Серебрянская Нелля Александровна,

учитель МОУ «Образцовская СОШ»

Фроловского муниципального района

Волгоградской области

Гомологические ряды, изомерия и номенклатура углеводородов

Цели урока:

Общая дидактическая цель: дать обучающимся обобщающее представление о номенклатуре и изомерии углеводородов.

Обучающие цели: сформировать умение находить способ действия для осознанного познания и его применения при составлении названий углеводородов, определении изомеров и видов изомерии.

Воспитательные цели:

Создать условия для самостоятельной работы учащихся.

Развивающие цели:

Создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

1) Организация внимания учащихся.

2) Произносит вступительное слово, устанавливает актуальность темы, создаёт условия для осознания задач урока.

1) Приготавливаются к работе. Включение в деловой ритм.

2) Определяют цель своей деятельности, записывают тему урока в тетрадь, а затем из темы формулируют задачи урока.

2. «Открытие» нового знания

Учитель предлагает вопросы и задания, подводящие их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.

1) Предлагает по две формулы представителей алканов, алкенов, алкинов и аренов.

2) Предлагает на слух найти общность в составе слов, отражающих групповое название углеводородов.

3) Знакомит с правилами составления названий углеводородов нормаль-ного строения. Произно-сит вслух названия алканов, первого члена ряда алкенов.

4) На доске рисует примеры алканов, алкенов и алкинов нормального и разветвлённого строения, алканов и алкинов с разным расположением кратной связи. Коррек-тирует и комментирует ответы учащихся. Если возникают затруднения, то их учитель разбирает на доске.

1) Ищут и находят математическую закономерность в формулах и составляют общие формулы гомологических рядов.

2) Определяют суффиксы –ан, -ен, и –ин как признак для определения принадлежности к определённому классу углеводородов по звучанию.

3) Слушают учителя. Продолжают по аналогии называть алканы и алкины нормального строения.

4) Сравнивают формулы, находят сходство (количественный состав) и различие (строение молекулы); формулируют понятие «изомеры» (способ действия: сосчитайте число атомов углерода и водорода, если они совпадают – значит данные вещества изомеры). Выслушивают ответы одноклассников.

3. Первичное закрепление.

Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговари-ванием вслух изученных алгоритмов действий.

1) Приводит примеры формул веществ с различным видом изомерии (строения углеродного скелета, положения кратной связи, цис-транс-изомерии, положения заместителей в бензольном кольце).

2) Приводит примеры формул углеводородов.

3) Формулирует проблему: как в названии указать различие в строении изомеров. На конкретном примере показывает принцип построения названия по заместительной номенклатуре.

1) Находят различие, формули-руют понятие о виде изомерии. (способ действия: 1)если общее число атомов С и Н одинаковы, но разный порядок соединения атомов С – изоме-рия углеродного скелета; 2) если стро-ение скелета одинаковое, но кратная связь (кратная – это двойная и тройная) расположена после разных атомов во-дорода – изомерия положения кратной связи). Каждый ответ коммен-тируется определённым способом действия, который выполнен, чтобы прийти к правильному решению, проговаривается вслух.

2) Самостоятельно находят изомеры среди них и определяют вид изомерии.

3) Вместе с учителем, который задаёт наводящие вопросы, комментируют ход составления названия

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Используется индивидуальная работа: учащи-еся самостоя-тельно выпол-няют задания нового типа и осуще-ствляют их самопро-верку, пошагово сравнивая с эталоном

1) Раздаёт учащимся карточки с примерами структурных формул углеводородов с заданием (определить принадлежность к классу углеводородов, найти изомеры, дать название), формул с разным количеством формул в зависимости от уровня успеваемости обучающегося. На обратной стороне карточки есть правильный ответ.

1) Самостоятельно выполняют задание и проводят самопроверку. Можно практиковать прежде, чем повернуть карточку на сторону с правильным ответом провести взаимопроверку в парах.

2) Фронтально обсуждают результаты работы друг с другом и учителем, формулируют причины ошибок.

5. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости новых знаний: в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.

1) Предлагает учащимся назвать вещества в которых заместителями являются галогены, гидроксогруппа и т.д. Предлагает учащимся найти ошибки в данных названиях углеводородов. Комментирует ответы обучающихся.

1) Применяют изученные правила названия веществ в новых условиях (вместо углеводородного радикала другие группы атомов и атомы галогенов). Выполняют обратную операцию: по названию состав-ляют формулу и определяют пра-вильность составления названия. (способ действия: по корню опре-деляют число атомов С и сверяют название цепи с главной цепью на рисунке, по суффиксу определяют принадлежность к классу углеводородов, по номеру в начале названия определяют положение заместителя, если номер соответствует правилу «нумеруют со стороны, к которой ближе заместитель», то он присвоен верно; сверяют «имя» заместителя и правильность перечисления) Комментируют ответы друг друга.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фиксируется новое содержа-ние, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

1) Подводит итог урока, формулируя речь по типу «неоконченное предложение». (учитель начинает фразу – учащиеся заканчивают).

2) Благодарит учащихся за урок, выставляет отметки учащимся, активно работавшим на уроке.

3) Комментирует домашнее задание

1) Совместно с учителем актуализируют основные теоретические понятия темы. После обсуждения формулируют правила названия по заместительной номенклатуре.

2) Дают самооценку своей деятельности на уроке.

3) Записывают домашнее задание в дневник.

Информационные ресурсы: 1. http:// cnit. mpei. ac. ru/ textbook/01_02_01_00. htm

2. http://vio.uchim.info/Vio_44/cd_site/articles/art_4_7.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here