Сафронова Ольга Анатольевна

МО ШИСП город Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область

Учитель информатики

Предмет: Информатика Автор учебника: Горячев А. В.

Класс: 4 класс

Тема урока: «Пути в графах»

Цель урока: закрепление понятия графа и отработка навыков использования графов для решения задач.

Задачи урока:

  • проверить уровень усвоения понятия графа через умение применять имеющиеся знания для решения новых задач;

  • развивать логическое и творческое мышление учащихся, сообразительность, наблюдательность;

  • формировать активный познавательный интерес к предмету.

  • воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность, внимательность и взаимоуважение.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение цели и задач урока.

II. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

— Ребята, дайте определение графа.

Граф – это совокупность точек, каждая пара которых может быть соединена линиями.

Что означают вершины графа, а что – ребра?

Вершины графов обозначают предметы или существа, а ребра связи, отношения между ними.

Как изображаются отношения в графе?

Одни отношения изображаются ребрами без стрелок, а другие – ребрами со стрелками. Стрелки нужны, когда мы обозначаем порядок действия или путь от одной вершины графа к другой, потому что путь имеет направление.

III. Решение задач по теме.

1. Игра «Невидимая карта». (Раздаточный материал. Приложение 1)

— Ребята, сегодня к нам на урок пришел зайка. Он обратился к вам с просьбой. Дело в том, что ему нужно пройти через волшебную страну. В этом может помочь карта, но карта эта непростая, она невидимая и открывает свои секреты только тем, кто сможет сам нарисовать путь. Помните, что дорога через волшебную страну только одна и нельзя с нее сворачивать.

Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны:

(Один ученик по сигналу учителя рисует на доске путь на карте).

— Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту и попросить у водяного пропуск через мостик. Дойти до моста, перейти его. Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой сосны, от сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре, а она скажет заветные слова. Потом дойти до темной пещеры и сказать заветные слова, тут и откроется выход.

— Ребята, какие объекты мы соединили? Сколько объектов мы соединили?

— Что у нас получилось? (Путь через страну.)

— На что похожа наша карта? (На карту дорог, автомобильную карту, план и т. д.)

— Почему мы ни с чем не соединили горы? (Туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом.)

2. Задание «Геометрические фигуры».

На доске размещены разноцветные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, три разных треугольника.

Вопросы:

— Как можно назвать множество объектов на доске?

— Какие множества можно выделить? Обозначьте на доске эти множества.

— Какие вы видите подмножества?

2.1. Нарисовать на доске два непересекающихся круга и предложить детям назвать два таких множества, которые не пересекаются.

2.2. Нарисовать два круга – один внутри другого и назвать те множества, которые можно обозначить такими кругами.

2.3. Нарисовать на доске два пересекающихся круга. (множество фигур с одинаковыми сторонами – треугольники и четырехугольники)

3. Задание «Множества».

Учитель называет пары множеств. Если множества не пересекаются, то дети не поднимают руку. Если пересекаются – то поднимают руки. Дети приводят примеры и объясняют свой ответ.

— животные и герои мультфильмов (Крокодил Гена, кот Матроскин);

— овощи и герои сказок;

— птицы и рыбы;

— растения и хищники;

— фрукты и товары в магазине;

— четные числа и нечетные числа;

— девочки и герои сказок;

— нечетные числа и все числа;

— папы и врачи.

Физ. минутка. Ученики-дежурные проводят физ. минутку.

4. Задание «Определи граф».

На доске изображены графы:

1)

2)

3)

4)

— По описанию определите, какой граф подходит под описание:

1. Маша отправила смс-сообщение трем подругам (№3).

2. Три боксера соревновались за первое место и боролись друг с другом (№1).

3. Дети стояли в кругу и передавали друг другу мяч по часовой стрелке (№4).

4. Между четырьмя городами есть телефонная связь (№2).

— Приведите примеры для каждого графа.

4. Задание «Сколько стоит Неваляшка?».

Каждый ученик выполняет задание по карточке самостоятельно, один ученик делает задание у доски. (Приложение 2)

Вопросы:

— Из каких геометрических фигур состоит Неваляшка?

— Как найти стоимость Неваляшки?

5. Задание «Продукты».

На доске размещены карточки с надписями продуктов питания:

— кока-кола;

— молоко;

— каша;

— чипсы;

— яблоки;

— кириешки.

Вопросы:

— Как можно назвать записанные на доске объекты?

— Какие множества вы можете здесь выделить (вредная и полезная еда). Обозначьте на доске множества.

5.1.На доске учитель рисует два круга – один внутри другого и предлагает детям назвать те продукты, которые можно обозначить такими кругами. Как можно назвать такие множества?

5.2. На доске учитель рисует два непересекающихся круга и предлагает детям перечислить элементы этих множеств. Как можно назвать такие множества?

6. Задание «Паутина-лабиринт».

Работа с карточками. Один ученик выполняет задание у доски. (Приложение 3)

— Бабочка запуталась в паутине-лабиринте.

Для того чтобы выбраться из лабиринта, ей нужно найти 3 дорожки, которые проходят через цифры, сумма которых равна 12. Постойте три графа, с помощью которых бабочка освободится из паутины-лабиринта.

IV. Рефлексия. Постановка домашнего задания.

— Нарисуйте смайлики, у которых выражение такое же, как сейчас ваше настроение на уроке.

— Скоро праздник 14 февраля – день Святого Валентина. По случаю праздника домашнее задание будет необычным. Я для Вас приготовила праздничные открытки-валентинки. Посмотрите внимательно, посередине открытки символ праздника – красное сердечко.

Это непростое сердечко – это Ваше доброе сердце.

К следующему уроку на этой открытке Вам нужно изобразить граф, по которому будет видно, кого Вы поздравили с Днем Святого Валентина.

V. Подведение итогов роков. Выставление оценок.

Приложение 1.

Приложение 2.

Неваляшка состоит из разных геометрических фигур. Определи, сколько стоит неваляшка?

Неваляшка стоит _________ руб.

1 руб.

2 руб.

3 руб.

4 руб.

5 руб.

Приложение 3.

Бабочка запуталась в паутине-лабиринте.

Для того чтобы выбраться из лабиринта, ей нужно найти 3 дорожки, которые проходят через цифры, сумма которых равна 12.

3

4

2

5

3

3

6

3

1

5

2

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here