Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Навашино
Навашинского района Нижегородской области
Урок в 5 классе на тему:
«Табличная форма представления информации»
Подготовила и провела:
учитель информатики
Бобылева Л.В.
Навашино 2009 год
Табличная форма представления информации.
Цели урока:
-
дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
-
акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
-
воспитывать уважение к партнеру при работе за компьютером, бережное отношение к технике.
Основные понятия:
-
таблица;
-
графа (столбец) таблицы;
-
строка таблицы.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование:
-
мультимедийный проектор
-
компьютер
Ход урока:
-
Организационный момент;
-
Актуализация и проверка усвоения изученного материала;
-
Объяснение нового материала;
-
Закрепление изученного материала;
-
Практическая часть урока (работа за компьютером);
-
Задание на дом;
-
Подведение итогов.
2) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
-
Ученики отвечают на вопросы §1.9 №1-№4 с.36.
-
Расскажите о текстовой форме представления информации.
-
Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста.
-
С какой целью вы создаёте тексты? Приведите два-три примера..
-
Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?
-
Запишите словами число 389 365 402 202.
Ответ: триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.
-
Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: «Миллиард – очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд».
Ответ: «1000000000. 30. 1
1970 . 31 . 1999 . 10957 . 262968 . 946684800 . 30 . 1000000000 .
-
Какое задание у вас вызвало большее затруднение?
-
Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения таких заданий? Всегда ли удобна текстовая форма представления информации?
Вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна.
-
На экране с помощью мультимедийного проектора детям предлагается кроссворд по предыдущей теме. Ключевое слово- таблица – определяет тему урока. (Учащиеся заполняют кроссворд на карточках, заранее выданные на парты)
-
Любое словесное высказывание, напечатанное, или существующее в устной форме. (текст).
5. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером
в алфавите 10; 3; 1; 15. (Иван)
7. Слово, закодированное с помощью комбинации фигур, букв, знаков (ребус)
8. Специальная азбука для людей, потерявших зрение (Брайля)
9. Современный носитель информации (Диск)
11.Сведения об окружающем нас мире (Информация)
17Пара чисел: первое число по оси OX , второе – по оси OY (Координаты)
-Ребята, обратите внимание на выделенный столбец. Какое слово у нас получилось? Это ключевое слово нашей темы урока. (Таблица)
3) Объяснение нового материала:
Тема: Табличная форма представления информации
-
Учащимся предлагается прочитать текст «Оценки за год», (текст выведен на экран) §1.10 с.37 и ответить на находящиеся под ним вопросы. (Пятиклассники обычно затрудняются ответить на вопросы, но делают это чётко и быстро по таблице, которая выводится на экран позже)
-
Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
-
По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
-
Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике?
Эти же самые вопросы задаются ученикам, когда на экран выведена информация в виде таблицы
-
Делается вывод, что таблица – простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации.
-
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.
-
Структура таблицы: головка, боковик, прографка.
-
Учащиеся выполняют чертеж в тетради.
-
Ребята, вы раньше встречались с информацией в виде таблицы?
Учащиеся приводят примеры таблиц (календарь погоды, расписание уроков, дневник …).
4) Закрепление изученного материала:
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия графам и заполните таблицу. (выведен на экран)
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз — алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз — «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке
Самые крупные алмазы
Вес, карат | Время (место) находки | |
Куллинан | 3106 | 1905 год |
Эксцельсиор | 995 | 1893 год |
Звезда Сьерра-Леоне | 970 | 1972 год |
Кохинор | 800 | XIV век (Индия) |
Великий Могол | 787 | XVII (Индия) |
Алмаз Победы | 770 | 1945 год (Западная Африка) |
С помощью таблиц можно не только записывать однотипную информацию , но и решать логические задачи
Физкультминутка:
На уроке, ребята, вы работаете хорошо, дружно.
А теперь отдохнуть вам нужно.
Смотрим на экран и выполняем упражнения.
Сколько строчечек у нас? (5)
Столько мы присядем раз.
Сколько граф здесь мы увидим? (2)
Столько сделаем наклонов (вправо, влево)
Сколько камешков у нас (6)
Столько мы подпрыгнем раз.
Отдохнули, порезвились и за дело мы взялись.
Задача с.39 (учебник).
Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.
— О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
Назовите имя и фамилию каждого мальчика. (текст выведен на экран)
Имя | ||||
Алик | Володя | Миша | Юра | |
Балашов | – | – | – | + |
Петров | – | – | + | – |
Лунин | – | + | – | – |
Симонов | + | – | – | – |
Ответ: фамилия Алика – Симонов, Володи – Лунин, Миши – Петров и Юры – Балашов.
5) Практическая часть
А сейчас мы переходим к практической части: (ученику было задано д/з рассказ о игре «Морской бой»
Заслушаем Мохову Алину.
Затем учитель говорит ребятам о том, что эта игра существует в электронном варианте. Демонстрирует правила игры на экране. После объяснения учителя ребята сами приступают к игре.
Работа на компьютере. Игра «Морской бой».
-
Ребята, а теперь возвращаемся за парты, выключив мониторы.
6) Домашнее задание:
§1.10, письменно: №3 с.41.
7) Подведение итогов:
1. Что нового мы сегодня узнали на уроке? (Информацию можно представлять в виде таблицы)
2. Когда удобно представлять информацию в виде таблицы? (когда она однотипная)
3. Какие основные применения таблицы мы рассмотрели? (при решении логических задач, запись однотипной информации)
Оценки за урок
Список использованной литературы
1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. 2009 год
2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие 2008г
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
www.wikipedia..ru
-
www.school.xvatit.com