ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402
111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.375-71-31, тел/факс 375-59-11
E—mail:s402veshn@yandex.ru http:www.s402.edusite.ru
Конспект урока
по обучению грамоте
в 1 классе
« ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З, з.»
подготовила
учитель начальных классов
Павлова Наталья Александровна
г. Москва 2011
Цели:
-
познакомить с новой буквой;
-
учить писать печатную букву З, читать слова с буквой З, з;
-
учить проводить звуковой анализ слов;
-
развивать фонематический слух.
Тема: Знакомство с буквой З,з.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I Орг. Момент. | Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег—снежок, Начинаем наш урок. – Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Итак Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Станем буквы изучать И научимся читать. — Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.) — Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.
|
| ||
II.Постановка темы и целей урока.
III. Изучение нового материала.
| – О каком времени года эти строчки: …Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов… А. С. Пушкин – Рассмотрите страницу в учебнике. Сформулируйте тему урока. (Мы познакомимся с новой буквой и со звуком, который она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой. Научимся ее писать.) 1. Введение в тему урока. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Наконец—то ты пришла К нам, волшебница… (зима). – Расскажите, какая бывает зима. (Снежная, морозная, вьюжная и т. д.) – Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие… Гуляет в поле, летает на воле. Вдоль села пробегает, Сугробы наметает. (Метель.) – Посмотрите, сама Метелица к нам пожаловала. Я метель, царица снега, Заметаю все вокруг. Я смешаю землю с небом, Заведу свою игру. Я холодными ветрами Заморожу города, Вьюгой остужу, бураном, Льдом покроется вода.
– Посмотрите, сколько снежинок—букв собралось в хоровод, как метель их закружила. А, О, У, И, Ы,Э,Я,Ю, Е, Ё. —А какие звуки они обозначают? (Эти буквы обозначают гласные звуки.) – Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласных. (Е, Ё, И.Я.Ю) – Метелица дарит вам новую букву – З, з. —А какой звук она обозначает? ( согласный) ( ищем на таблице букв) Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги. Чтение слогов на доске. Метелица дарит вам печатную букву З. 2.Работа в тетради » Я учусь печатать печатные буквы» «На что похожа буква?» – Рассмотрите букву З, з. На что она похожа? Дети читают стихи про букву З. На что похожа буква? З – как тонкий завиток, Как затейливый вьюнок, Звук у З – простой и чистый, З запомним очень быстро! Т. Синицына На эту букву посмотри – Она совсем как цифра «три» — печатание букв З в тетради. — чтение предложений, — соотнесение и запись имён девочек. 3.Игра Метелицы «Повторяй за мной». Учитель произносит начало предложения, заканчивает чтением слогов, выполняя движения. Дети повторяют за учителем слоги и, соответственно, движения. • Дятел долбит дерево: «За—за—за». (Качают головой.) • Ветер завывает в лесу: «Зу—зу—зу». (Покачивают туловищем.) • Зайчик прыгает по сугробам: «Зо—зо—зо». (Поднимают по очереди ноги.) • Синичка тоненько пищит: «Зи—зи—зи». (Хлопают руками как крыльями.) А теперь метелица приготовила для вас загадки 4. Работа по учебнику. 1) Загадки. Очень легкая загадка: (Зебра.) Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (Замок) 2) Звуковой анализ слов «зебра», «замок». – Рассмотрите схемы справа от рисунков. – Выполните звуковой анализ слова «зебра». – Разделите слова «зебра», «замок» на слоги. – Определите, какой слог ударный. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. – Назовите букву, которой можно обозначить звуки з, з’. (Буква «з».) Игра «Узнай звук» —Встают девочки.( Если слышится звук твердо) —Встают мальчики.( Если слышится звук мягко). ( Забор, вокзал, земляника, берёза, зеркало ,зуб, мизинец, зима) —Послушайте небольшой рассказ о многозначности слова замОк. (появляется картинка на доске.) —Напечатаем это слово в учебнике и поставим ударение.(зАмок)
3) Игра «Живые буквы». – Метелица любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмем слово «замок». – Назовите гласные звуки; согласные звуки; поставим ударение. — Закройте глаза, посмотрите, что изменится ( буквы меняются местами) Итак, буквы должны стоять всегда на своём месте, чтобы не поменялось значение слова. 4) Работа по слоговой таблице в учебнике. – Прочитайте слоги: сначала сверху вниз (громко, затем тихо), потом снизу вверх (громко – тихо), сверху вниз (тихо – громко); снизу вверх (тихо – громко). – Дополните слоги до слов. 5) Чтение слов в учебнике или на доске. — Прочитайте слова, в которых один слог. — Прочитайте слово— название времени года. – Зима – трудное время года для животных. Почему? – Прочитайте слово – название животного. (Зайка.) – Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя. 6) Чтение по ролям. ВОЛК – Что ты, волк, такой худой! – Будешь худ с такой едой. Я не ел четыре дня! Увидал обед у пня – А обед во все лопатки Припустился от меня! Вот несчастье, вот беда – Быстроногая еда! —Отметим в каких словах слышится звук З, а в каких (з,) – Метелица видит, что вы любознательны и трудолюбивы. Она предлагает вам прочитать зашифрованные слова. — Как вы думаете,что надо сделать, чтобы можно было прочитать слова. – Буква З потерялась. Вставим букву в слова.
( Если будет время) – Выучите скороговорку: «Зоиного зайку зовут Зазнайка».
|
( Рисунок на доску) Выходит ученица, переодетая Метелицей и читает стихотворение.
На доске – снежинки —карточки с гласными буквами.
На доске появляется листок с б.З
На доске открываются иллюстрации.
Появляется таблица на доске.
Появляется картинка на доске.
Ученики разыгрывают сценку. | ||
Физминутка.
| Жили—были прыгуны: – Мы допрыгнем до луны! Ввысь их вышвырнул батут. – Где вы, прыгуны? – Мы тут! В. Берестов Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
|
| ||
IV.Закрепление. | Работа по учебнику. 1.– Метелица со снежинками придумали слова с одинаковым слогом. Прочитайте их. — Чем различаются группы слов? ( В первом столбике написан первый слог —за, а во втором— последний) —Придумайте и дополните словами каждую группу. 2. Чтение рассказа. –Метелица сочинила рассказ о своем любимом времени года. Снежинки нарисовали к нему иллюстрацию. Рассмотрите ее и предположите, о чем рассказ? – Прочитайте рассказ. Дайте ему название. «Напечатайте» простым карандашом название над текстом. – Сколько предложений в тексте? — Чем особенны первое и второе предложения? — Кто нарисовал узоры на окне? 3. Соотнесение картинок и слов. – А теперь Метелица придумала для вас игру » Тишина«. Помогите ей выполнить следующее задание – соединить слова и рисунки. Можно ли разговаривать во время работы? 4.Чтение сказки Г. Остера «Где лучше бояться?». Хотите познакомиться со сказкой «Где лучше бояться?» (Чтение сказки детьми по ролям)
|
| ||
V. Итог урока.
| – С какой новой буквой познакомила вас Метелица? – Какие звуки обозначает буква з? (Звуки [з], [з‘].) – Дайте характеристику звукам [з], [з‘]. Что понравилось на уроке?
|
| ||
VI. Рефликсия. | Подарим и мы с вами Метелице подарки, каждый раскрасит свою снежинку тем цветом , какое сейчас у него настроение. | Дети раскрашивают снежинки и прикрепляют их на доску. |
Литература.
-
Л.Е. Журова «Букварь», издательство Вентана- Граф, 2011.
-
М.И. Кузнецова «Учимся писать печатные буквы»- рабочая тетрадь, издательство Вентана- Граф, 2011.
-
М.И. Кузнецова «Я учусь писать и считать»- рабочая тетрадь, издательство Вентана- Граф, 2011.
-
В.В. Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение, 2001.
-
Л.Е. Журова, Букварь: Методические комментарии к урокам, издательство Вентана- Граф, 2011.
-
СD- диск. Обучение грамоте, поурочные планы 1 класс. «Начальная школа XXI » века, издательство Учитель 2011.