Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
н.п. Ёнский Ковдорского района Мурманской области
Конспект интегрированного урока по
математике, химии, физике, биологии
в 11 классе
«Единый закон природы»
подготовили
учитель математики
Горюнова Наталья Ивановна
учитель химии
Мехнина Марина Владимировна
н.п. Ёнский
2011 г
Конспект интегрированного урока математика, физика, химия, биология
Единый закон природы
(урок конференция)
Эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа, …………………………………… Невозмутимый строй во всем, Ф. Тютчев |
Задачи:
1. Объединение знаний, полученных на уроках математики, физики, химии, биологии вокруг некоторых основополагающих понятий этих наук, понятий, которые помогут молодому человеку создать единый взгляд на мир.
2. Глубокое проникновение в тайны природы, через которое раскрывается обаяние науки.
3. Пропагандирование изучение уникального научного наследия М.В. Ломоносова.
4. Закрепление представлений учащихся о некоторых математических, химических, биологических, физических процессах.
Оборудование: таблицы и рисунки по теме урока:
-
Законы сохранения массы. Изменение внутренней энергии.
-
Закон сохранения импульса.
-
Строение молекулы воды. Структура воды в состоянии льда.
-
Строение органа зрения.
-
Периодическая система химических элементов.
-
Иллюстрация к биогенетическому закону Мюллера-Геккеля.
-
Симметрия в природе.
Подготовка к конференции:
В конференции участвуют учащиеся 6, 8, 10 классов с заранее подготовленными сообщениями по следующим темам:
-
Пропорция. Правило золотого сечения.
-
Закон сохранения массы веществ в природе.
-
Закон сохранения импульса, заряда.
-
Круговорот химических элементов в природе.
-
Фотосинтез.
Учитель читает стихотворение. Природа прекрасна, природа красива, природа имеет свой язык. В природе все подчинено определенным законам. Изучив физику, химию, математику, биологию, вы познакомились со многими законами природы. Какие вы знаете основные законы, объясняющие явления природы?
Учащиеся: Законы физики Паскаля, Архимеда, закон сохранения энергии, закон Ома, законы Ньютона и т.д. Законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон Авогадро и т.д. Законы биологии – закон естественного отбора, законы Менделя, закон зародышевого сходства, законы необратимости эволюции и др.
Учитель: А, теперь посмотрите вокруг, ведь природа едина! И конечно науки изучающие природу должны существовать в единстве. Даже рассматривая природу с разных точек зрения, разные естественнонаучные дисциплины изучают один и тот же объект – природу! А, для изучения общего объекта должен быть и единый закон природы. Вот о нем мы сегодня и поговорим.
Мы начинаем конференцию, посвященную единому закону природы – закону сохранения! Здесь присутствуют корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.
Корреспондент «Математика в школе» ученик 6 класса: Помогите мне, я нахожусь в затруднительном положении. Никак не могу решить уравнение. (Приложение 1)
Работа учащихся 11 класса. Проверка решения.
Ученик 6 класса: Спасибо за помощь. А, каким способом вы решали?
Учащиеся: Основное свойство пропорции.
Корреспондент «Математика в школе» ученик 6 класса: Да, это понятие мне знакомо. Само слово «пропорция» (от латинского proportio) означает «соразмерность», определенное соотношение частей между собой. Давайте я вам немного напомню о пропорции. (Приложение 1. Презентация «Пропорция»)
Ученик 11 класса: А, если не учтена соразмерность к чему это приведет? Посмотрите на картинки. Вам нравится они? А есть в этой картинке что-то необычное, странное? Почему вам это кажется необычным? (Приложение 2. Презентация «Соразмерность»)
Учащиеся: На рисунке не соблюдена соразмерность, и он теряет свою привлекательность.
Учитель: Теперь понятно как важно соблюдение строгой пропорции и соразмерности во всем. Предлагаю вам решить задачу, которая может вам встретиться на экзамене. ЕГЭ задача. (Приложение 3. Презентация «Задачи»).
Корреспондент «Химия в школе» ученик 8 класса: И у меня вопрос: Что такое химическая реакция?
Учащиеся: Химическими реакциями называются явления, при которых одни вещества, обладающие определенным составом и свойствами, превращаются в другие вещества — с другим составом и другими свойствами. При этом в составе атомных ядер изменений не происходит.
Корреспондент «Химия в школе» ученик 8 класса: Помогите мне составить уравнение химической реакции отражающий процесс производства аммиака и уравнять его с помощью электронного баланса.
Работа учащихся 11 класса. Проверка решения.
Корреспондент «Химия в школе» ученик 8 класса: Каким законом вы пользовались при составлении и расстановки коэффициентов?
Учащиеся: Закон сохранения массы веществ.
Корреспондент «Химия в школе» ученик 8 класса: Конечно, вы помните, что впервые его сформулировал Л.В. Ломоносов. Сейчас я вам напомню его. Фрагмент видеофильма «Михайло Ломоносов. 1955г». (Приложение 4. Презентация «Закон сохранения массы веществ»).
Учитель: А я предлагаю вам решить задание из ЕГЭ. (Приложение 3.Презентация «Задачи»)
Физкультминутка. (Презентация «Упражнения для глаз»).
Корреспондент «Биология в школе» ученик 10 класса: У меня вопрос: Какой процесс в природе дает возможность существовать всем живым организмам на Земле?
Учащиеся: Процесс фотосинтеза.
Корреспондент «Биология в школе» ученик 10 класса: Да, действительно процесс, без которого немыслима жизнь на Земле — фотосинтез. И он происходит согласно закону сохранения. Я вам его сейчас напомню. (Приложение 5. Презентация «Фотосинтез»). Анимация видеотека «Кирилла и Мефодия»
Учитель: Какие еще вы можете привести примеры подтверждающие закон сохранения массы в природе?
Учащиеся называют круговорот веществ в природе (воды, углерода, азота, йода, кислорода, фосфора) плакат.
Учитель: Сложен процесс фотосинтеза, но как красивы зеленые растения нас окружающие. Посмотрите, сколько вокруг зелени, сколько электронов покидают молекулы хлорофилла в этот миг, получив квант света! Что было бы, если бы некоторые из них «потерялись?» Молекулы хлорофилла выключились бы из «работы». Но такого не случается, почему?
Учащиеся: Действует закон сохранения электрического заряда.
Корреспондент «Физика в школе» ученик 11 класса: Тот самый – уже известный нам закон. Он сохранения применим и к физическим процессам. При переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое закон сохранения массы необходимо рассматривать вместе с законом сохранения энергии. Энергия — это мера движения и взаимодействия различных видов материи. При любых процессах в изолированной системе энергия не производится и не уничтожается, она может только переходить из одной формы в другую. (Приложение 6. Презентация «Закон сохранения заряда, импульса»).
Учитель: А я предлагаю вам решить несколько заданий из ЕГЭ. (Приложение 3.Презентация «Задачи»)
Учитель: Сверим ответы (слайд). Вопросы.
Учитель: Вот и подошла к концу наша конференция. Надеемся, что вы действительно убедились, что все процессы, в природе происходящие подчиняются единому закону природы – закону сохранения! Вы согласитесь со мной, что природа единое целое и изучив в школе физику, математику, химию, биологию вы теперь можете объединить все свои знания для того чтобы создать единую картину мироздания, единое представление о природе. Ведь только разносторонне развитый человек может добиться успеха в нашей так быстро меняющейся жизни. Науки, которые вы изучали в школе должны помочь вам определиться в будущей профессии и найти свое место в жизни. 2011 год юбилейный! 300 лет назад в Архангельской губернии родился М.В. Ломоносов. Великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. Предлагаю вам посетить музей в Санкт – Петербурге, где есть постоянная экспозиция посвященная М.В. Ломоносову. (Приложение 7. Просмотр видеофильма «Музей М.В. Ломоносов»).
Если бы сейчас великий Ломоносов был на нашем уроке, он несказанно порадовался бы, потому что это была его самая великая мечта – видеть, как “науки юношей питают”. Желаем вам успехов на трудном пути познания наук!
Литература
1.В.Р. Ильченко «Перекрестки физики, химии и биологии». М.: Просвещение.1986
2.В. Ильченко, К.Гуз. Образовательная модель «Логика природы». М.: Народное образование. Школьные технологии. 2003.
3.Визгин В. П. Развитие взаимосвязи принципов инвариантности с законами сохранения в классической физике. М.: Наука, 1972. 240 с.
4.Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011. Учебно-тренировачные тесты: учебно-методическое пособие с СD-приложением/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов -на-Дону: Легион – М. 2011. -144с.-(70с).
5. ЕГЭ-2008: Химия реальные задания: / авт.-сост. А.С. Корошенко, М.Г. Снастина. — М.: АСТ: Аристель, 2008.-94с. (49с).
6.http://www.fiztonus.ru/eda.htm
7.http://www.russika.ru/sa.php?s=405
8.http://festival.1september.ru/articles/581224/
10.http://festival.1september.ru/articles/501127/
11.http://www.ido.rudn.ru/nfpk/fizika/electro/1.html
12.http://www.hemi.nsu.ru/ucheb152.htm
13.http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_сохранения_энергии
Автор физкультминутки неизвестен
Картинки
http://tana.ucoz.ru/_ld/9/07780.jpg
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=683023
http://festival.1september.ru/articles/508963/
http://wsyachina.narod.ru/biology/bioenergetics_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Gay-Lussac_Joseph_Louis.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Julius_Robert_Meyer.jpg
.http://mymark.narod.ru/pic/MehSohr2curves2.jpg
http://mymark.narod.ru/pic/MehSohr2curves4.jpg
http://mymark.narod.ru/pic/MehSohr2curves3.jpg
http://mymark.narod.ru/pic/termodin3curves9.jpg
http://www.atmosphere.mpg.de/enid/__ss_____2__5_________ue____ue_/___2/_____________________________________5yf.html
http://classfizika.ru/tabl/14.jpg
http://classfizika.ru/tabl/15.jpg
http://classfizika.ru/tabl/16.jpg
http://n-t.ru/tp/iz/zs_p10.gif
http://sites.google.com/site/5b19sdn/_/rsrc/1291904146323/home/materialy-dla-prodvinutyh-ucenikov/matematika/virtualnyj-matematiceskij-kruzok/interesnaaproporcia/Пропорция3.jpg
Анимация видеотека «Кирилла и Мефодия»
http://www.megabook.ru/MediaViewer.asp?AID=683023
Фильм
http://files.mail.ru/M613F8
флеш-анимация закон сохранения импульса
http://school-collection.edu.ru
http://film.arjlover.net/info/mihajlo.lomonosov.1.avi.html
Фотоэкскурсия: автор Гальцева О.Н. http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=10583