Серебрянская Нелля Александровна,
учитель МОУ «Образцовская СОШ»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Гомологические ряды, изомерия и номенклатура углеводородов
Цели урока:
Общая дидактическая цель: дать обучающимся обобщающее представление о номенклатуре и изомерии углеводородов.
Обучающие цели: сформировать умение находить способ действия для осознанного познания и его применения при составлении названий углеводородов, определении изомеров и видов изомерии.
Воспитательные цели:
Создать условия для самостоятельной работы учащихся.
Развивающие цели:
Создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Мотивация к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | 1) Организация внимания учащихся. 2) Произносит вступительное слово, устанавливает актуальность темы, создаёт условия для осознания задач урока. | 1) Приготавливаются к работе. Включение в деловой ритм. 2) Определяют цель своей деятельности, записывают тему урока в тетрадь, а затем из темы формулируют задачи урока. |
2. «Открытие» нового знания Учитель предлагает вопросы и задания, подводящие их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. | 1) Предлагает по две формулы представителей алканов, алкенов, алкинов и аренов. 2) Предлагает на слух найти общность в составе слов, отражающих групповое название углеводородов. 3) Знакомит с правилами составления названий углеводородов нормаль-ного строения. Произно-сит вслух названия алканов, первого члена ряда алкенов. 4) На доске рисует примеры алканов, алкенов и алкинов нормального и разветвлённого строения, алканов и алкинов с разным расположением кратной связи. Коррек-тирует и комментирует ответы учащихся. Если возникают затруднения, то их учитель разбирает на доске. | 1) Ищут и находят математическую закономерность в формулах и составляют общие формулы гомологических рядов. 2) Определяют суффиксы –ан, -ен, и –ин как признак для определения принадлежности к определённому классу углеводородов по звучанию. 3) Слушают учителя. Продолжают по аналогии называть алканы и алкины нормального строения.
4) Сравнивают формулы, находят сходство (количественный состав) и различие (строение молекулы); формулируют понятие «изомеры» (способ действия: сосчитайте число атомов углерода и водорода, если они совпадают – значит данные вещества изомеры). Выслушивают ответы одноклассников. |
3. Первичное закрепление. Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговари-ванием вслух изученных алгоритмов действий. | 1) Приводит примеры формул веществ с различным видом изомерии (строения углеродного скелета, положения кратной связи, цис-транс-изомерии, положения заместителей в бензольном кольце).
2) Приводит примеры формул углеводородов.
3) Формулирует проблему: как в названии указать различие в строении изомеров. На конкретном примере показывает принцип построения названия по заместительной номенклатуре. | 1) Находят различие, формули-руют понятие о виде изомерии. (способ действия: 1)если общее число атомов С и Н одинаковы, но разный порядок соединения атомов С – изоме-рия углеродного скелета; 2) если стро-ение скелета одинаковое, но кратная связь (кратная – это двойная и тройная) расположена после разных атомов во-дорода – изомерия положения кратной связи). Каждый ответ коммен-тируется определённым способом действия, который выполнен, чтобы прийти к правильному решению, проговаривается вслух. 2) Самостоятельно находят изомеры среди них и определяют вид изомерии. 3) Вместе с учителем, который задаёт наводящие вопросы, комментируют ход составления названия |
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Используется индивидуальная работа: учащи-еся самостоя-тельно выпол-няют задания нового типа и осуще-ствляют их самопро-верку, пошагово сравнивая с эталоном | 1) Раздаёт учащимся карточки с примерами структурных формул углеводородов с заданием (определить принадлежность к классу углеводородов, найти изомеры, дать название), формул с разным количеством формул в зависимости от уровня успеваемости обучающегося. На обратной стороне карточки есть правильный ответ. | 1) Самостоятельно выполняют задание и проводят самопроверку. Можно практиковать прежде, чем повернуть карточку на сторону с правильным ответом провести взаимопроверку в парах. 2) Фронтально обсуждают результаты работы друг с другом и учителем, формулируют причины ошибок. |
5. Включение в систему знаний и повторение. Выявляются границы применимости новых знаний: в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. | 1) Предлагает учащимся назвать вещества в которых заместителями являются галогены, гидроксогруппа и т.д. Предлагает учащимся найти ошибки в данных названиях углеводородов. Комментирует ответы обучающихся. | 1) Применяют изученные правила названия веществ в новых условиях (вместо углеводородного радикала другие группы атомов и атомы галогенов). Выполняют обратную операцию: по названию состав-ляют формулу и определяют пра-вильность составления названия. (способ действия: по корню опре-деляют число атомов С и сверяют название цепи с главной цепью на рисунке, по суффиксу определяют принадлежность к классу углеводородов, по номеру в начале названия определяют положение заместителя, если номер соответствует правилу «нумеруют со стороны, к которой ближе заместитель», то он присвоен верно; сверяют «имя» заместителя и правильность перечисления) Комментируют ответы друг друга. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Фиксируется новое содержа-ние, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. | 1) Подводит итог урока, формулируя речь по типу «неоконченное предложение». (учитель начинает фразу – учащиеся заканчивают). 2) Благодарит учащихся за урок, выставляет отметки учащимся, активно работавшим на уроке. 3) Комментирует домашнее задание | 1) Совместно с учителем актуализируют основные теоретические понятия темы. После обсуждения формулируют правила названия по заместительной номенклатуре. 2) Дают самооценку своей деятельности на уроке.
3) Записывают домашнее задание в дневник. |
Информационные ресурсы: 1. http:// cnit. mpei. ac. ru/ textbook/01_02_01_00. htm
2. http://vio.uchim.info/Vio_44/cd_site/articles/art_4_7.htm