Урок по химии для 8 класса по теме:
«Реакции обмена»
Составлен учителем химии
МОУ «СОШ №5 г. Кировска»
Зудковой Верой Сергеевной
Цель урока:
• предупреждение неуспеваемости обучающихся посредством создания ситуации
успеха в результате совместной творческой работы ученика и учителя.
Задачи урока:
• дать определение и раскрыть сущность реакций обмена;
• закрепить новый материал с помощью многократного повторения;
• осуществить контроль усвоения знаний на данном этапе.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка задач, запись темы урока в тетрадь.
2. Знакомство с определением реакций обмена.
Учитель даёт определение реакций обмена. Реакции обмена – это реакции, в которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. Учитель обращает внимание учеников на то, что, поскольку речь идёт о классификации реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ, то и в определении реакций обмена, также как и соединения, разложения и замещения, указано число и состав веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате неё.
Далее учитель предлагает обучающимся найти определение реакций обмена в § 32 учебника (Габриелян О. С. «Химия. 8 класс», М.: Дрофа, 2008, стр.165). Один из учеников зачитывает его вслух. Реакции обмена – это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
3. Для раскрытия сущности реакций обмена и закрепления нового материала
обучающиеся под руководством учителя выполняют задания.
1-ое задание
(выполняется индивидуально на доске с помощью карточек и магнитов)
Ученику предлагается раскрыть сущность реакций обмена, используя карточки с буквами и цифрами. Карточки выполнены на листах А-4.
Дано:
|
А |
|
Б |
|
Б |
|
С |
|
С |
|
Д |
|
Д
|
|
+ |
|
= |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
|
+ |
|
+ |
|
= |
Ответ:
Б |
|
+
|
|
С
|
Д |
|
= |
|
А |
Д |
|
+ |
|
С |
Б |
2 |
|
+
|
|
1
|
2 |
|
= |
|
1 |
2 |
|
+ |
|
1 |
2 |
После объяснений ученика карточки с доски убираются.
2-ое задание
(выполняется попарно за партами)
Ученикам предлагаются набор карточек, с помощью которых они самостоятельно составляют схемы реакций обмена. Само задание полностью аналогично только что выполненному у доски. Размер карточек 5×6 см. Разноцветные карточки помогают правильно выполнить задание, яркие цвета способствуют созданию позитивного настроя и дают отдых глазам. Особое внимание следует уделить тому, что частица, стоявшая до реакции на первом месте, остаётся и после реакции на первом месте. Частица, стоявшая до реакции на втором месте, в ходе реакции переходит в другое вещество, но всё равно остаётся на втором месте. На выбор обучающихся одна из схем записывается в тетрадь.
3-е задание
(выполняется одним учеником класса по желанию)
Вниманию учеников предлагаются две схемы «реакций обмена». Схемы выполнены на доске с помощью карточек размером А-4 и больше.
Вопрос.
Какие «вещества» участвовали в этих «реакциях»?
|
+ |
|
? |
|
= |
|
СОБАСА |
|
+ |
|
ЛИКА |
|
+ |
|
? |
|
= |
|
ЧЕРЕРОВА |
|
+ |
|
КОПАХА |
Ответ:
«Вещества», участвовавшие в первой «реакции», — это собака и лиса.
«Вещества», участвовавшие во второй «реакции», — это черепаха и корова.
4-ое задание
(выполняется попарно за партами)
Ученикам предлагается два набора карточек, с помощью которых они составляют схемы «реакций», рассмотренные в 3-ем задании. Размер карточек 6×8 см. Игровой момент разнообразит урок, создаёт творческую атмосферу. Снова следует обратить внимание на то, что «частица», стоявшая до реакции на первом месте, остаётся и после реакции на первом месте. «Частица», стоявшая до реакции на втором месте, в ходе реакции переходит в другое вещество, но всё равно остаётся на втором месте.
Дано:
|
|
|
|
|
+ |
|
=
|
|
+ |
|
+ |
|
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
+
|
|
=
|
|
+
|
|
+ |
|
=
|
|
+
|
|
На парте у обучающихся теперь находятся четыре схемы: с буквами, цифрами и две со зверями. Школьникам предлагается оставить одну схему на выбор, остальные убрать.
5-ое задание
(выполняется попарно за партами)
Пользуясь оставленной схемой в качестве правила, ученикам предлагается составить два «настоящих» уравнения реакций обмена из карточек с химическими формулами.
Дано:
|
Cu |
|
Ca |
|
Ca |
|
Na |
|
Na |
|
Cl |
|
Cl |
|
Cl2 |
|
NO3 |
|
NO3 |
|
(OH)2 |
|
(OH)2 |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
= |
|
= |
|
Ag |
|
Ag |
Ответ:
Cl2 |
+ |
Ca |
(OH)2 |
= |
Ca
|
Cl2 |
+ |
Cu
|
(OH)2 |
Cl |
+ |
Ag |
NO3 |
= |
Ag |
Cl |
+ |
Na |
NO3 |
После проверки и исправления ошибок все карточки с парты ученики убирают.
6-ое задание
(физкульт. пауза, выполняется всеми учениками)
Ученикам предлагается встать, произвольно размяться и потянуться, а затем аккуратно пройти и сесть на чужое место.
Вопрос.
Вы поменялись местами – это похоже на реакцию обмена. Можно ли сказать, что все ученики в классе совершили «реакцию обмена»?
Ответ.
Нет. Во-первых, за одной из парт сидит один ученик («простое вещество»), а значит, при пересаживании получилась реакция замещения. Во-вторых, если даже за партой сидит два ученика, реакция обмена получится, только если ученик, сидевший в первом варианте, пересел за другую парту, но всё равно на первый вариант. И, если ученик сидел во втором варианте, то он должен оказаться во втором же варианте другой парты.
7-ое задание
(лаб. опыт, выполняется попарно за партами)
Ученикам предлагается, соблюдая правила ТБ, проделать реакцию между веществами с формулами HCl и NaOH. При смешивании растворов обучающиеся не наблюдают видимого результата. Для решения возникшей проблемы они предлагают использовать индикатор. С помощью таблиц «Цвета индикаторов в различных средах» ученики выбирают новый план проведения опыта и осуществляют его. Уравнение реакции записывается одним из учеников класса на доске и всеми учениками в тетради:
HCl + NaOH = NaCl + HOH.
Дополнительное задание.
Для каждого из веществ, участвующих в реакции, указать класс веществ и все возможные названия.
Ответ.
HCl – кислота, соляная или хлороводородная.
NaOH – основание, щёлочь, едкий натр или гидроксид натрия.
NaCl – соль, хлорид натрия, поваренная соль.
HOH или H2O – оксид, оксид водорода, вода.
8-ое задание
(лаб. опыт, выполняется попарно за партами)
Ученикам предлагается «записать» проделанную реакцию с помощью шаростержневых моделей.
обмен
Н Na H Na
+ = +
Cl O H O H Cl
4. Контроль усвоения знаний.
Контроль усвоения знаний проводится в три этапа.
Первый этап – актуализация знаний.
На этом этапе повторяется определение реакций обмена, обсуждается число (запись на доске: 2 → 2) и состав (запись на доске: СЛ + СЛ = СЛ + СЛ) веществ, вступающих в реакцию и образующихся в результате неё. Записи с доски удаляются.
Второй этап – проверка знаний, усвоенных на уроке обучающимися.
Проверка знаний осуществляется с помощью листов контроля, которые выдаются каждому ученику.
____________________________________________________________________________
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
1. Укажите число исходных веществ и продуктов реакции обмена: =
2. Укажите состав исходных веществ и продуктов реакции обмена:
+ = +
3. Заполните пропуски в определении реакций обмена. Реакции обмена – это такие реакции, в результа-
те которых два _________________ вещества _______________________ своими составными частями.
4. Закончите уравнения реакций: а) CuCl2 + Ca(OH)2 =
б) AgNO3 + NaCl =
_________________________________________________________________________________________
Третий этап – взаимопроверка работ.
На данном этапе ученики обмениваются работами, проверяют и оценивают их, сверяясь с правильно заполненным листом контроля, который выдаётся на каждую парту.
5. Запись домашнего задания, подведение предварительных итогов урока. Окончательные итоги будут оглашены на следующем занятии после перепроверки листов контроля учителем.
Литература
-
О.С. Габриелян Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.
-
О.С. Габриелян Химия. 8класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа, 2008.
Итоги урока
Урок был проведён 24.03.2010 года в 8 Б классе в рамках городского семинара «Ребёнок как субъект образовательного процесса» и получил высокую оценку присутствовавших на нём гостей.
Обстановка на уроке была комфортная, доброжелательная, творческая. Обучающиеся работали активно и старательно.
Результаты следующие: оценки за индивидуальные ответы – 4,5,5; оценки за проверочную работу по листам контроля – шестнадцать пятёрок (64 %), семь четвёрок (28 %), две тройки (8 %). Учеников, неусвоивших материал урока, нет.
Учитель химии Зудкова В. С.