6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70 г. Липецка

Разработка урока

по русскому языку для 2 класса

по программе «Планета знаний»

подготовила

учитель начальных классов

Альшова Наталья Алексеевна

Тема урока. Какими бывают лексические значения слова.

Цели урока.

1) Дать общее представление о разнообразии слов с точки зрения их лексических значений (слова синонимы, многозначные слова, слова, употребляемые в переносном значении).

2) Побуждать детей обращаться за информацией к словарям, учить работать со словарями.

3) Прививать чувство восхищения богатством значений русского слова, позволяющего делать речь более точной, живой и образной.

4) Способствовать развитию речи детей и продолжить выработку каллиграфического письма.

Оборудование.

— выставка словарей (В.И. Даля, С.И. Ожегова, словарь иностранных слов, орфографический словарь);

— рисунок страны «Лексика»;

— таблица из учебника «Слово»;

— высказывание В. Порудоминского о «толковом словаре».

Ход урока:

1. Организационный момент (стихотворное начало).

Сегодня ждут вас новые друзья!

Узнаем вместе все об этом: ты и я.

На башне флаг с названием страны

Скорей читайте!

Дети: «Лексика!»

Вы удивлены? Вы знаете, что обозначает это слово?

Лексика – один из островов океана Знаний. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на острове созданы прекрасные речевые здания. Самое главное здесь то, что каждое слово имеет своё значение; им оно отличается от других слов языка.

2. Введение в тему урока.

Работа с учебником с. 67.

На с. 67 учебника найдём ключ – разъяснение этого слова – греческий «лексис» — слово, выражение (чтение вслух).

Итак, тема сегодняшнего урока : (дети читают вслух) «Какими бывают лексические значения слова».

Значения слов можно посмотреть в толковых словарях, а ещё где?

Что значит толковый словарь? (чтение о толковом словаре на доске —

Словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова объясняет – растолковывает.По Порудоминскому)

Рассматривание толковых словарей .

Цель нашего урока: провести наблюдение над словом (его формой и содержанием), узнать, сколько значений может иметь слово, как оно употребляется в речи.

Вы обратили внимание, что на карте острова есть многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. С ними мы будем знакомиться по мере необходимости.

3. Чистописание.

Каждый урок мы начинаем с чистописания и ставим перед собой задачу писать (аккуратно, разборчиво, понятно, красиво).

Задача поставлена, рассмотрите внимательно все соединения, внимательно прочитайте написанное. Спишите, укажите в предложении все орфограммы.

уд ут тр

труд трут

Терпенье и труд всё перетрут.

Итог работы письма.

(Проверка написанного самостоятельно, выставление оценок на полях).

4. Работа по теме урока.

Послушайте загадку.

Чок-чок-чок!

Рос на ветке сундучок.

Сундучок не простой,

Сундучок костяной.

В колыбельке подвесной

Летом житель спит лесной.

Осень пёстрая придёт,

На зубок он попадёт.

(Орех)

Проговорили, а как писать? Где можно посмотреть? В орфографическом словаре. Он у вас на столах. Прочитали – орех.

Запись слова: ударение, какую орфограмму надо запомнить?

Словарь: орех.

Мы записали какую форму слова? (буквенную). Составим звуковую, проговариваем: [ а р ‘ э х]. мы видим, что слово орех имеет звуковую и буквенную «одежду» – форму.

Поставим новую задачу. Каково лексическое значение слова орех? Надо найти толкование этого слова, подсказывайте – в толковом словаре.

Работа в группах. Дети получают словари и находят толкование.

1) Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе. Обратите внимание – съедобное ядро. Какие орехи знаете? Грецкие, лесные, кедровые, кокосовые и т.д.

2) Дерево, приносящее такие плоды, а также твёрдая древесина его, идущая на столярные изделия (мебель из ореха).

Найдём родственников слову орех и запишем их (маленький орех – орешек, сделанный из ореха – ореховый, заросли деревьев или кустарников с плодами ореха – орешник).

Что значит слова-родственники? (слова с общей частью и общим значением).

Орех, орешек ореховый, орешник.

Вывод работы. Убедились, что слово имеет звуковую и буквенную форму, своё лексическое значение.

Далее проведём наблюдение над употреблением в речи данного слова.

На доске две записи:

  1. Расколов прочную скорлупу ореха, доберёшься до вкусного ядрышка.

  2. Досталось же нам на орехи (отругали, наказали).

Подумайте, в каком случае слово орех употреблено в прямом смысле (то, что оно означает, т.е. лексическое значение), а в каком случае в переносном.

Задание. Списать, указать орфограммы, ударение в словах. Над словом орех написать переносное или прямое значение.

Какой вывод об употреблении слов можно сделать?

Слово в речи может употребляться как в прямом, так и в переносном значении.

Физминутка

5. Развитие речи.

Продолжим работу над развитием письменной и устной речи.

Работа с учебником с. 67 упр. №2. Прочитать двустишие, постарайтесь его запомнить и правильно написать.

Не забывайте про правила письма, орфограммы, ударения.

Взаимопроверка, выставление оценок на полях.

Беседа по двустишию. В каком значении употреблено слово орехи ( в прямом или переносном?), надписать над словом. Найдите слово, употреблённое в переносном значении (сыплет – перенос).

Д/з Найти об орехе загадки, пословицы (кроме классных), выписать в тетрадь и найти лексическое значение слова кузовок – тоже выписать в тетрадь (проект – рисунок).

Подведём итоги урока. Все слова имеют свою форму (буквенную, звуковую), каждое слово имеет своё лексическое значение (можно посмотреть в толковом словаре, а ещё где? В Интернете.

Оценим свои усилия на данном уроке.

Работа с таблицей.

В средней части таблицы рисунок и 3 его значения – орех, орешник, лещина – это слова, близкие по значению – синонимы.

А ещё слово орех – многозначное слово. Это и плод и дерево.

2-ое Д/з Для тех, кто хочет больше знать – найти 2-3 примера многозначности слова, записать в тетрадь.

В заключение урока хочется отметить богатство нашего языка, которое делает нашу речь особенной, яркой, точной, образной. Любите и уважайте родной язык. Познавайте его тайны. Успехов вам в дальнейшем изучении языка.

В конце урока хочется прочитать вот такие строки:

А вот прощальная игра…

Нам книгу закрывать пора,

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришёл черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь близко.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты нашёл,

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу –

Ну, отвечай, конец!

Урок закончен!

Список использованной литературы

  1. Илюхина В.А., Андрианова Т.М. Учебник русского языка 2 класс. – М.: АСТ. Астрель., 2008

  2. Грушников П.А. Орфографический словарик. – М.: «Просвещение», 1991

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986

  4. Даль В. Толковый словарь. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956

  5. Даль В. Толковый словарь. – М.: «Терра – TERRA», 1994

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here