Урок-семинар в 9 классе
по теме: «Подгруппа азота»
Девиз урока: « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)
Цели урока:
Образовательные. В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений; умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций; навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.
Развивающие. Развивать умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.
Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.
Воспитательные. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.
Формировать умение с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Тип урока: урок-семинар контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Форма проведения: урок-игра. Класс делится на 4 команды. Для оценки команды готовятся жетоны учёта – «таланты». У каждой команды сигнальный флажок для ответа.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся – таблицы элементов
Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты с дифференцированными заданиями, учебник, справочная литература; интерактивное оборудование;
наборы химических реактивов: растворы Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой, пробирки.
Ход урока-семинара
Ребята, мы закончили изучение темы: «Подгруппа азота». И вы в очередной раз убедились, что химия элементов – самое увлекательное при изучении неорганической химии. Цель нашего урока-семинара – обобщить и проконтролировать ваши знания по теме. Но самое интересное сегодня — командная игра. И так сегодня соревнуются четыре команды.
Попрошу капитанов команд путём жеребьёвки (интерактивная доска) определить название команды:
-
команда «Азот»;
-
команда «Аммиак»;
-
команда «Азотная кислота»;
-
команда «Фосфор».
1 конкурс – «Презентация команд». За три минуты вам необходимо придумать девиз и сделать сообщение о веществе, которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах. Правильность ответов я буду оценивать с помощью «талантов»– желтеньких фишек. За один балл – один «талант». Какая команда в конце урока заработает больше талантов – та и победит.
Оценка конкурса – 1 балл за сообщение;
1 балл за девиз. (10 мин.)
Азот – бесцветный газ без запаха и вкуса. В воде растворяется хуже кислорода. Является основным компонентом воздуха (содержание азота в воздухе составляет 78%). В 1756г. англичанин Даниэль Резерфорд установил, что воздух, оставшийся под колоколом, где жила несколько дней мышь, освобожденный от углекислого газа, не поддерживает горение и дыхания. Этот газ он назвал « ядовитым воздухом». В 1773г. Карл Щееле. Шведский аптекарь, установил, что воздух состоит из двух газов. Газ, не поддерживающий горение и дыхание, он назвал «испорченным воздухом». В 1776г. известный французский учёный Антуан Лавуазье, подробно исследуя «ядовитый» и «дурной» воздухи, установил, что это одно и тоже вещество и предложил назвать его азотом, что в переводе с греческого означает безжизненный.
Фосфор – в поисках эликсира молодости и попытках получения золота немецкий алхимик Бранд в 1669г. получил вещество, обладающее необычными свойствами: оно светилось в темноте, а брошенное в кипящую воду, выделяло пары, загоравшиеся на воздухе с выделением густого дыма, который растворялся в воде с образованием кислоты. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций. Например:
белый фосфор — имеет молекулярную решётку, состоящую из молекул Р4. Он обладает типичным запахом, очень ядовит, самовоспламеняется на воздухе, нерастворим в воде, хранят под водой, растворим в сероуглероде. При окислении на воздухе светится в темноте, так как происходит непосредственное превращение химической энергии в световую;
красный – представляет собой порошок темно-малинового цвета, не ядовит, не воспламеняется на воздухе, не светится в темноте. При нагревании свыше 240С0 воспламеняется.
Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. Он легко сжижается при температуре – 34 градуса. А при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много теплоты, поэтому аммиак используют в холодильных установках. Аммиак хорошо растворим в воде: при 200С в одном объёме её растворяется около 700 объёмов аммиака. Аммиак собирают методом вытеснения воздуха в перевёрнутый вверх дном сосуд.
Азотная кислота. « Возьми фунт кипрского купороса, полтора фунта селитры и четверть фунта квасцов, подвергни всё перегонке, и ты получишь жидкость, которая обладает высоким растворяющим действием». Так описан первый способ получения азотной кислоты в книге арабского алхимика Джибара. Могущество этой жидкости так велико, что, будучи смешанной с соляной кислотой, она расправляется с царём металлов – золотом. Азотная кислота – жидкость, бесцветная, с едким запахом, хорошо растворяется в воде, смешиваясь с ней в любых соотношениях. На свету и при нагревании желтеет, вследствие окисления и образования бурого газа.
Объявляю следующий конкурс:
2 конкурс – «Своя игра». Каждая из команд выбирает категорию и номер вопроса (интерактивная доска). Команда, ответившая первой, за правильный ответ получает 1 балл и выбирает следующую категорию.
-
Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название — азот, т.е. «безжизненный»?
-
Чем обусловлена химическая инертность азота?
-
В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?
-
Как получают азот в промышленности?
-
Почему азот называют «элементом жизни»?
-
Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?
-
Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?
-
Каким способом следует собирать аммиак? Почему?
-
Как можно распознать аммиак?
-
Что такое нашатырь? Для чего его используют?
-
В какой таре хранят азотную кислоту и почему?
-
Какие вещества называют селитрами?
-
Какой газ называют «бурым»?
-
Что такое «ляпис»?
-
Что такое «царская водка»?
-
Как звали алхимика, открывшего фосфор?
-
Как хранят белый фосфор?
-
Какая из модификаций фосфора светится в темноте?
-
Где применяют красный фосфор?
-
На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя?
(7 мин.)
3 конкурс – «Теоретический».
Во время этого конкурса мы повторим химические свойства азота и фосфора, важнейших соединений азота. Капитанов прошу выбрать конверты с вопросами для своих команд:
-
составить уравнения реакций, характеризующие химические свойства азота и фосфора;
-
описать кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства аммиака;
-
описать химические свойства азотной кислоты;
-
написать уравнения реакций, отражающие химические свойства солей аммония и нитратов.
По одному представителю от команды у доски отвечают на вопросы. Остальным членам команд предлагаю разгадать кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд оформляет ответы на слайде и проецирует на экран. (3 балл).
| 3 |
|
|
| ||||||||||
| 1 |
|
| |||||||||||
|
| 6 | 5 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
| 4 |
|
| ||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
| ||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
Вопросы:
-
Учёный, открывший фосфор. (Бранд)
-
Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? (Фосфор)
-
Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов? (Селитры)
-
Какой фосфор светится в темноте? (Белый)
-
Газ, образующийся при разложении солей аммония. (Аммиак)
-
Второе название хлорида аммония. (Нашатырь)
-
Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений? (Удобрения)
-
Газ, составная часть воздуха. (Азот)
Затем проверяются ответы у доски. Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл). Отвечающий получает индивидуальный балл: «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).
(20 мин.)
4 конкурс – «Реши задачу». По одному представителю от каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски. Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов, за каждую ошибку снижается по 1 баллу.
Пока представители команд решают задачи, проводится конкурс для капитанов.
Конкурс капитанов: «Лови ошибку».
Игровая цель: кто из капитанов быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном учителем тексте: «…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты»
Конкурс капитанов оценивается по 1 баллу за «пойманную» ошибку.
Затем проверяются решения задач у доски. (10 мин.)
5 конкурс – «Экспериментальный». Команды получают экспериментальное задание:
две команды должны доказать опытным путём, что в состав сульфат аммония входят ионы аммония NH4+ и сульфат-ионы SO42-;
двум другим командам предлагается распознать среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия.
Реактивы: р-ры Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой.
Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по пять баллов. (10 мин.)
6 конкурс – «Эстафета» — завершает испытания команд.
Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений и приступить к её решению у доски. Члены команды могут исправлять ошибки у своих участников команды. Во время проверки за исправление ошибок у соперников команды получают дополнительный балл. Количество баллов определяется количеством правильно составленных уравнений.
-
N2 → NO → NO2 → HNO3 → Cu (NO3)2 → CuO;
-
N2 → NH3 → NH4Cl → NH3 → N2;
↓
AgCl
3) P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4 → Ag3PO4;
↓
Ca3 (PO4)2
4) NH4NO2 → N2 → Mg3N2 → NH3 → (NH4)2SO4.→ BaSO4 (10 мин.)
В заключительной части урока проводится индивидуальная письменная работа (Приложение 1) или тестовая работа по вариантам (Приложение 2).
Подведение итогов, награждение команды-победителя.