План – конспект урока

«Аналогичная закономерность»

Цели урока:

  1. Обучающая: отрабатывать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы в цепочках или таблицах; закрепить умение располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

  2. Развивающая: развивать логическое мышление, внимания, воображение, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес у обучающихся к предмету, коммуникативные навыки.

Литература:

Для учителя:

  1. Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс».

  2. Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя».

Для учеников:

  1. Горячев А.В., «Информатика в играх и задачах. 3 класс».

Тип урока: ознакомление с новым материалом

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Этап получения новых знаний.

  4. Этап закрепления нового материала.

  5. Этап обобщенияизученного на уроке.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Задание 6, 10.

Вспомнить понятие «аналогия», «аналогичный», «закономерность».

  1. Этап получения новых знаний.

Ребята, отгадайте по описанию героя: живёт в доме № 8/16, рядом с ателье, по улице Мурлыкина. Слушает хорошую музыку. И любит повторять — «Ребята, давайте жить дружно».

Узнали? Это кот Леопольд.

Представьте себе, что кот Леопольд открыл бюро «Добрых мур-мур-услуг», где помогают школьникам выполнять задания по информатике, которые у них не получаются. И ему нужны помощники. Этими добровольцами будем, конечно, МЫ!

А вот и первое письмо!

«Здравствуйте, меня зовут Игорь. На следующем уроке информатики у нас контрольная работа, а я отсутствовал на прошлых уроках, т.к. болел. С некоторыми заданиями я разобрался сам, но два задания я выполнить не могу. Помогите мне, пожалуйста».

Ну, давайте посмотрим, какое первое задание.

Найди закономерность расположения чисел. Составь аналогичную с помощью букв.

Кто знает, как выполнить это задание?

Числа в этой закономерности возрастают, начиная от единицы. Первое число взято один раз, второе — два раза, третье – три и т.д. И аналогичная закономерность, т.е. составленная по такому же правилу, с помощью букв, будет выглядеть так: первая буква алфавита 1 раз, далее вторая буква алфавита два раза, третья три и т.д.

Первое задание мы выполнили, теперь посмотрим второе.

Найди закономерность. Вставь ещё четыре пропущенные буквы. Составь аналогичную закономерность с помощью чисел.

А…Я…, так, первая и последняя буквы алфавита. Б…Ю…, вторая и предпоследняя буквы. Ага, закономерность составлена по правилу «голова-хвост». И продолжение её будет выглядеть так Г Ь Д Ы.

Теперь будем составлять аналогичную закономерность с помощью чисел. В алфавите тридцать три буквы, значит, последним числом будет число тридцать три. И аналогичная закономерность с помощью чисел, будет выглядеть так: первое — последнее число, второе – предпоследнее и т.д.

А вот ребятаписьмо с пометкой «срочно».

«Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Вы знаете, у меня есть мечта. Я очень-очень хочу велосипед. И если я закончу учебный год на отлично, мне родители подарят самый крутой велосипед. Но, чтобы закончить год на отлично, мне надо выполнить одно задание по информатике. А без вашей помощи я не справлюсь».

Ну, давайте посмотрим, что за задание.

В первой таблице необходимо заполнить пустые клетки цифрами. А во второй расположить по аналогии, т.е. по такому же правилу, воздушные шары.

Давайте всё по порядку. Перед нами две аналогичные закономерности.

Аналогичные, потому что числа в верхних строчках обеих таблиц расположены по порядку.

Рассмотрим закономерность расположения чисел в таблице. Начнём восстанавливать закономерность с той строки, где пропущен один элемент. Как узнать, какого элемента не хватает?

Нужно посмотреть, какой из всех элементов строки отсутствует. В первой строке: один, два, три, четыре. А во второй строке два, три, четыре, не хватает числа один. Значит, оно и будет стоять в четвёртой клетке. В третьей строке не хватает числа… три. В четвёртой… А тут два недостающих элемента: число один и число три, а какое куда ставить?

А посмотрим, есть ли пустые ячейки в столбцах таблицы?

Так. В первом столбике все элементы: один, два, три, четыре. Вы заметили, что элементы первой строки и первого столбца одинаковые? Во втором столбике не хватает одного элемента и эта единица, а в четвёртом тройки. Первая таблица заполнена! А как же заполнить вторую?

Посмотрите внимательно, на первую строку чисел и первую строку шариков.

Шарики пронумерованы так же, как стоят числа в первой таблице. А ещё в каждой строке не повторяется одно и то же число. Значит, во второй таблице в каждой строке не должен повторяться ни один шарик. Начнём заполнять таблицу со второй строки. С какого элемента она должна начинаться?

А что бы узнать, надо посмотреть, с какого элемента начинается вторая строка первой таблицы. Вторая строка начинается с числа два – это красный шарик, три – это фиолетовый, четыре — зелёный, один — жёлтый. Третья строка — фиолетовый, зелёный, жёлтый, красный. И последняя строка будет выглядеть так: зелёный, жёлтый, красный, фиолетовый.

Ну, ребята, как называется закономерность, которую мы только что составили?

Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу. И чтобы правильно заполнить закономерную таблицу необходимо знать правила, по которым расположены объекты.

  1. Этап закрепления нового материала.

Задания на карточках.

Задание19 из учебника.

  1. Этап обобщения изученного на уроке

Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием, как аналогичная закономерность.

Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу.

  1. Рефлексия.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.

Леопольд всегда говорил «Ребята, давайте жить дружно». А сейчас у него появилась ещё одна любимая фраза «Ребята, учитесь хорошо в школе и у вас всё получится».

  1. Домашнее задание.

Задание 20.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here