Технологическая карта урока. Информатика . 5 класс. ФГОС.
учитель: Бурмакина А.М.
Тема: Кодирование как способ изменения формы представления информации.
Планируемые учебные результаты:
предметные – представление о кодировании как способе изменении формы представления информации;
метапредметные – умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему).
Цель урока: расширить представления учащихся о процессе кодирования и декодирования информации.
Задачи:
Образовательные: помочь обобщить знания о способах кодирования информации; предоставить возможность научиться изменять форму представления информации, сохраняя содержание; показать роль кодирования информации в окружающем мире.
Развивающие: развивать логическое мышление, навыки исследовательской и творческой деятельности учащихся .
Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |
1 | Мотивационный этап (5 мин). Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку.
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»): Демонстрация притчи “Всё в твоих руках” — Что мы с вами прослушали? — Что такое притча? — Как вы думаете, какой смысл вложил мудрец в свои слова?
Актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») — Сегодня на уроке каждому из вас я хочу раздать вашу бабочку, которая поможет вам оценить свои знания.
| Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
-притчу —короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
| Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации — формирование этических норм и правил у учащихся. — работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении. Познавательные УУД: — находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: — формирование умения строить речевое высказывание, |
2 | Этап актуализации знаний (3 мин).
Цель этапа – актуализация знаний необходимых и достаточных для восприятия нового материала. | — Как вы думаете, а что такое притча с точки зрения информатики? (на доске появляется слово информация) — Прочитайте высказывания, как вы думаете, какое из них наиболее близко по смыслу к нашей притче?
-Как называются эти высказывания?
-Что такое пословица с т.з. информатики?
— Что общего у притчи и пословицы?
-Чем отличаются? (на доске появляется слова форма представления)
-Какой вывод можно сделать?
(на доске появляется слово изменяется)
— Где еще в жизни вы встречались со случаями, когда форма представления информации изменялась, а содержание нет?
-Как называют такое представление информации?
(на доске появляется слово кодирование) | — информация
-пословицы
-информация
Смысл
Формой представления
Изменяется форма представления, но не изменяется смысл
-кодирование
| |
Личностные УУД: — развитие грамотной речи, памяти, познавательной активности; — работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении. Познавательные УУД: — устанавливать аналогии — проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: — формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; — формирование умения слушать и понимать речь других | ||||
3 | Этап целеполагания (3 мин).
Основная цель этапа — формулирование темы и целей урока, учащихся. | — А теперь посмотрите на доску попробуйте составить тему нашего урока.
На доске слова информация форма представление изменение кодирование
Установление тематических рамок учебной деятельности («могу»). — Возьмите свою бабочку и если вы считаете, что отлично понимаете тему «Кодирование информации», то закрасьте туловище бабочки зеленым цветом, если сомневаетесь в своих силах, то — синим, ну, а если совсем в них не уверены, то – красным.
— Есть ли среди вас, те, у кого возникли сомнения в своих знаниях? Почему? — Чтобы вы ещё хотели узнать о кодировании?
— Прочитайте еще раз тему нашего урока и на обратной стороне своей бабочки напишите, какую цель вы поставите себе на сегодняшний урок.
-Кто хочет прочитать свою цель?
-Я тоже поставила перед собой цель: «Расширить представление учащихся о процессе кодирования и декодирования информации». Как вы думаете, она соответствует вашим целям, можем мы совместно достигнуть их? Что для этого нужно будет сделать? |
— «Кодирование как изменение формы представления информации»;
Варианты ответов детей.
Пишут цели
Дети читают свои цели по желанию
— Узнавать новую информацию, выполнять задания, работать. | Регулятивные: — развитие умения формулировать тему и цель урока; — развитие умения контролировать процесс выполнения задания, оценивать правильность выполнения задания и результат деятельности
Личностные: — Развивать способность к самооценке; -Развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи
|
4 | Этап выявления мест и причин затруднений (15 мин).
Основная цель — организовать деятельность учащихся, способствующую анализу уровня своих знаний и их коррекции.
| — Но, прежде чем двигаться вперёд, надо бы оценить свои силы и возможности. Как вы думаете, каким образом можно оценить уровень ваших знаний в области кодирования информации?
— Хорошо. Перед вами лежат карточки с различными формами представления информации, выберите любую из них и выполните предложенное задание. -Какие слова получились? (записать на доске ответы: Наука Спорт Дружба Мир) — Какие способы кодирования информация встретились вам при выполнении заданий?
— Напишите на каждой части крыльев вашей бабочки один из способов кодирования.
— Вызвали ли у кого-либо из вас затруднения данные задания? В чём были затруднения? Кто может объяснить, как нужно было рассуждать?
У вас осталось неподписанным одно крыло, раскрасьте его зеленым — если вы легко справились с выполнением этого задания, если были сложности – синим, не справились – красным.
— А теперь вспомните, полученные вами ответы, и в соответствии с ними разбейтесь на группы и пересядьте за компьютеры (для каждой группы – отдельный компьютер).
— Какие правила работы в группах вы знаете? Предлагаю в качестве девиза нашей работы взять следующее стихотворение: Твори, ищи, фантазируй смелей – Поиск идет необычных идей! Сваливай мысли в гору большую, Из сотни простых найди золотую. Камнем в соседа бросать не смей, Бросишь камень – не будет идей! — Согласны?
— На Рабочем столе находится папка «Задания. 5 класс», откройте её. Приступаем к выполнению 1-го задания. Отвечает групп, быстрее всех справившаяся с заданием.
Ответ на 1 задание (выписать на доске). — Каким способом была закодирована информация? — Если вы легко справились с числовым способом кодирования, то раскрасьте крыло бабочки зеленым цветом, если были сложности, то – синим, если было трудно, то — красным
Физминутка. — Давайте немного отдохнем. Выйдите из-за компьютера, сейчас на экране будут появляться знаки с различными видами спорта, а вам надо будет показать, что эта за вид спорта. (Знаки: пловец, лыжник, бегун, конькобежец, велосипедист.) — Что было общего у знака и у ваших действий, а что отличалось?
Приступаем к выполнению 2-го задания. Отвечает группа, быстрее всех справившаяся с заданием.
Ответ на 2 задание. — Каким способом была закодирована информация? — Вызвали ли у кого-либо из вас затруднения данные задания? В чём были затруднения? Кто может объяснить, как нужно было рассуждать? — Если вы легко справились с графическим способом кодирования, раскрасьте крыло бабочки зеленым, были сложности – синим, трудно — красным
Приступаем к выполнению 3-го задания. Отвечает группа быстрее всех справившаяся с заданием.
Ответ на 3 задание. -Каким способом была закодирована информация? — Вызвали ли у кого-либо из вас затруднения данные задания? В чём были затруднения? Кто может объяснить, как нужно было рассуждать? — Если вы легко справились с символьным способом кодирования раскрасьте крыло бабочки синим, были сложности – синим, трудно – красным. |
— выполнить задания
— Наука Спорт Дружба Мир
— Символьный, графический, числовой
Группа 1 – наука Группа 2 – спорт Группа 3 – дружба Группа 4 – мир
Ответы детей
Красноярск Числовым
Содержание Форма
2019 Графическим
Универсиада | Познавательные УУД: — формирование представлений о кодировании как способе изменения формы представления информации Личностные: -развитие умение адекватно оценивать свои успехи Коммуникативные: — развитие умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь — умение допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной -умение учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и позицию — умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности -умение аргументировать свою позицию Регулятивные: — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане |
5. | Этап закрепления. (15 минут)
Цель этапа – практическое применение полученных знаний, включение изученного в систему знаний. | Посмотрите на доску. Какие слова получили? Что можете сказать? — Что знаете про Универсиаду? Приедут студенты из разных стран. Будут работать волонтеры. (Волонтеры – это добровольцы, люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг ) -Как вы думаете, а какое отношение к универсиаде имеют, слова, которые вы получили при выполнении самого первого задания?
— Основные объекты Универсиады уже определены, они находятся в Красноярске. Но, может так сложиться, что какие-то соревнования пройдут и в нашем городе. — Поможем нашему городу достойно встретить гостей Универсиады? — Вам предлагается выполнить в группе одно из предложенных заданий: 1. Придумать знак, который будет отличать волонтеров. 2. Придумать знак для любой достопримечательности нашего города. 3. Закодировать фразу «Добро пожаловать!», чтобы она была понятна представителю любого народа. — На работу вам отводится 5 минут и 2 минуты на представление и защиту итогов своей работы. (В ходе защиты фиксировать, что при кодировании информации сохраняется содержание информации при изменении её формы). | Универсиада – 2019 в Красноярске
(Молодежный аналог Олимпиады, Всемирные студенческие спортивные игры или просто — Универсиада — вот уже более 50 лет является вторым по значимости и представительству комплексным международным мероприятием на мировой спортивной арене. Название «Универсиада» происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». 29 зимняя универсиада со 2 по 12 марта 2019 года. Спортсмены разыграют 69 комплектов наград в 10 видах спорта. Студенты, аспиранты, выпускники двух последних лет от 18-28 лет. В рамках зимней Универсиады-2019 награды будут разыгрываться в 8 обязательных видах спорта: горнолыжный спорт, биатлон, лыжные гонки, хоккей, шорт-трек, сноуборд, фигурное катание на коньках, керлинг.)
Девизом универсиады являются слова Наука-Спорт-Дружба-Мир
Работа в группах.
Защита работ. Оценка работ одноклассниками. | Коммуникативные: — развитие умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь — умение допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной -умение учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и позицию — умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности -умение аргументировать свою позицию Регулятивные: — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане |
6. | Этап подведения итогов урока, рефлексия. (5 минут)
Цель этого этапа самооценка результатов своей деятельности.
| — Что нового вы узнали сегодня о кодировании информации?
— Прочитайте, цели, которые вы ставили перед собой на этот урок? — Удалось ли вам их достичь? Если да, то закрасьте голову бабочки зеленым цветом, если не совсем, то – синим, ну, а если вам совсем не удалось достичь своей цели, то — красным.
— Откройте дневники, запишите.
1)Составить синквейн по теме урока 2)Закодировать любым способом слово предложенное на карточке
— Посмотрите на вашу бабочку. Какая она получилась красивая, олицетворение ваших знаний. — Давайте отпустим на волю наших бабочек. Спасибо, за урок. | — Кодирование позволяет сохранить содержание информации, изменяя лишь его форму.
| Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации
|
|