метилового спиртов
-
С помощью химического эксперимента сравнить интенсивность и цвет пламени горения этилового, пропилового, бутилового и амилового спиртов.
(Предполагаемые оборудование и реактивы: этиловый спирт, пропиловый спирт, бутиловый спирт, амиловый спирт, ватные тампоны, спички, жестянка 30*30 см)
-
Обобщение и анализ проделанной работы.
Результаты работы в группах:
Докладывает 1 группа
-
Масштабная молекула этилового спирта
Наличие гидроксильной группы –ОН доказывает эксперимент с металлическим натрием: при взаимодействии этилового спирта и натрия выделяется газ водород (при поджигании слышен хлопок), такое же явление при взаимодействии воды и натрия.
-
Проведя химический эксперимент: нагревание спирали из медной проволоки в огне спиртовки и дальнейшее погружение проволоки в спирт, получили блестящую поверхность проволоки и неприятный запах ацетальдегида
t
С2Н5ОН+СuO CH3COH+Cu+H2O
Докладывает 2 группа
-
Общая формула предельных одноатомных спиртов СnH2n+2O или R—OH, где R – углеводородный радикал.
-
Добавили по 5 мл этилового, пропилового, бутилового и амилового спиртов к небольшому количеству воды, перемешали. Этиловый и пропиловый спирты растворились полностью, а бутиловый и амиловый растворяются в меньшей степени. Делаем вывод, что с возрастанием молекулярной массы радикала, уменьшается растворимость спиртов в воде. Это происходит потому что гидроксильной группе тяжелее удержать молекулу с большим углеводородным радикалом нежели с маленьким.
-
Проведя исследование водных растворов одноатомных предельных спиртов (полученных в предыдущем опыте) лакмусом, не получили доказательств ярко выраженных щелочных или кислотных свойств растворов.
Докладывает 3 группа
-
Области применения этилового спирта: получение уксусной кислоты, лекарства, фруктовых вод, духов и одеколонов, горючего для двигателей, красителей, лаков и политур., медицина.
Области применения метилового спирта: производство формальдегида, в качестве растворителя лаков и красок.
-
На жестяной пластине разложили на некотором расстоянии ватные тампоны, смоченные разными видами спиртов, подожгли. Время воспламенения спиртов различно. Пламя по насыщенности цвета, по интенсивности огненного языка также различно.
-
Индивидуальная эстафета
Каждый учащихся работает самостоятельно.
-
привести несколько доказательств высказывания «Этиловый спирт – наркотик»;
-
составить уравнения получения пропанола-1 из пропана
-
Демонстрационный опыт «Влияние спирта на белок». Белок – основа жизни, один из компонентов живого организма. В три пробирки добавим белок (куриный), добавим этиловый спирт с нарастанием концентрации спирта. Получили осадок (коагуляция белка) во всех трёх образцах. При добавлении воды в первой пробирки осадок растворился, а в двух других – нет (денатурация белка)
-
Рефлексия.
На заключительном этапе урока предлагаю дать оценку уроку (дети, выходя из класса, опускают жетон в один из кармашков)
Урок не понравился совсем
Урок был обычным
Мне урок понравился
Список использованной литературы:
-
Лисичкина Г.В, Бетанели В.И. Химики изобретают. М.: Просвещение, 1990.
-
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975;
-
Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики. (Минимальные затраты, максимальные результаты). Пособие для учителей. М.: Баласс, 2012. – 480 с