Брейн-ринг. Внеклассное мероприятие по химии
8 класс
Чернова Н.А., учитель химии
I. Оформление класса:
Над доской – плакат:
“ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ВСЕГО ИЗУЧАЙТЕ ХИМИЮ”
На доске размещены плакаты для конкурсов и написаны названия конкурсов:
-
Стихи о химии 6. Черный ящик
-
Аукцион знаний 7. Угадайте
-
Немое кино 8. Превращения
-
Ребусы 9. Кто первый?
5. Игра слов 10. Суперигра
На отдельной парте оформлена выставка работ учащихся, на которой представлены лучшие рефераты, доклады, поделки и рисунки.
II. Подготовка команд:
Команды располагаются на стульях вокруг своей парты каждая, но таким образом, чтобы всем участникам было видно доску. На парте у команд должен быть простой карандаш и эмблема с названием команды.
III. Подготовка жюри:
Из лучших учеников выбрано жюри (3 человека), которое представляется учителем перед началом конкурсов всем участникам и зрителям. Члены жюри заранее знакомятся со всеми заданиями конкурсов, правильными ответами и критериями оценок.
IV. Проведение конкурсов:
Порядок участия команд в каждом конкурсе можно разыгрывать жеребьевкой или первенством поднятия таблички с названием команды ее капитаном.
Перед каждым конкурсом учитель должен уточнять, как оценивается данный конкурс (высший балл, критерии). После каждого конкурса слово предоставляется жюри.
1 конкурс – Стихи о химии.
К этому конкурсу команды готовятся заранее (домашнее задание) и затем читают свои стихотворения. Вот одно из них:
Химия, химия – классный предмет!
Лучше химии предмета нет.
Учим мы здесь состав вещества
И получаем пятерки всегда!
2 конкурс – Аукцион знаний.
Учитель задает вопросы, а команды отвечают. Каждый правильный ответ приносит команде один балл, а неправильный ответ – наоборот, отнимает балл. (Часть вопросов была взята из школьной программы по химии, а часть из дополнительной литературы, например из книги “Занимательная химия”).
3 конкурс – Немое кино.
Командам предлагается в виде пантомимы изобразить круговорот воды в природе.
4 конкурс – Ребусы.
На альбомных листах нарисованы картинки, в которых зашифрованы названия химических элементов. Учитель поочередно их показывает, а команды отгадывают химический элемент.
5 конкурс – Игра слов.
Учитель задает вопросы:
– Какой элемент не имеет постоянной “прописки“ в системе Д. И. Менделеева?
– Какой элемент всегда рад?
– Какой газ утверждает, что он – это не он?
– Какой неметалл является лесом?
– Какой элемент состоит из двух животных?
– Какой элемент вращается вокруг Солнца?
– Какой элемент является настоящим гигантом?
– Какие химические элементы утверждают, что могут ”другие вещества рождать”?
– Название какого металла несет в себе волшебника?
– Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое был вынужден красить Том Сойер?
6 конкурс – Черный ящик
В ящике лежит упаковка поваренной соли. Учитель говорит, что здесь находится то, что у большинства народов издавна служило символом постоянства и нерушимой дружбы.
После того, как загадка будет разгадана, нужно сказать, что соль – это вещество, не изменяющееся даже в огне, не поддающееся порче, а наоборот, предохраняющее от нее продукты питания. Наши предки встречали гостей хлебом и солью.
7 конкурс – Угадайте…
Какое слово закрыто на табло? Карточки, на которых написано слово “ХИБИНЫ” перевернуты обратной стороной, как в игре “Поле чудес”.
Учитель дает пояснение.
Это месторождение называют Жемчужиной Заполярья. Это месторождение апатитов, нефелина и других ценных ископаемых: сфена, из которого добывают титан, ловчоррита, железных, ванадиевых и молибденовых руд.
Ученики могут отгадать слово целиком, что, конечно, сложно, а могут называть буквы.
8 конкурс – Превращения
Мы знаем, как превратить соль (медный купорос) в медь реакцией замещения. А теперь нужно превратить слово “соль” в слово “медь” и слово “медь” в “болт”, меняя в слове каждый раз по одной букве.
-
с
о
л
ь
м
о
л
ь
м
е
л
ь
м
е
д
ь
-
м
е
д
ь
м
е
л
ь
м
о
л
ь
б
о
л
ь
б
о
л
т
9 конкурс – Кто первый?
Командам раздаются пробирки (в штативах) с растворами хлорида бария и хлорида натрия, а также реактивы: серная и соляная кислоты и гидроксид натрия. Ученики определяют, в какой из пробирок находится каждая соль. Ответы нужно дать как можно быстрее.
10 конкурс – Суперигра
Каждая команда получает одинаковые карточки с предлагаемыми вариантами ответов на 5 вопросов. Правильный ответ нужно отметить после того, как учитель прочитает вопрос. После последнего вопроса карточки нужно сдать жюри.
Предлагаемые вопросы и ответы:
Какие известные два газа не ядовиты, но в них гибнут животные?
– Углекислый газ и кислород.
– Азот и кислород.
– Углекислый газ и азот.
– Кислород и аммиак.
Какие металлы называются благородными?
– Хром, золото, платина.
– Серебро, гафний, платина.
– Золото, серебро, молибден.
– Серебро, золото, платина.
Почему они так называются?
– Из них изготавливают украшения.
– Они пригодны для использования в медицине.
– Химически стойки и не вступают в реакции.
– Химически нестойки и вступают в реакции.
Оксиды каких из перечисленных металлов не применяются как краски?
– Оксид цинка – (цинковые белила)
– Оксид хрома (III) – (зеленый пигмент)
– Оксид свинца (IV) – (свинцовые белила)
– Оксид железа (II, III) – (мумия)
Что надо делать, если загорелось масло на сковороде?
– Тушить водой.
– Тушить солью.
– Ждать, когда сгорит.
– Закрыть сковородку крышкой.
После этого конкурса жюри проверяет правильность ответов и подсчитывает баллы за конкурс, а также подводит итоги. В это время учитель знакомит всех с составом каждой команды и объявляет, что все участники получат “пятерки” по химии, а команде-победительнице – по две “пятерки”. После объявления результатов участники получают призы.