Урок в 8 классе на тему: «Кислоты»

Учитель Смахтина Лилия Ахматовна

МБУ СОШ №20 г.Тольятти

Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах — необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать — ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

— Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

— Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

— Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

— Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой — название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

— На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

—Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое — большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II.Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты — белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 — H2O + CO2

H2SO3 — H2O + SO2

Учитель: — Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

— Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым — это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый — в кислой среде раствор розовый, в щелочной — жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия — рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде — соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты — вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода — необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей — купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле — на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:

HPO3 — P2O5 Ca(OH)2 — CaO

HClO4 — Cl2O7 Al(OH)3 — Al2O3

NaOH —

Na2O

3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO — Cu(OH)2 SO2 — H2SO3 WO3 — H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,

KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl — H+ + Cl-

NaOH — Na+ + OH-

H2SO4 — 2H+ + SO2- Cu(OH)2 — на ионы не распадается

Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 — HNO2 FeO — Fe(OH)2

N2O5 —HNO3 MgO — Mg(OH)2

SO3 — H2SO4 Na2O — NaOH

CO2 — H2CO3

NO и CO — кислот не образуют

Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)

ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль

ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю — самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты — кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная — H4C2O2 (CH3 — COOH)

Молочная — H6C3O2 (CH3 — CH — COOH)OH

Яблочная — H6C4O5

Винная (виноградная) — H6C4O6

Лимонная — H8C6O7

Щавелевая — H2C2O4 (HOOC — COOH)

Муравьиная — H2CO2 (H — COOH)

— Чем они все похожи?

— Где вы встречали эти кислоты?

— Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы — яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку: -Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты»

Упражнение №3, стр.74.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here