Соли угольной кислоты.
МБОУ СОШ №44 г. Владимир
Учитель химии Уварова Марина Леонидовна
Урок химии в 9 классе.
Задачи урока:
образовательные:
повторяем и закрепляем сведения о кислородных соединениях углерода, отрабатываем понятия кислых и средних солей на солях угольной кислоты;
вводим понятие жесткости воды и ее видах, выясняем пути ее устранения;
отрабатываем навыки проведения эксперимента;
развивающие:
развиваем умения и навыки мыслительной деятельности (умения обобщать, сравнивать, анализировать), общеучебные умения и навыки (формирование самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, навыки работы с учебником и дополнительной литературой);
показываем практическую направленность предмета;
воспитательные:
формируем правильное экологическое мышление.
Оборудование и реактивы:
плакат с эпиграфом; плакат с формулами солей; схема «Образование ста-
лактитов и сталагмитов»; образцы карбонатов(тверд.); HCl (раствор); штатив
с пробирками; известковая вода; колба; пробка с газоотводной трубкой.
Ход урока
Организационный момент.
1.Повторение изученного материала.
Ребята, при изучении темы «Углерод» мы выяснили, что существует не-сколько кислородных соединений углерода. Давайте вспомним, какие?
Сегодня мы должны расширить знания о свойствах солей угольной кис-
лоты, выяснить: что такое жесткость воды и способы ее устранения.
Итак, тема урока ,,Соли угольной кислоты”.
Эпиграфом нашего урока могут служить слова:
Стираешь ли белье или пирог печешь
Глубокомысленно смотри на дно.
Когда процессы скрупулезно разберешь,
То химию ты в них увидишь все равно!
Но прежде чем отправиться в увлекательный мир карбонатов, нам надо сосредоточиться . Для этого выполним тест.
Из предложенных вариантов ответов вы должны выбрать один.
Тест.
1.Сколько оксидов образует углерод:
а)4; б)3; в)2?
2.Чему равна степень окисления углерода в оксиде СО:
а)+4; б)+2; в)+1?
3.По характеру оксид углерода (II) :
а) кислотный; б) основный; в) несолеобразующий?
4.Угарный газ:
а) ядовит; б ) не ядовит; в) ядовит только в больших количествах?
5.Степень окисления углерода в СО2 равна:
а)+2; б)-4; в)+4?
6.Характер оксида углерода(IV):
а) основный; б) кислотный; в) амфотерный?
7 .Как распознать оксид углерода( IV):
а) пропустить через известковую воду;
б ) пропустить через дистиллированную воду;
в) прилить раствор соляной кислоты?
8.С каким веществом будет реагировать углекислый газ:
а ) с кислородом; б) с водой; в) с серной кислотой?
9.Угольная кислота разлагается на:
а) воду и угарный газ;
б) воду и углекислый газ;
в) воду, угарный газ и кислород?
Проверим правильность выполнения теста. Поменяйтесь работами. Отметку поставьте карандашом.
2.Изучение нового материала.
Мы знаем, что угольная кислота двухосновна.
Почему?/ Т.к. она образует 2 вида солей /
Какие?/Средние и кислые/.
Запишем в тетради схему:
-
Соли угольной кислоты
Из карбонатов в воде растворимы соли натрия, калия, аммония. Кислые соли, в большинстве, растворимы в воде.
Оказывается, из карбонатов можно получить гидрокарбонаты. Например, если через известковую воду пропускать углекислый газ, то, как вы уже знаете, образуется карбонат кальция:
Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н О
Известковая вода мутнеет.
Но, если далее пропускать СО2 ,то помутнение исчезает:
СаСО3 + Н2 О + СО2 = Са(НСО3 )2
Как называется полученная соль?
Наличием этой соли объясняется временная жесткость воды.
Может возникнуть вопрос: почему временная?
Потому что, можно превратить гидрокарбонат кальция в нерастворимую соль кипячением:
Са(НСО3 )2 = СаСО3 + Н2О + СО2
Таким способом устраняют временную жесткость воды.
Обратите внимание на это уравнение в учебнике на стр. 136.
Эта реакция приводит к образованию накипи, например, на стенках чайника, кастрюль.
Как происходит эта реакция в природе, расскажет…(сообщение ученика с использованием плаката «Сталактиты и сталагмиты»).
Но вернемся к солям, содержащимся в воде.
Хлориды и сульфаты кальция и магния придают воде постоянную жесткость.
Ее нельзя устранить кипячением, поэтому используют карбонат натрия.
Уравнение этой реакции приведено в учебнике на стр.137.Запишем его
(у доски работает….):
CaCl2 + Na2 CO3 = CaCO3 +2NaCl
Этой же солью можно устранить и временную жесткость воды:
Ca(HCO3 )2 + Na2 CO3 = CaCO3 + 2NaHCO3
При знакомстве с углекислым газом мы выяснили, что его получают взаимодействием карбонатов с растворами кислот. Эта реакция является качественной на соли угольной кислоты. Эта реакция сопровождается «вскипанием» — выделением СО2 .
Проверим это опытным путем:
1ряд работает с карбонатом натрия;
2ряд — с карбонатом кальция;
3ряд — с карбонатом калия.
Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
(Проверка у доски по 1 человеку из каждой группы).
Проговариваем смысл сокращенного ионного уравнения.
Дом. задание: п.29; упр.7 стр.138(письм.).
3.Закрепление.
Итак, мы выяснили, что угольная кислота образует 2 вида солей. Какие?
А теперь вспомним, где применяются важнейшие соли угольной кислоты.
С ними мы уже знакомы:
Na2 CO3 – сода — в производстве стекла, бумаги;
K2 CO3 – поташ — составная часть золы, используется для производства жидкого мыла;
CaCO3 –мел, мрамор, известняк — в строительстве;
NaHCO3 – питьевая (пищевая) сода – в кондитерском деле.
Подведем итог урока.
Что нового мы сегодня узнали?
(Соли угольной кислоты: карбонаты и гидрокарбонаты.
Жесткость воды: временная и постоянная. Временную удаляют кипячением, постоянную — технической содой).
Список использованной литературы.
1.О.С.Габриелян «Химия.9 класс».- Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М. : Издательский дом «Дрофа», 2008 год.
2. «Я иду на урок химии»: Книга для учителя.- М. : Издательство «Первое сентября»,2000 год.
3.Г.П.Хомченко «Химия (для подготовительных отделений)»: Учебник.- М.:Высшая школа,1988 год.