План – конспект урока
«Аналогичная закономерность»
Цели урока:
-
Обучающая: отрабатывать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы в цепочках или таблицах; закрепить умение располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.
-
Развивающая: развивать логическое мышление, внимания, воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
-
Воспитывающая: воспитывать интерес у обучающихся к предмету, коммуникативные навыки.
Литература:
Для учителя:
-
Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс».
-
Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя».
Для учеников:
-
Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс».
Тип урока: ознакомление с новым материалом
План урока:
-
Организационный этап.
-
Проверка домашнего задания.
-
Этап получения новых знаний.
-
Этап закрепления нового материала.
-
Этап обобщенияизученного на уроке.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный этап.
Приветствие.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
-
Проверка домашнего задания.
Задание 6, 10.
Вспомнить понятие «аналогия», «аналогичный», «закономерность».
-
Этап получения новых знаний.
Ребята, отгадайте по описанию героя: живёт в доме № 8/16, рядом с ателье, по улице Мурлыкина. Слушает хорошую музыку. И любит повторять — «Ребята, давайте жить дружно».
Узнали? Это кот Леопольд.
Представьте себе, что кот Леопольд открыл бюро «Добрых мур-мур-услуг», где помогают школьникам выполнять задания по информатике, которые у них не получаются. И ему нужны помощники. Этими добровольцами будем, конечно, МЫ!
А вот и первое письмо!
«Здравствуйте, меня зовут Игорь. На следующем уроке информатики у нас контрольная работа, а я отсутствовал на прошлых уроках, т.к. болел. С некоторыми заданиями я разобрался сам, но два задания я выполнить не могу. Помогите мне, пожалуйста».
Ну, давайте посмотрим, какое первое задание.
Найди закономерность расположения чисел. Составь аналогичную с помощью букв.
Кто знает, как выполнить это задание?
Числа в этой закономерности возрастают, начиная от единицы. Первое число взято один раз, второе — два раза, третье – три и т.д. И аналогичная закономерность, т.е. составленная по такому же правилу, с помощью букв, будет выглядеть так: первая буква алфавита 1 раз, далее вторая буква алфавита два раза, третья три и т.д.
Первое задание мы выполнили, теперь посмотрим второе.
Найди закономерность. Вставь ещё четыре пропущенные буквы. Составь аналогичную закономерность с помощью чисел.
А…Я…, так, первая и последняя буквы алфавита. Б…Ю…, вторая и предпоследняя буквы. Ага, закономерность составлена по правилу «голова-хвост». И продолжение её будет выглядеть так Г Ь Д Ы.
Теперь будем составлять аналогичную закономерность с помощью чисел. В алфавите тридцать три буквы, значит, последним числом будет число тридцать три. И аналогичная закономерность с помощью чисел, будет выглядеть так: первое — последнее число, второе – предпоследнее и т.д.
А вот ребятаписьмо с пометкой «срочно».
«Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Вы знаете, у меня есть мечта. Я очень-очень хочу велосипед. И если я закончу учебный год на отлично, мне родители подарят самый крутой велосипед. Но, чтобы закончить год на отлично, мне надо выполнить одно задание по информатике. А без вашей помощи я не справлюсь».
Ну, давайте посмотрим, что за задание.
В первой таблице необходимо заполнить пустые клетки цифрами. А во второй расположить по аналогии, т.е. по такому же правилу, воздушные шары.
Давайте всё по порядку. Перед нами две аналогичные закономерности.
Аналогичные, потому что числа в верхних строчках обеих таблиц расположены по порядку.
Рассмотрим закономерность расположения чисел в таблице. Начнём восстанавливать закономерность с той строки, где пропущен один элемент. Как узнать, какого элемента не хватает?
Нужно посмотреть, какой из всех элементов строки отсутствует. В первой строке: один, два, три, четыре. А во второй строке два, три, четыре, не хватает числа один. Значит, оно и будет стоять в четвёртой клетке. В третьей строке не хватает числа… три. В четвёртой… А тут два недостающих элемента: число один и число три, а какое куда ставить?
А посмотрим, есть ли пустые ячейки в столбцах таблицы?
Так. В первом столбике все элементы: один, два, три, четыре. Вы заметили, что элементы первой строки и первого столбца одинаковые? Во втором столбике не хватает одного элемента и эта единица, а в четвёртом тройки. Первая таблица заполнена! А как же заполнить вторую?
Посмотрите внимательно, на первую строку чисел и первую строку шариков.
Шарики пронумерованы так же, как стоят числа в первой таблице. А ещё в каждой строке не повторяется одно и то же число. Значит, во второй таблице в каждой строке не должен повторяться ни один шарик. Начнём заполнять таблицу со второй строки. С какого элемента она должна начинаться?
А что бы узнать, надо посмотреть, с какого элемента начинается вторая строка первой таблицы. Вторая строка начинается с числа два – это красный шарик, три – это фиолетовый, четыре — зелёный, один — жёлтый. Третья строка — фиолетовый, зелёный, жёлтый, красный. И последняя строка будет выглядеть так: зелёный, жёлтый, красный, фиолетовый.
Ну, ребята, как называется закономерность, которую мы только что составили?
Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу. И чтобы правильно заполнить закономерную таблицу необходимо знать правила, по которым расположены объекты.
-
Этап закрепления нового материала.
Задания на карточках.
Задание19 из учебника.
-
Этап обобщения изученного на уроке
Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием, как аналогичная закономерность.
Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу.
-
Рефлексия.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
Леопольд всегда говорил «Ребята, давайте жить дружно». А сейчас у него появилась ещё одна любимая фраза «Ребята, учитесь хорошо в школе и у вас всё получится».
-
Домашнее задание.
Задание 20.