Тема: Множество. Элементы множеств
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о понятиях «множество», «элементы множеств».
Задачи урока:
образовательная: научить учащихся определять принадлежность элемента множеству, классифицировать и обобщать предметы по одному свойству (признаку).
развивающая: развивать навыки классификации предметов при выполнении различных заданий;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы посредством выполнения практических заданий.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация.
Методы обучения и воспитания: словесный (беседа), наглядный (демонстрация презентации), практический (метод упражнений).
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 мин)
Добрый день!
Первым делом гоним лень,
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!
В мире много, интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
2. Актуализация знаний. (4 мин)
Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с признаками предмета, давайте освежим наши знания. На слайде представлены картинки, по каким признакам вы будете характеризовать их (цвет, форма, размер).
Хорошо, вспомнили. (Слайд 2)
3. Мотивационный этап. (2 мин)
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое «множество» и что называют «элементами множества»! На слайде нарисован мешок. Пока он пуст. Давайте соберем в него зверей, которых вы знаете (учащиеся называют зверей).
Много в мешке получилось зверей? (Много.)
4. Объяснение нового материала. (17 мин)
В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством». «Множество» от слова МНОГО. (Слайд 3,4) Попробуйте дать название множеству, собранному в нашем мешке.
Множество – объединение предметов на основе общих свойств или признаков. (Слайд 5)
Теперь на слайде я буду показывать картинки с однородными предметами. Вы должны дать название этому множеству, например – рыбы, птицы, растения, книги.
— Это множество рыб. (Слайд 5)
— Это множество птиц. (Слайд 6)
Хорошо справились с заданием, выполним следующее (Слайд 7):
Вы должны назвать и подписать название предлагаемых множеств.
Множество: посуды, животных, обуви, игрушек, банных принадлежностей, предметов для рисования.
Теперь давайте поиграем.
Игра «Назови множество» (Слайды 8,9,10)
Я буду перечислять ряд предметов, а вы придумывать название этому множеству.
— платье, брюки, шуба, юбка, кофта, куртка… — одежда.
(- шкаф, стул, стол, диван, тумбочка… — мебель. )
— береза, сосна, ель, тополь, дуб, ива… — деревья.
(- Москва, Одесса, Лондон, Париж, Санкт-Петербург… — города.)
— стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, пчела… — насекомые.
Отлично, хорошо потрудились, но вот у нас снова появился один мешок, в котором перечислены названия предметов, но нет общего названия. Придумайте название общее этим предметам. Например, сапоги, валенки, кроссовки, ботинки, тапочки.
Это множество обуви. Все предметы из этого множества называют элементами этого множества. (Слайд 11,12)
Выполним задание 1 (слайд 14). При выполнении задания для каждой картинки следует проверить каждое предлагаемое слово. Можно сказать, что на лугу пасется стая коров? (Нет) А рой коров? (Нет) А букет коров? (Нет) Значит, для коров, пасущихся на лугу, подходит только слово «стадо». (Аналогично для остальных картинок перебираются возможные варианты, и выбирается подходящее слово.)
Итак, для некоторых групп предметов есть определенные слова, называющие эти группы, например, «стадо коров». Но сказать «рой коров» уже нельзя. Но зато любую группу предметов, собранных вместе, можно назвать «множеством»: множество коров, множество рыб, множество цветов.
Теперь вам необходимо выполнить задание: «Убери лишнее»
Убираете из множества по очереди лишние элементы и даете название получившемуся множеству. (Задание 2)
Задание 3. «Распредели элементы и назови множество» (учащиеся продолжают выходить по очереди к доске и выполнять задания).
Все очень хорошо справились с заданием, так держать!
5. Физминутка. (2 мин)
Давайте немного отдохнем. Выполните следующие действия:
1. Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. 2. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против. 3. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза. 4. Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета. 5. Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него — тогда глаза легко «соединятся».
6. Закрепление изученного материала. (10 мин)
Ребята, я сегодня получила таинственные грамоты. Мне кажется в каждой строке спрятано одно слово. Вам нужно их найти и подумать, можно ли объединить эти слова на основе каких-то общих свойств или признаков. Работаем в парах, затем проверяем.
ПNZОJРGUТLJФGFЕDSЛЬ
FТЕRYТUРWАQSДDЬZVG
YУIЧЕYБRDНGИFКVNИC
ДFНGZЕВFНRWИQIJКGFNV
КGАYРUАНIДWАQVSШFG
Портфель, тетрадь, учебник, дневник, карандаш — учебные принадлежности.
NСJGУLБGБDОGТUYАW
YСYРGЕNДFGJА
ПFWЯGТDНUИVNЦLIА
GПSОYНIЕGДDЕWЛЬGНYИUК
Суббота, среда, пятница, понедельник, вторник — дни недели.
Я довольна вашей работой, давайте выполним следующее задание:
Задание «Собери слово». (Слайд 15)
Измените, порядок букв и узнайте слово:
ролё — орёл
куала — акула
гирт — тигр
Какое множество получилось? (звери или хищники)
Теперь вы хорошо усвоили материал посредством выполнения данных заданий, быстро учитесь, молодцы!
8. Итог урока. (2 мин)
С какими новыми для вас понятиями вы познакомились?(Множество, элементы множества) Как вы поняли данные понятия, приведите примеры? Молодцы! Вы сегодня усердно потрудились, а чтобы лучше закрепить пройденный материал, вам необходимо будет выполнить домашнее задание.
9. Домашнее задание. (1 мин)
Выполнить задание №10 в рабочей тетради.
10. Рефлексия. (1 мин)
Сейчас я вам раздам листы, вы должны продолжить предложения, в конце урока сдадите мне листы:
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я бы хотел…
Знания мне пригодятся…
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, все молодцы. До свидания!
Критерии оценивания учащихся:
-
Готовность учащихся к уроку (1б);
-
Активность учащихся на уроке (за каждый правильный ответ по баллу);
-
Решение практических заданий (правильное выполнение — (1б);
-
Дисциплинированность — (1б).
Дополнительное задание: Работа по тетради.
1) № 3,5. Подчеркнуть овощи одной чертой, фрукты — двумя. (Слайд 17)
(Перечислите элементы множества «Овощи». Перечислите элементы множества «Фрукты». Что осталось не подчеркнутым? (сыр, масло, мяч, хлеб))
2) № 6-. Сколько множеств можете найти. (Слайд 18-19)(Множество: музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, строительные инструменты).