Панюшкина Н.В. Хранение информации
Панюшкина Наталья Владимировна | |
Предмет | Информатика и ИКТ |
Класс | 5 классы |
Тип урока | комбинированный |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема | Хранение информации |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о хранении информации, носителе информации, файле, папке; для формирования УУД обучающихся |
Основные термины, понятия | Информация, действия с информацией, хранение информации, память человечества, память человека, оперативная и долговременная память, носитель информации, файл, папка |
Предметные результаты — иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; — иметь представления о многообразии носителей информации; — иметь представление о понятиях «носитель», «файл», «папка «, правилах именования фалов — уметь создавать и сохранять файлы в личной папке |
|
Метапредметные результаты – понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; — основы ИКТ-компетентности; — умения работы с файлами; -умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве; | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; самоконтроль; взаимоконтроль Познавательные УУД: поиск лишнего; находить ответы на вопросы в тексте; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения, осуществлять анализ учебного материала ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Личностные результаты – понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; — интерес к изучению информатики; — определение правил работы в группах, подведение итогов урока. |
|
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная | Учебник, компьютер, источники Интернет, проектор |
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи | |
Организационный
| Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания
| Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний (компьютерный практикум)
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Формируемые умения
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: — слушать и понимать речь других
| Приветствие детей, проверка готовности к уроку | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний
| Предметные: — знать действия с информацией, отличие оперативной и долговременной памяти, основные понятия прошлых уроков Метапредметные (УУД): познавательные: — выполнять анализ; сопоставление; регулятивные: — осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
| — Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке С какими основные понятиями мы познакомились?
На экране проектора включена презентация со слайда №1. Задание Необходимо установить соответствие между терминами и их описанием (термины: жесткий диск, клавиатура, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, прикладные программы, операционная система, рабочий стол, информация, окно). (индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой) Переход в презентации на слайд 2-3 – критерии оценивания и ответы
— Давайте вспомним, какие действия человек постоянно совершает с информацией? Можно ли информацию потерять? Приведите примеры
| Управление компьютером
Программное обеспечение, прикладные программы, рабочий стол, значки, окно, меню, диалоговое окно
Устанавливают соответствие (число, соответствующее номеру понятия и рядом буква, соответствующая описанию)
обучающиеся обмениваются работами и оценивают их, результат фиксируют в индивидуальных листах)
Получение, передача, хранение и обработка
Ответы учеников могут быть самыми разнообразными. Например, потерять ту или иную информацию может отдельный человек, потерявший свою записную книжку. Человечество потеряло информацию о многих рукотворных объектах, которые благодаря этому считаются сейчас загадками (например, огромные каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы; загадки цивилизации майя и пр.).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация
| Личностные УУД: определять правила работы в группах Метапредметные познавательные: — выполнять анализ; обобщение; проводить классификацию, указывая на основание классификации;
регулятивные: — осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; — определять и формулировать цель деятельности на уроке; коммуникативные: — слушать и понимать речь других;
| Что нужно делать для того, чтобы информация не терялась? Совместно с учащимися формулируется тема урока Чтобы сформулировать цель урока, дается задание в группе (по 4 человека), проблемная ситуация Распределить понятия на группы и дать название каждой из получившихся групп (раздаю детям конверты с небольшими листочками, на которых напечатаны носители информации, устройства компьютера (ввода и вывода информации), имена файлов) Слайд Энциклопедия, клавиатура, рецепт.doc, расписание.txt, справочник, пергамент, принтер, мышь, сканер, школа.jpg , записная книжка, мышь, урок.avi Дается подсказка -Где на компьютере хранятся данные и программы? . Что такое файл? О чем говорит имя файла расписание.txt? Может ли файл иметь имя Привет!.doc? Что нового мы должны узнать? Совместно с учащимися формулируется цель урока
| СохранятьХранение информации
Обсуждение и работа в группах Дают название группе устройств ввода и вывода информации, пока не могут назвать группу Носители информации, файлы
Если у обучающихся правильное распределение на группы и даны названия устройствам ввода и вывода, то в индивидуальном листе они за данное задание ставят себе 5, если есть 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3», больше 5 ошибок – «2»
В файлах Ответы детей ? ? Цель нашего урока: Узнать, как называется объект для хранения информации? Что такое файл, что означает имя файла, правила именования файлов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания
Открытие нового знания |
Регулятивные УУД: поиск информации в предложенных источниках; работать по плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте; представлять информацию в виде опорного конспекта
| Предложить детям самим дать ответы на вопросы: — Какими свойствами обладает память человека? — Чем отличается память человека от памяти человечества? — Чем отличается оперативная память от внешней? — Приведите примеры внешней памяти? Подвожу к определению носителя информации (можно потрогать руками – значит материальный). — Попробуйте дать определение носителя информации — Программы и данные хранятся на диске в виде файлов. Содержимым файла может быть ведомость, произвольный текст, программа, таблица, рисунок и т.д. Вас зовут Маша, Саша, Даша (так назвали вас родители). У вас есть фамилия, которая к вам переходит от родителей. А какие имена можно давать файлам? Из чего состоит имя файла? Какие существуют типы файлов? Сейчас вам предстоит это выяснить. Для работы нам понадобится ручка, задание на листах и компьютер. Информацию мы будем искать в сети Интернет, а также проводить собственное исследование (приглашаю сесть за ПК).
На жестком или гибком дисках может находиться множество файлов. Чтобы избежать путаницы, каждый файл получает имя и размещается в определенной папке. | Дают ответы на вопросыРаботают с опорными конспектами, заполняют пропуски, результат показывают учителю, ставят отметки в индивидуальный лист
4. Закройте окно браузера. 5. Проведите эксперимент и заполните таблицу, показывающую, какие символы нельзя использовать в имени файла. Для этого:
/текстовый документ.
предложенные в таблице.
« + » — если можно.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания
| Предметные — иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; — иметь представления о многообразии носителей информации; — иметь представление о понятиях «носитель», «файл», «папка «, правилах именования фалов
Регулятивные УУД: — самоконтроль; взаимоконтроль — отличать верно выполненное задание от неверного (поиск ошибок);
Познавательные УУД: проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
| Задание в паре: распределите файлы по группам и дайте имена каждой группе – папке. Объясните, по какому признаку объединяли в группы.
Самопроверка (ответы и критерии — на доске). Показываю 2 способа классификации. Ребята встают рядом с партой, поднимают правую руку, если называю устройство ввода, левую – устройство вывода, обе – носитель информации, приседают, если элементы рабочего стола. Можно использовать следующие элементы:
Фронтальная работа На слайде в презентации представлены файлы, имена некоторых содержат ошибки. Найдите ошибки.
| Самопроверка ФизкульминуткаОтветы обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компьютерный практикум
| Предметные — уметь создавать и сохранять файлы в личной папке
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
| Выполнение практической работы «Создаем и сохраняем файлы» (Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.). Выполните задание. По завершению покажите учителю и сохраните файл в своей папке. учитель оценивает работы детей. | Самостоятельно выполняют практическую работу на компьютере. По завершению показывают учителю и ставят отметку в индивидуальный лист.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности
| Личностные УУД: подведение итогов урока . Регулятивные УУД: самоконтроль
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | — Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно? Предлагаю поставить детям среднюю оценку за урок в индивидуальных оценочных листах и выполнить рефлексию. Собираю. В конце урока ставлю оценки за урок. | ставят себе общую оценку за урок, выполняют рефлексию
|