Раздел IV. Лексика Вариант 1 Часть 1 К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
1. Укажите однозначное слово. 1) спешка 3) дорога 2) игла 4) полотно
2. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в переносном значении? 1) ослепительный свет 3) железный обруч 2)золотое сердце 4) ледяная сосулька
3. В каком варианте ответа одно из слов употреблено в прямом значении? 1) олимпийское спокойствие 3)говорливая река 2) нарядная берёзка 4) тяжёлый рюкзак
4. Укажите лексическое значение слова инициалы. 1) иноземцы, племенные люди 2) указания, свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо 3) первые буквы имени и отчества или имени и фамилии 4) промежуток, расстояние между чем-нибудь
5. Укажите, как называются выделенные в словосочетании слова. косяк лошадей — косяк двери 1) однозначными 3)антонимами 2) синонимами 4) омонимами
6. Буква а на месте пропуска пишется в слове. 1) д…кумент 3) т…бун 2) к…ралловый 4) лес…руб
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов. 1) вьюга 3) пурга 2) метель 4) сугроб | 8. Укажите синоним к слову негодование. 1) удивление 3)понимание 2) согласие 4) возмущение
9. Буква о на месте пропуска пишется в слове 1) м…лина 3) см…родина 2) шк…тулка 4) к…вычки
10. Укажите слова, которые не являются антонимами. 1) поздно — рано 2) тяжёлый — большой 3) весёлый — грустный 4) победа — поражение
11. Укажите ошибочное утверждение. 1) Антонимы — это слова с противоположным лексическим значением. 2) Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство. 3) В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным. 4) Лексика — это слова, близкие по значению.
12. Укажите строку, во всех словах которой на месте пропусков пишется буква е. 1) т…традь, застр…котала, соч…нение, хр…зантема 2) с..стрица, с..дит, б…рёза, кр…кнуть 3) мат…матика, г…ография, б…ленький, м…лькнуть 4) т…нистый, ш…пнул, б…жать, л…сица
13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено верно. 1) ожерЕлье, озорнИк, докУмент, кальмАр 2) партЕр, квартАл, пропЕллер, смычОк 3) орфоЭпия, пОчерк, янтАрный, озИмь 4) печнИк, изЮм, аршИн, прОцент
14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова. 1) изморось — очень мелкий дождь 2) багровый — светло-синий, цвета голубого неба 3) сувенир — памятный подарок 4) жокей — профессиональный наездник на скачках |
Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) По зыбучим пескам пустыни лучше всего ехать на верблюде. (2) Он может несколько дней не пить и не есть, а сухих и жёстких колючек ему хватает, чтобы быть сытым. (3) Широкие мозолистые подошвы ног не дают верблюду вязнуть в песке. (4) У верблюдов широкий шаг. (5) Когда верблюды идут по пустыне, кажется, что они не торопятся. (6) Но попробуй отстать от каравана, и ты не догонишь караван даже бегом.
21. В каком предложении заключена главная мысль текста? Напишите его номер.
22. Из предложения 1 выпишите все предлоги.
23. Из предложения 5 выпишите глагол II спряжения.
24. Из предложения 2 выпишите слово с приставкой.
25. Напишите, простым или сложным является предложение 5.
26. Из предложения 3 выпишите существительное в предложном падеже.
27. Напишите, какой частью речи является слово попробуй (предложение 6).
28. Сколько звуков в слове ехать {предложение 1)? Свой ответ запишите цифрой. |
8. Укажите синоним к слову ровесник. 1) товарищ 3) друг 2) ученик 4) сверстник
9. Буква О на месте пропуска пишется в слове 1) пл…стинка 3) темпер…тура 2) к…бинет 4) к…раблик
10. Укажите слова, которые не являются антонимами. 1) жара —холод 2) день — ночь 3) тёмный — каштановый 4) бежит — стоит
11. Укажите ошибочное утверждение. 1) Синонимы — это слова, близкие по значению. 2) В толковом словаре указывается не только прямое, но и переносное значение слов. 3) Слова, имеющие одно лексическое значение, называются антонимами. 4) Слова в словарях располагаются по алфавиту.
12. Укажите строку, во всех словах которой на месте пропусков пишется буква е. 1) р…зинка, дер…во, стихотворение, сг…бать 2) поб…дители, к…лометр, в…кторина, вымп…л 3) пр…дмет, вет…ран, вар…ант, с..рдечный 4) в…черний, л…нтяй, зам…лькали, тр…пещущий
13. Укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено верно. 1) сметАна, перрОн, сЕрьга, кальмАр 2) зАпуск, Абзац, инженЕр, акварЕль 3) аллЕя, жасмИн, бесЕда, водопрОвод 4) гОрница, башмАк, Искоса, коктЕйль
14. Укажите ошибку в определении лексического значения слова. 1) каток — площадка для катания на коньках 2) мглистый — затянутый туманом, дымом 3) флора — растительный мир 4) лазурный — средний цвет между жёлтым и красным, цвет апельсина |
Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.
(1) Приближалась осенняя пора. (2) Всё чаще стали выпадать дожди. (3) Запахло сыростью и прелыми листьями. (4) Деревья начали менять летнюю, зелёную окраску на осеннюю, золотистую. (5) Все реже слышались голоса певчих птиц. (6) Они стали готовиться к осеннему перелёту. (7) Всё это навевало на меня грустное настроение, которое усугублялось ещё болевшей раной.
21. В каком предложении заключена главная мысль? Напишите его номер.
22. Из предложения 4 выпишите предлог.
23. Укажите спряжение глагола из предложения 1. Свой ответ запишите цифрой.
24. Из предложения 2 выпишите слово с приставкой.
25. Напишите, простым или сложным является предложение 4.
26. Из предложения 4 выпишите существительное в винительном падеже.
27. Напишите, какой частью речи является слово они (предложение 6).
28. Сколько звуков в слове реже (предложение 5)? Свой ответ запишите цифрой.
|