Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Навашино
Навашинского района Нижегородской области
Урок по информатике в 5 классе
«Разработка плана действий
и его запись»
Подготовила и провела:
учитель информатики
Бобылева Людмила Валерьевна
Навашино 2010 год
Разработка плана действий и его запись.
Цели урока:
-
Закрепить представление учащихся о способах обработки информации, в процессе выполнения практической работы формировать умение записывать план действий, ввести понятие алгоритма, провести связь между информатикой и другими предметами;
-
Развить логическое мышление учащихся, умение работать с прикладными программами;
-
Воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность выполнения практической работы
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование:
-
мультимедийный проектор
-
компьютер
-
карточки-задания
-
карточка для рефлексии
-
карта оценивания
Ход урока:
-
Организационный момент;
-
Актуализация знаний
-
Проверка домашнего задания;
-
устный опрос;
-
постановка проблемы;
-
Практическая часть урока (работа за компьютером);
-
рефлексия;
-
Подведение итогов
-
Задание на дом;
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей и гостей, отмечает отсутствующих. Настраивает учащихся на спокойную плодотворную работу. Медленно проговаривая слова, делая паузу, чтобы дети могли проговорить фразы шепотом.
Я скажу себе друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и не задач, ни проблем, ни неудач,
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
2) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
1. На экране написан план перехода улицы на пешеходном переходе, но выполняемые действия записаны в произвольном порядке. Ребятам предлагается пронумеровать действия. (по мере появления нумерации, рядом на экране появляется картинка перехода через дорогу).
-
Если нет едущих машин, то дойди до разделительной линии проезжей части; (3)
-
Посмотреть направо (4)
-
Если нет едущих машин, то закончить переход (5)
-
Подойти к пешеходному переходу (1)
-
Посмотреть налево (2)
2. На экране написан план открытия приложения «Калькулятор». Пронумеровать действия (по мере появления нумерации, рядом на экране появляется картинка открытия приложения).
3. Проверка домашнего задания
(На дом было задано: параграф 1.14 стр.60 №7,). Прочитайте какое дерево самое высокое, а какое самое низкое. (ель, сосна, тополь, береза, липа, клен). На экране появляются столбики, подписанные названием деревьев. Проверьте задание, исправьте ошибки. Поставьте себе оценки и отложите тетради на край стола.
Ель
Сосна
Тополь
Береза
Липа
Клен
4. Устный опрос
Вы знаете, что компьютер – это техническое устройство, с помощью которого можно создавать, обрабатывать, преобразовывать и сохранять информацию.
-
— Для чего нужно разрабатывать план действий? (для более точного и правильного его исполнения).
-
— Какие способы записи плана действий вы знаете? (словесный, графический, табличный, символьный (математический язык)).
-
— С помощью какой компьютерной программы можно находить значение математического выражения? (Калькулятор).
-
— Где находится эта программа? (Пуск-Программы-Стандартные).
-
— С помощью какого офисного приложения можно создавать тексты и красиво их оформлять? (С помощью текстового процессора).
-
— Как его запустить? (Пуск-Программы-Стандартные-WordPad).
5. Постановка проблемы
На прошлых уроках мы составляли план действий для решения заданий, касающихся различных школьных предметов. Сегодня во время практической работы вы снова должны будете составить план действий и описать его различными способами. Всем учащимся предлагается найти значение математического выражения и составить план его решения, дополнительно предлагается разработать план посадки дерева.
По окончании этой практической работы вы должны представить созданный вами план и его описание. На выполнение этой работы отводится не более 15 минут.
На каждой карточке находятся 3 варианта задания: уровня А, В и С. Уровень А подразумевает самый примитивный уровень для тех, кто оценивает свои возможности на 3, уровень В – средний, на 4; уровень С – самый сложный, на 5. Вы знаете свои возможности, поэтому выполняемое задание выбираете самостоятельно. На листах описываете план действий. Созданный файл оставляете открытым для проверки, лист с описанием плана действий сдаете учителю. Те, кто закончит выполнение работы раньше и захочет получить еще оценку, предлагается дополнительное задание (на рабочем столе файл посадка дерева)
6. Выполнение практической работы
При переходе за компьютеры
Ну, тогда тихонько встали
И к столам мы подошли.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
— по математике
Расставить порядок действий в математическом выражении, с помощью приложения Калькулятор вычислить его значение.
Задания:
-
Уровень А: описать словесно план нахождения значения выражения.
1024325-197)+198 -
Уровень В: Разработать план нахождения значения данного выражения символьным и словесным способом
324-79291-73) 25 -
Уровень С: Разработать план нахождения значения выражения символьным, словесным и графическим способом.
(8536-7512):128+2998
Дополнительное задание (на рабочем столе файл)
Засыпь ямку. (5)
Поставь лопату и лейку на место. (6)
Выкопай ямку. (2)
Возьми лейку и полей саженец. (4)
Возьми лопату и саженец. (1)
Посади саженец в ямку. (3)
Валеологическая пауза – выполнение 2 упражнения для снятия усталости с глаз. Проводится учеником
7. Рефлексия
Обратите внимание на карточки у вас на столе. В них вы должны оценить свои достижения на этом уроке. Определите свою оценку за урок
Отметка (собственное мнение):
-
а) Я много узнал нового
-
б) На уроке было интересно
-
в) На уроке было скучно
не получалось _______________________________________________
не понял (а) _________________________________________________
трудно потому что ___________________________________________
8. Подведение итогов
Итак, вы выполняли практические задания на компьютере и описывали свои действия, получили результат.
Так вот, конечная последовательность определенных действий, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется алгоритмом.
Это слово не русское, оно пришло к нам из древности.
Слово “алгоритм” происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8-9 вв. Аль-Хорезми, который родился в городе Хива в Хорезме (Хорезм — историческая область на территории современного Узбекистана). Название операции «аль-джебр», состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака, впоследствии стало название раздела математики (алгебра). Имя аль-Хорезми (латинизированное — Algorithmi) вошло в математику как обозначение арифметики с помощью индийских чисел, а затем как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определённым правилам
Из его работ до нас дошли только две — алгебраическая (от названия этой книги родилось слово алгебра) и арифметическая. Тогда алгоритмом называлось десятичное счисление и искусство счета в этой системе. Первые строки арифметической книги были переведены так: “Сказал Алгоритми. Воздадим должную хвалу Богу, нашему вождю и защитнику”. Так имя Аль-Хорезми перешло в Алгоритми, откуда и появилось слово алгоритм.
На экран проецируется изображения ученого, его памятник в Хиве, его книга.
Памятник Аль-Хорзми в Хиве (Узбекистан).
Арифметический трактат Аль-Хорезми (787–850 г.г.).
-
— Что же называется алгоритмом?
-
— С какими предметами были связаны задания построения алгоритма?
-
— С какими предметами можно еще связать информатику и почему?
-
Задание на дом
Пар. 1.14. Придумать задание по математике для своего соседа по парте.
(оценки за урок учитель выставлял в карту оценивания)
КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ
Класс ____________________ «____» _____________________2008 г.
Практическая работа | Дополнительно | |||||
Уровень задания | Оказываемая помощь | Оформление электронного документа | Оформление письменного задания | отметка | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. 2009 год
2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие 2008г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
www.orexca.com/rus/monuments_khiva.shtml
-
www.orexca.com/rus/museums_khiva.shtml