Урок по химии для 8 класса по теме:

«Реакции обмена»

Составлен учителем химии

МОУ «СОШ №5 г. Кировска»

Зудковой Верой Сергеевной

Цель урока:

предупреждение неуспеваемости обучающихся посредством создания ситуации

успеха в результате совместной творческой работы ученика и учителя.

Задачи урока:

дать определение и раскрыть сущность реакций обмена;

закрепить новый материал с помощью многократного повторения;

осуществить контроль усвоения знаний на данном этапе.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка задач, запись темы урока в тетрадь.

2. Знакомство с определением реакций обмена.

Учитель даёт определение реакций обмена. Реакции обмена – это реакции, в которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Учитель обращает внимание учеников на то, что, поскольку речь идёт о классификации реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ, то и в определении реакций обмена, также как и соединения, разложения и замещения, указано число и состав веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате неё.

Далее учитель предлагает обучающимся найти определение реакций обмена в § 32 учебника (Габриелян О. С. «Химия. 8 класс», М.: Дрофа, 2008, стр.165). Один из учеников зачитывает его вслух. Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

3. Для раскрытия сущности реакций обмена и закрепления нового материала

обучающиеся под руководством учителя выполняют задания.

1-ое задание

(выполняется индивидуально на доске с помощью карточек и магнитов)

Ученику предлагается раскрыть сущность реакций обмена, используя карточки с буквами и цифрами. Карточки выполнены на листах А-4.

Дано:

А

А

Б

Б

С

С

Д

Д

+

+

=

1

1

1

1

2

2

2

2

+

+

=

Ответ:

А

Б

+

С

Д

=

А

Д

+

С

Б

1

2

+

1

2

=

1

2

+

1

2

После объяснений ученика карточки с доски убираются.

2-ое задание

(выполняется попарно за партами)

Ученикам предлагаются набор карточек, с помощью которых они самостоятельно составляют схемы реакций обмена. Само задание полностью аналогично только что выполненному у доски. Размер карточек 5×6 см. Разноцветные карточки помогают правильно выполнить задание, яркие цвета способствуют созданию позитивного настроя и дают отдых глазам. Особое внимание следует уделить тому, что частица, стоявшая до реакции на первом месте, остаётся и после реакции на первом месте. Частица, стоявшая до реакции на втором месте, в ходе реакции переходит в другое вещество, но всё равно остаётся на втором месте. На выбор обучающихся одна из схем записывается в тетрадь.

3-е задание

(выполняется одним учеником класса по желанию)

Вниманию учеников предлагаются две схемы «реакций обмена». Схемы выполнены на доске с помощью карточек размером А-4 и больше.

Вопрос.

Какие «вещества» участвовали в этих «реакциях»?

?

+

?

=

СОБАСА

+

ЛИКА

?

+

?

=

ЧЕРЕРОВА

+

КОПАХА

Ответ:

«Вещества», участвовавшие в первой «реакции», — это собака и лиса.

«Вещества», участвовавшие во второй «реакции», — это черепаха и корова.

4-ое задание

(выполняется попарно за партами)

Ученикам предлагается два набора карточек, с помощью которых они составляют схемы «реакций», рассмотренные в 3-ем задании. Размер карточек 6×8 см. Игровой момент разнообразит урок, создаёт творческую атмосферу. Снова следует обратить внимание на то, что «частица», стоявшая до реакции на первом месте, остаётся и после реакции на первом месте. «Частица», стоявшая до реакции на втором месте, в ходе реакции переходит в другое вещество, но всё равно остаётся на втором месте.

Дано:

+

+

=

+

+

=

Ответ:

+

=

+

+

=

+

На парте у обучающихся теперь находятся четыре схемы: с буквами, цифрами и две со зверями. Школьникам предлагается оставить одну схему на выбор, остальные убрать.

5-ое задание

(выполняется попарно за партами)

Пользуясь оставленной схемой в качестве правила, ученикам предлагается составить два «настоящих» уравнения реакций обмена из карточек с химическими формулами.

Дано:

Cu

Cu

Ca

Ca

Na

Na

Cl

Cl

Cl2

Cl2

NO3

NO3

(OH)2

(OH)2

+

+

+

+

=

=

Ag

Ag

Ответ:

Cu

Cl2

+

Ca

(OH)2

=

Ca

Cl2

+

Cu

(OH)2

Na

Cl

+

Ag

NO3

=

Ag

Cl

+

Na

NO3

После проверки и исправления ошибок все карточки с парты ученики убирают.

6-ое задание

(физкульт. пауза, выполняется всеми учениками)

Ученикам предлагается встать, произвольно размяться и потянуться, а затем аккуратно пройти и сесть на чужое место.

Вопрос.

Вы поменялись местами – это похоже на реакцию обмена. Можно ли сказать, что все ученики в классе совершили «реакцию обмена»?

Ответ.

Нет. Во-первых, за одной из парт сидит один ученик («простое вещество»), а значит, при пересаживании получилась реакция замещения. Во-вторых, если даже за партой сидит два ученика, реакция обмена получится, только если ученик, сидевший в первом варианте, пересел за другую парту, но всё равно на первый вариант. И, если ученик сидел во втором варианте, то он должен оказаться во втором же варианте другой парты.

7-ое задание

(лаб. опыт, выполняется попарно за партами)

Ученикам предлагается, соблюдая правила ТБ, проделать реакцию между веществами с формулами HCl и NaOH. При смешивании растворов обучающиеся не наблюдают видимого результата. Для решения возникшей проблемы они предлагают использовать индикатор. С помощью таблиц «Цвета индикаторов в различных средах» ученики выбирают новый план проведения опыта и осуществляют его. Уравнение реакции записывается одним из учеников класса на доске и всеми учениками в тетради:

HCl + NaOH = NaCl + HOH.

Дополнительное задание.

Для каждого из веществ, участвующих в реакции, указать класс веществ и все возможные названия.

Ответ.

HCl – кислота, соляная или хлороводородная.

NaOH – основание, щёлочь, едкий натр или гидроксид натрия.

NaCl – соль, хлорид натрия, поваренная соль.

HOH или H2O – оксид, оксид водорода, вода.

8-ое задание

(лаб. опыт, выполняется попарно за партами)

Ученикам предлагается «записать» проделанную реакцию с помощью шаростержневых моделей.

обмен

Н Na H Na

+ = +

Cl O H O H Cl

4. Контроль усвоения знаний.

Контроль усвоения знаний проводится в три этапа.

Первый этап – актуализация знаний.

На этом этапе повторяется определение реакций обмена, обсуждается число (запись на доске: 2 → 2) и состав (запись на доске: СЛ + СЛ = СЛ + СЛ) веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате неё. Записи с доски удаляются.

Второй этап – проверка знаний, усвоенных на уроке обучающимися.

Проверка знаний осуществляется с помощью листов контроля, которые выдаются каждому ученику.

____________________________________________________________________________

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

1. Укажите число исходных веществ и продуктов реакции обмена: =

2. Укажите состав исходных веществ и продуктов реакции обмена:

+ = +

3. Заполните пропуски в определении реакций обмена. Реакции обмена – это такие реакции, в результа-

те которых два _________________ вещества _______________________ своими составными частями.

4. Закончите уравнения реакций: а) CuCl2 + Ca(OH)2 =

б) AgNO3 + NaCl =

_________________________________________________________________________________________

Третий этап – взаимопроверка работ.

На данном этапе ученики обмениваются работами, проверяют и оценивают их, сверяясь с правильно заполненным листом контроля, который выдаётся на каждую парту.

5. Запись домашнего задания, подведение предварительных итогов урока. Окончательные итоги будут оглашены на следующем занятии после перепроверки листов контроля учителем.

Литература

  1. О.С. Габриелян Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.

  2. О.С. Габриелян Химия. 8класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа, 2008.

Итоги урока

Урок был проведён 24.03.2010 года в 8 Б классе в рамках городского семинара «Ребёнок как субъект образовательного процесса» и получил высокую оценку присутствовавших на нём гостей.

Обстановка на уроке была комфортная, доброжелательная, творческая. Обучающиеся работали активно и старательно.

Результаты следующие: оценки за индивидуальные ответы – 4,5,5; оценки за проверочную работу по листам контроля – шестнадцать пятёрок (64 %), семь четвёрок (28 %), две тройки (8 %). Учеников, неусвоивших материал урока, нет.

Учитель химии Зудкова В. С.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here