Урок-семинар в 9 классе

по теме: «Подгруппа азота»

Девиз урока: « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)

Цели урока:

Образовательные. В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений; умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций; навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Развивающие. Развивать умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.

Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.

Воспитательные. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.

Формировать умение с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Тип урока: урок-семинар контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок-игра. Класс делится на 4 команды. Для оценки команды готовятся жетоны учёта – «таланты». У каждой команды сигнальный флажок для ответа.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся – таблицы элементов

Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты с дифференцированными заданиями, учебник, справочная литература; интерактивное оборудование;

наборы химических реактивов: растворы Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой, пробирки.

Ход урока-семинара

Ребята, мы закончили изучение темы: «Подгруппа азота». И вы в очередной раз убедились, что химия элементов – самое увлекательное при изучении неорганической химии. Цель нашего урока-семинара – обобщить и проконтролировать ваши знания по теме. Но самое интересное сегодня — командная игра. И так сегодня соревнуются четыре команды.

Попрошу капитанов команд путём жеребьёвки (интерактивная доска) определить название команды:

  • команда «Азот»;

  • команда «Аммиак»;

  • команда «Азотная кислота»;

  • команда «Фосфор».

1 конкурс – «Презентация команд». За три минуты вам необходимо придумать девиз и сделать сообщение о веществе, которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах. Правильность ответов я буду оценивать с помощью «талантов»– желтеньких фишек. За один балл – один «талант». Какая команда в конце урока заработает больше талантов – та и победит.

Оценка конкурса – 1 балл за сообщение;

1 балл за девиз. (10 мин.)

Азот – бесцветный газ без запаха и вкуса. В воде растворяется хуже кислорода. Является основным компонентом воздуха (содержание азота в воздухе составляет 78%). В 1756г. англичанин Даниэль Резерфорд установил, что воздух, оставшийся под колоколом, где жила несколько дней мышь, освобожденный от углекислого газа, не поддерживает горение и дыхания. Этот газ он назвал « ядовитым воздухом». В 1773г. Карл Щееле. Шведский аптекарь, установил, что воздух состоит из двух газов. Газ, не поддерживающий горение и дыхание, он назвал «испорченным воздухом». В 1776г. известный французский учёный Антуан Лавуазье, подробно исследуя «ядовитый» и «дурной» воздухи, установил, что это одно и тоже вещество и предложил назвать его азотом, что в переводе с греческого означает безжизненный.

Фосфор – в поисках эликсира молодости и попытках получения золота немецкий алхимик Бранд в 1669г. получил вещество, обладающее необычными свойствами: оно светилось в темноте, а брошенное в кипящую воду, выделяло пары, загоравшиеся на воздухе с выделением густого дыма, который растворялся в воде с образованием кислоты. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций. Например:

белый фосфор — имеет молекулярную решётку, состоящую из молекул Р4. Он обладает типичным запахом, очень ядовит, самовоспламеняется на воздухе, нерастворим в воде, хранят под водой, растворим в сероуглероде. При окислении на воздухе светится в темноте, так как происходит непосредственное превращение химической энергии в световую;

красный – представляет собой порошок темно-малинового цвета, не ядовит, не воспламеняется на воздухе, не светится в темноте. При нагревании свыше 240С0 воспламеняется.

Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. Он легко сжижается при температуре – 34 градуса. А при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много теплоты, поэтому аммиак используют в холодильных установках. Аммиак хорошо растворим в воде: при 200С в одном объёме её растворяется около 700 объёмов аммиака. Аммиак собирают методом вытеснения воздуха в перевёрнутый вверх дном сосуд.

Азотная кислота. « Возьми фунт кипрского купороса, полтора фунта селитры и четверть фунта квасцов, подвергни всё перегонке, и ты получишь жидкость, которая обладает высоким растворяющим действием». Так описан первый способ получения азотной кислоты в книге арабского алхимика Джибара. Могущество этой жидкости так велико, что, будучи смешанной с соляной кислотой, она расправляется с царём металлов – золотом. Азотная кислота – жидкость, бесцветная, с едким запахом, хорошо растворяется в воде, смешиваясь с ней в любых соотношениях. На свету и при нагревании желтеет, вследствие окисления и образования бурого газа.

Объявляю следующий конкурс:

2 конкурс – «Своя игра». Каждая из команд выбирает категорию и номер вопроса (интерактивная доска). Команда, ответившая первой, за правильный ответ получает 1 балл и выбирает следующую категорию.

  1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название — азот, т.е. «безжизненный»?

  2. Чем обусловлена химическая инертность азота?

  3. В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?

  4. Как получают азот в промышленности?

  5. Почему азот называют «элементом жизни»?

  6. Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?

  7. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

  8. Каким способом следует собирать аммиак? Почему?

  9. Как можно распознать аммиак?

  10. Что такое нашатырь? Для чего его используют?

  11. В какой таре хранят азотную кислоту и почему?

  12. Какие вещества называют селитрами?

  13. Какой газ называют «бурым»?

  14. Что такое «ляпис»?

  15. Что такое «царская водка»?

  16. Как звали алхимика, открывшего фосфор?

  17. Как хранят белый фосфор?

  18. Какая из модификаций фосфора светится в темноте?

  19. Где применяют красный фосфор?

  20. На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя?

(7 мин.)

3 конкурс – «Теоретический».

Во время этого конкурса мы повторим химические свойства азота и фосфора, важнейших соединений азота. Капитанов прошу выбрать конверты с вопросами для своих команд:

  • составить уравнения реакций, характеризующие химические свойства азота и фосфора;

  • описать кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства аммиака;

  • описать химические свойства азотной кислоты;

  • написать уравнения реакций, отражающие химические свойства солей аммония и нитратов.

По одному представителю от команды у доски отвечают на вопросы. Остальным членам команд предлагаю разгадать кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд оформляет ответы на слайде и проецирует на экран. (3 балл).

3

1

6

5

2

4

7

8

Вопросы:

  1. Учёный, открывший фосфор. (Бранд)

  2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? (Фосфор)

  3. Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов? (Селитры)

  4. Какой фосфор светится в темноте? (Белый)

  5. Газ, образующийся при разложении солей аммония. (Аммиак)

  6. Второе название хлорида аммония. (Нашатырь)

  7. Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений? (Удобрения)

  8. Газ, составная часть воздуха. (Азот)

Затем проверяются ответы у доски. Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл). Отвечающий получает индивидуальный балл: «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).

(20 мин.)

4 конкурс – «Реши задачу». По одному представителю от каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски. Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов, за каждую ошибку снижается по 1 баллу.

Пока представители команд решают задачи, проводится конкурс для капитанов.

Конкурс капитанов: «Лови ошибку».

Игровая цель: кто из капитанов быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном учителем тексте: «…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты»

Конкурс капитанов оценивается по 1 баллу за «пойманную» ошибку.

Затем проверяются решения задач у доски. (10 мин.)

5 конкурс – «Экспериментальный». Команды получают экспериментальное задание:

две команды должны доказать опытным путём, что в состав сульфат аммония входят ионы аммония NH4+ и сульфат-ионы SO42-;

двум другим командам предлагается распознать среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия.

Реактивы: р-ры Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой.

Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по пять баллов. (10 мин.)

6 конкурс – «Эстафета» — завершает испытания команд.

Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений и приступить к её решению у доски. Члены команды могут исправлять ошибки у своих участников команды. Во время проверки за исправление ошибок у соперников команды получают дополнительный балл. Количество баллов определяется количеством правильно составленных уравнений.

  1. N2 → NO → NO2 → HNO3 → Cu (NO3)2 → CuO;

  1. N2 → NH3 → NH4Cl → NH3 → N2;

AgCl

3) P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4 → Ag3PO4;

Ca3 (PO4)2

4) NH4NO2 → N2 → Mg3N2 → NH3 → (NH4)2SO4.→ BaSO4 (10 мин.)

В заключительной части урока проводится индивидуальная письменная работа (Приложение 1) или тестовая работа по вариантам (Приложение 2).

Подведение итогов, награждение команды-победителя.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here