Сафронова Ольга Анатольевна
МО ШИСП город Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Учитель информатики
Предмет: Информатика Автор учебника: Горячев А. В.
Класс: 4 класс
Тема урока: «Пути в графах»
Цель урока: закрепление понятия графа и отработка навыков использования графов для решения задач.
Задачи урока:
-
проверить уровень усвоения понятия графа через умение применять имеющиеся знания для решения новых задач;
-
развивать логическое и творческое мышление учащихся, сообразительность, наблюдательность;
-
формировать активный познавательный интерес к предмету.
-
воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность, внимательность и взаимоуважение.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение цели и задач урока.
II. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.
— Ребята, дайте определение графа.
Граф – это совокупность точек, каждая пара которых может быть соединена линиями.
— Что означают вершины графа, а что – ребра?
Вершины графов обозначают предметы или существа, а ребра связи, отношения между ними.
— Как изображаются отношения в графе?
Одни отношения изображаются ребрами без стрелок, а другие – ребрами со стрелками. Стрелки нужны, когда мы обозначаем порядок действия или путь от одной вершины графа к другой, потому что путь имеет направление.
III. Решение задач по теме.
1. Игра «Невидимая карта». (Раздаточный материал. Приложение 1)
— Ребята, сегодня к нам на урок пришел зайка. Он обратился к вам с просьбой. Дело в том, что ему нужно пройти через волшебную страну. В этом может помочь карта, но карта эта непростая, она невидимая и открывает свои секреты только тем, кто сможет сам нарисовать путь. Помните, что дорога через волшебную страну только одна и нельзя с нее сворачивать.
Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны:
(Один ученик по сигналу учителя рисует на доске путь на карте).
— Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту и попросить у водяного пропуск через мостик. Дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой сосны, от сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре, а она скажет заветные слова. Потом дойти до темной пещеры и сказать заветные слова, тут и откроется выход.
— Ребята, какие объекты мы соединили? Сколько объектов мы соединили?
— Что у нас получилось? (Путь через страну.)
— На что похожа наша карта? (На карту дорог, автомобильную карту, план и т. д.)
— Почему мы ни с чем не соединили горы? (Туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом.)
2. Задание «Геометрические фигуры».
На доске размещены разноцветные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, три разных треугольника.
Вопросы:
— Как можно назвать множество объектов на доске?
— Какие множества можно выделить? Обозначьте на доске эти множества.
— Какие вы видите подмножества?
2.1. Нарисовать на доске два непересекающихся круга и предложить детям назвать два таких множества, которые не пересекаются.
2.2. Нарисовать два круга – один внутри другого и назвать те множества, которые можно обозначить такими кругами.
2.3. Нарисовать на доске два пересекающихся круга. (множество фигур с одинаковыми сторонами – треугольники и четырехугольники)
3. Задание «Множества».
Учитель называет пары множеств. Если множества не пересекаются, то дети не поднимают руку. Если пересекаются – то поднимают руки. Дети приводят примеры и объясняют свой ответ.
— животные и герои мультфильмов (Крокодил Гена, кот Матроскин);
— овощи и герои сказок;
— птицы и рыбы;
— растения и хищники;
— фрукты и товары в магазине;
— четные числа и нечетные числа;
— девочки и герои сказок;
— нечетные числа и все числа;
— папы и врачи.
Физ. минутка. Ученики-дежурные проводят физ. минутку.
4. Задание «Определи граф».
На доске изображены графы:
1)
2)
3)
4)
— По описанию определите, какой граф подходит под описание:
1. Маша отправила смс-сообщение трем подругам (№3).
2. Три боксера соревновались за первое место и боролись друг с другом (№1).
3. Дети стояли в кругу и передавали друг другу мяч по часовой стрелке (№4).
4. Между четырьмя городами есть телефонная связь (№2).
— Приведите примеры для каждого графа.
4. Задание «Сколько стоит Неваляшка?».
Каждый ученик выполняет задание по карточке самостоятельно, один ученик делает задание у доски. (Приложение 2)
Вопросы:
— Из каких геометрических фигур состоит Неваляшка?
— Как найти стоимость Неваляшки?
5. Задание «Продукты».
На доске размещены карточки с надписями продуктов питания:
— кока-кола;
— молоко;
— каша;
— чипсы;
— яблоки;
— кириешки.
Вопросы:
— Как можно назвать записанные на доске объекты?
— Какие множества вы можете здесь выделить (вредная и полезная еда). Обозначьте на доске множества.
5.1.На доске учитель рисует два круга – один внутри другого и предлагает детям назвать те продукты, которые можно обозначить такими кругами. Как можно назвать такие множества?
5.2. На доске учитель рисует два непересекающихся круга и предлагает детям перечислить элементы этих множеств. Как можно назвать такие множества?
6. Задание «Паутина-лабиринт».
Работа с карточками. Один ученик выполняет задание у доски. (Приложение 3)
— Бабочка запуталась в паутине-лабиринте.
Для того чтобы выбраться из лабиринта, ей нужно найти 3 дорожки, которые проходят через цифры, сумма которых равна 12. Постойте три графа, с помощью которых бабочка освободится из паутины-лабиринта.
IV. Рефлексия. Постановка домашнего задания.
— Нарисуйте смайлики, у которых выражение такое же, как сейчас ваше настроение на уроке.
— Скоро праздник 14 февраля – день Святого Валентина. По случаю праздника домашнее задание будет необычным. Я для Вас приготовила праздничные открытки-валентинки. Посмотрите внимательно, посередине открытки символ праздника – красное сердечко.
Это непростое сердечко – это Ваше доброе сердце.
К следующему уроку на этой открытке Вам нужно изобразить граф, по которому будет видно, кого Вы поздравили с Днем Святого Валентина.
V. Подведение итогов роков. Выставление оценок.
Приложение 1.
Приложение 2.
Неваляшка состоит из разных геометрических фигур. Определи, сколько стоит неваляшка?
Неваляшка стоит _________ руб.
1 руб.
2 руб.
3 руб.
4 руб.
5 руб.
Приложение 3.
Бабочка запуталась в паутине-лабиринте.
Для того чтобы выбраться из лабиринта, ей нужно найти 3 дорожки, которые проходят через цифры, сумма которых равна 12.
3
4
2
5
3
3
6
3
1
5
2
4